Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 07 апреля 2016 г.
(Извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Местниковой С.А., единолично
рассмотрев в открытом судебном заседании
жалобу генерального директора ОАО "Госснабсбыт Якутии" Васильева Д.И. на решение Якутского городского суда РС(Я) от 24 февраля 2016 года, которымпо делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Госснабсбыт Якутии",
постановлено:
Постановление старшего госинспектора якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) от 23 декабря 2015 годапо делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Открытого акционерного общества "Госснабсбыт Якутии" - оставить без изменения, жалобу на данное постановление - без удовлетворения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения, суд
установил:
22 декабря 2015 года государственным инспектором Якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) В. был составлен протокол об административном правонарушении N ... , предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ в отношении ОАО "Госснабсбыт Якутии", за осуществление выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
Постановлением старшего государственного инспектора Якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) С. N ... от 23декабря 2015 года ОАО "Госснабсбыт Якутии" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, подвергнуто административному штрафу в размере 180 000 рублей.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, Васильев Д.И. обратился в Верховный суд РС (Я) с жалобой об отмене постановления старшегогосударственного инспектора и решения суда в связи с тем, что основания проведения внеплановой проверки отсутствовали, протокол осмотра принадлежащих ОАО "Госснабсбыт Якутии" помещений, территорий не составлялся, представителю юридического лица не были разъяснены права и обязанности при составлении протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, Слепцов В.В. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Министерства охраны природы РС(Я) В. с доводами жалобы не согласился. Полагает привлечение лица к административной ответственности законным и обоснованным.
Изучив материалы административного дела, выслушав объяснения участников процесса, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 годаN 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.
Под вредным (загрязняющим) веществом статьей 1 названного Федерального закона понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Нарушение требований указанного закона в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального на то разрешения влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
В данном случае из установленных судом обстоятельств по делу следует, что в ходе внеплановой выездной проверки от 02.12.2015 деятельности ОАО "Госснабсбыт Якутии" расположенной по адресу: г. Якутск,50 лет Октября на основании обращения общественных инспекторов установлено, что предприятием при использовании природного газа производится выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ, таких как азот оксида, азот диоксида, углерод оксида. Однако предприятием не разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов этих веществ в воздух и не получено специальное разрешение на то.
Таким образом в бездействии ОАО "Госснасбыт Якутии" усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.
Вместе с тем, как следует из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения требует не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом процессуального порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе, им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен с обязательным соблюдением прав лица, привлекаемого к административной ответственности, на его составление в его присутствии с разъяснением его прав и обязанностей, представлением им объяснения и замечания по протоколу.
В данном случае, как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен без привлечения законного представителя юридического лица к его составлению по мотиву отсутствия у представителя доверенности на участие в деле.
Между тем, в материалах дела имеется доверенность N ... от 22.12.2014, выданная ОАО "Госснабсбыт Якутии" сроком на 3 года Слепцову В.В., в соответствии с которой юридическое лицо уполномочивает его представлять интересы Общества во всех инстанциях, в том числе совершать от имени представляемого все процессуальные действия, предусмотренные законом участникам производства по делам об административных правонарушениях.
Данная доверенность была представлена Слепцовым В.В. должностному лицу при составлении протокола, однако должностное лицо необоснованно не допустило к составлению административного протокола представителя ОАО "Госснабсбыт Якутии".
Таким образом, ВС РС (Я) считает что в действиях должностного лица имеется нарушение порядка привлечения ОАО "Госснабсбыт Якутии" к административной ответственности. Протокол в отношении юридического лица в нарушение положений ст. 28.2 КоАП РФ был составлен без обеспечения участия его представителя
В соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии обстоятельств, при которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
В данном случае наличие вышеуказанных обстоятельств, а именно существенное нарушение прав лица. привлекаемого к административной ответственности, при решении вопроса о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении, исключает привлечение этого лица к административной ответственности.
При этом доводы представителя контролирующего органа о том. что представителем юридического лица не была представлена конкретная доверенность на участие по данному делу, ВС РС (Я) считает несостоятельными, поскольку составление административного протокола без участия законного представителя лица. в отношении которого составляется протокол, не может быть признано законным независимо от причины отстранения его от участия в составлении протокола. В случае, указываемом представителем контролирующего органа, должностное лицо обязано было обеспечить условия для устранения причин, по которым представитель юридического лица не мог быть допущен к участию в составлении протокола.
При таких обстоятельствах ВС РС (Я) находит незаконным и необоснованным постановление старшего государственного инспектора Якутского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) С. N ... от 23декабря 2015 года и решение Якутского городского суда РС(Я) от 24 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Госснабсбыт Якутии", подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Жалобу генерального директора ОАО "Госснабсбыт Якутии" Васильева Д.И. - удовлетворить.
Постановлениестаршего государственного инспектораЯкутского комитета охраны природы Министерства охраны природы РС(Я) С. N ... от 23декабря 2015 года, решение Якутского городского суда РС(Я) от 24 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренномч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении Открытого акционерного общества "Госснабсбыт Якутии" отменить, производство по делу прекратить.
Судья Верховного Суда РС (Я): С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.