Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Андреевой Т.Б.
судей Астапенко С.А. и Решетникова М.Н.
при секретаре Глумовой М.Е.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Волховского городского суда Ленинградской области от 5 октября 2015 года об оспаривании таможенных платежей.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Брянская таможня Центрального таможенного управления обратилась в Волховский городской суд Ленинградской области с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по таможенным платежам и пени в размере 469 538,9 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что 07.08.2014 сотрудниками ДПС ГИБДД МВД РФ по Алтайскому краю с целью проверки документов был остановлен автомобиль "данные изъяты", которым управлял гражданин России ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: "адрес". Однако, согласно базе данных КПС "АПП", данный автомобиль "ВМW 520i" ввезен на таможенную территорию Таможенного союза 11.07.2013 года гражданином Республики Азербайджан ФИО1 Аскером оглы по пассажирской таможенной декларации N10102170/110713/В0047868.
Брянской таможней был установлен срок вывоза автомобиля "ВМW 520i" с таможенной территории Таможенного союза до 11.10.2013 года.
В иске отмечается, что действующим законодательством передача декларантом права управления другим лицам без разрешения таможенного органа влечет за собой возникновение обязанности по уплате таможенных платежей.
Постановлением Алтайской таможни от 02.12.2014 ФИО1 Аскер оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 руб. 00 коп. без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
В обоснование исковых требований истец ссылается на положения ТК ТС, Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010, Федерального закона от 27.11.2010 N311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В суде первой инстанции представитель истца в письменном ходатайстве поддержал исковые требования, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя Брянской таможни (л.д. 60).
ФИО1 в судебном заседании признал предъявленные к нему исковые требования (л.д. 118, 119).
Решением Волховского городского суда Ленинградской области от 5 октября 2015 года исковое заявление Брянской таможни удовлетворено. Суд взыскал с ФИО1 в пользу Брянской таможни таможенные платежи в сумме 402 372 руб. 32 коп., пени в сумме 67 166 руб. 08 коп., а всего 469 538 руб. 90 коп., а также государственную пошлину в сумме 7 895,39 руб.
На данное решение ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения. Жалоба мотивирована тем, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывается, что податель жалобы не знал о предъявленном к нему таможенном требовании, а также о вынесенном постановлении об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ. Кроме того, судом не проверена правильность начисленных таможенных платежей и пени.
Относительно апелляционной жалобы Брянской таможней поданы возражения о несостоятельности ее доводов и законности судебного постановления.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились. О времени и месте судебного заседания извещены. Сведения о причинах неявки административным ответчиком не представлены. Административный истец просил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя. При таких обстоятельствах, судебная коллегия, руководствуясь статьями 150 и 307 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела установлено, что 11 июля 2013 года гражданин Республики Азербайджан ФИО1 заполнил пассажирскую таможенную декларацию на временный ввоз транспортного средства марки " "данные изъяты", не зарегистрированный на территории таможенного союза. Право владения декларанта ФИО1 указанным автомобилем на момент его ввоза на территорию таможенного союза подтверждается договором безвозмездного пользования автомобилем и доверенностью на управление и распоряжение им. Срок вывоза автомобиля с таможенной территории Таможенного союза был установлен Брянской таможней до 11 октября 2013 года.
7 августа 2014 года в ходе проверки документов сотрудниками ДПС ГИБДД МВД России по Алтайскому краю установлено, что указанным автомобилем управлял гражданин России - ФИО2.
Постановлением Алтайской таможни от 02.12.2014 ФИО1 Аскер оглы признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 руб. 00 коп. без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения.
24 февраля 2015 года Брянской таможней составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей. ФИО1 выставлено требование от 10 марта 2015 года N 113 об уплате таможенных платежей и пени в размере 469 538,9 руб. в связи с передачей права управления временно ввезенным транспортным средством другому лицу. Данное требование Брянской таможней направлено 11 марта 2015 года в известные адреса регистрации ответчика (в Республику Азербайджан и г. Волхов Ленинградской области), что подтверждается реестрами отправки почтовой корреспонденции.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что ответчик не вправе был передавать без разрешения таможенного органа право пользования транспортным средством другим лицам, так как транспортное средство на территории Российской Федерации находится под таможенной процедурой временного воза, по условиям которого владеть и пользоваться автомобилем может только декларант, за исключением случаев специально оговоренных законодательством. Кроме того, ответчик признал исковые требования.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они подтверждены материалами дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
18 июня 2010 г. между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан заключено Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.
Согласно статье 5 Соглашения от 18.06.2010 товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
В силу пункта 2 статьи 279 ТК ТС одним из ограничений по пользованию временно ввезенным транспортным средством является то, что данное транспортное средство должно находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 4 ТК ТС декларант - это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Согласно пункту 4 статьи 351 ТК ТС под "транспортным средством для личного пользования" понимается автотранспортное средство, находящееся в собственности или владении физического лица, перемещающего это транспортное средство через таможенную границу исключительно в личных целях.
В силу пункта 3 статьи 358 ТК ТС передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, временно ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза физическими лицами, осуществляющими их ввоз. Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только: при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV Приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза; для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.
Кроме того, пунктом 3 статьи 279 ТК ТС предусмотрены случаи передачи декларантом временно ввезенных товаров во владение и польз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.