Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Доржиевой Б.В.
судей Усольцевой С.Ю., Погореловой Е.А.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чита 6 апреля 2016 года гражданское дело по иску Забировой Э. Х. к администрации муниципального района "Каларский район", администрации городского поселения "Новочарское", Министерству территориального развития Забайкальского края о признании решения незаконным, обязании восстановить право на получение социальной выплаты, обязании доплатить недостающую денежную сумму,
по апелляционной жалобе истца
на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 29 января 2016 года, которым постановлено исковые требования Забировой Э. Х. к администрации муниципального района "Каларский район", администрации городского поселения "Новочарское", Министерству территориального развития Забайкальского края о признании решения незаконным, обязании восстановить право на получение социальной выплаты, обязании доплатить недостающую денежную сумму, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
установила:
Забирова Э.Х. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что она является участницей программы "Молодая семья" на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2013-2015 годы. Ею получено свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого помещения, в размере "данные изъяты", выданное администрацией городского поселения "Новочарское". С данным решением она не согласна, поскольку рыночная стоимость жилого помещения в поселении "Новочарское" составляет "данные изъяты" за квадратный метр. Считает, что не дополучит социальную выплату в размере "данные изъяты". Полагает, что таким решением нарушено её право на получение достойного жилья. На её просьбу произвести доплату до "данные изъяты" за квадратный метр, обращенную к лицам, выдавшим свидетельство, она получила отказ. Также ей было отказано в удовлетворении аналогичного заявления, направленного в администрацию муниципального района "Каларский район". Просила суд признать решения об отказе в доплате до средней рыночной стоимости жилья незаконными, обязать ответчиков восстановить ее право на получение социальной выплаты в полном объеме, обязать ответчиков доплатить недостающую денежную сумму (л.д. 2-4).
Определениями суда от 22 января 2016 года в качестве соответчиков по делу привлечены администрация городского поселения "Новочарское", Министерство территориального развития Забайкальского края (л.д.89, 90).
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 167-170).
В апелляционной жалобе истец Забирова Э.Х. выражает несогласие с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Приводит обстоятельства, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований ввиду того, что она была согласна с размером социальной выплаты, полагает несостоятельным. Указывает, что установленный размер субсидии в сумме "данные изъяты" за квадратный метр не позволяет ей приобрести достойное жилье, следовательно, федеральная целевая программа "Жилище" в отношении неё становится заведомо нереализованной. Все подпрограммы являются составной частью указанной выше программы, в которой должен быть единый стандарт норматива стоимости 1 кв.м. жилья по поселению. Снижая размер стоимости 1 кв.м. для участника подпрограммы, существенно нарушаются его права на получение достойного жилья, и он ставится в неравное положение с иными участниками программы. Обращает внимание на то, что в ходе рассмотрения дела представителем администрации городского поселения "Новочарское" не отрицалось, что иные участники программы "Жилище" получают на приобретение жилья социальные выплаты в размере "данные изъяты", что именно по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" занижена реальная стоимость жилья до "данные изъяты" за квадратный метр. Ссылаясь на действующее российское законодательство, полагает, что размер субсидии на улучшение жилищных условий должен быть определен истцу в размере "данные изъяты". Данная позиция обусловлена нормой общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, однако этот норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Средняя рыночная стоимость трехкомнатной квартиры во вторичном жилом фонде на территории городского поселения "Новочарское" составляет "данные изъяты". Из указанного следует, что установленный ей размер субсидии незаконно и необоснованно снижен на 10%, и нарушает принцип о социальной выплате в размере 35 % стоимости жилья. Указывает, что в нарушение Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050, администрация городского поселения "Новочарское" не установиланорматив стоимости 1 кв.м. жилья на территории поселения, поскольку норматив должен быть установлен по реальной стоимости жилого помещения, на территории которого проживает лицо, получающее социальную выплату. При начислении ей социальной выплаты администрация городского поселения "Новочарское" руководствовалась Постановлением руководителя администрации МО "Каларский район" N 504 от 30.10.2014, согласно которому установлен не норматив стоимости 1 кв.м. жилья на территории городского поселения "Новочарское", а средняя рыночная стоимость 1 кв.м. по всем поселениям Каларского района, что является недопустимым. Просит решение отменить, заявленные ею исковые требования удовлетворить в полном объеме (л.д.178-181).
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, своих представителей не направили, ходатайств об отложении слушания дела не заявили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 18.08.2014 семья Забировой Э.Х. зарегистрирована в качестве многодетной в Каларском отделе социальной защиты населения (л.д. 17).
Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 17.07.2015 N был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты по Забайкальскому краю в 2015 году, в указанный в список вошла и семья Забировой Э.Х.
28.10.2015 Забировой Э.Х. было подано заявление в администрацию городского поселения "Новочарское" о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительства) жилья.
27.11.2015 Забировой Э.Х. выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома N серия N в размере "данные изъяты" (л.д.15).
С размером социальной выплаты, указанной в свидетельстве о праве на получение такой выплаты, Забирова Э.Х. не согласилась, о чем предоставила заявление главе Каларского района Романову П.В. (л.д. 16). На указанное заявление дан ответ о том, что норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в "данные изъяты" не противоречит п.13 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как не превышает средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (л.д.20).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Забировой Э.Х., суд первой инстанции верно применил нормы материального права, всем доказательствам дал надлежащую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, и пришел к обоснованному выводу о том, что истцом не представлено доказательств нарушения её права на получение достойного жилья, расчет размера социальной выплаты произведен в соответствии с действующим законодательством; кроме того, при подаче заявления о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья Забировой Э.Х. было известно о том, что социальная выплата составит "данные изъяты", о чем имеется подпись Забировой Э.Х.
Выводы суда мотивированы, основаны на правильном толковании норм материального права и соответствуют собранным по делу доказательствам, в связи с чем у судебной коллегии оснований не согласиться с ними не имеется.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца в суде первой инстанции, были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем они отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от "Дата" N утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В силу пунктов 10, 11, 12, 13, 14 вышеназванных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в редакции, действовавшей на день выдачи свидетельства) социальная выплата предоставлялась в размере не менее 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию для расчета размера социальной выплаты устанавливается органом местного самоуправления, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п.13 Правил).
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет для семьи, состоящей из 3 или более человек, включающей помимо молодых супругов, 1 или более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 или более детей) - по 18 кв. метров на 1 человека (п. 15).
Пунктом 16 Правил было установлено, что расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле: СтЖ = Н x РЖ, где:
Н - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями, установленными пунктом 13 настоящих Правил;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктом 15 настоящих Правил.
Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства, указывается в свидетельстве и остается неизменным в течение всего срока его действия (п. 17).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2011 N 520 утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Жилище" (2012-2015 г.), действовавшая на день выдачи семье Забировой Э.Х. свидетельства. В состав данной программы входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Государственным заказчиком указанной подпрограммы являлось Министерство территориального развития Забайкальского края.
Для реализации подпрограммы администрацией муниципального района "Каларский район" была принята муниципальная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей муниципального района "Каларский район" на 2013-2015 годы", утвержденная Постановлением администрации муниципального района "Каларский район" N 659 от 28.12.2012 (л.д.43-56).
В разделе 4 названной муниципальной целевой программы указано, что применительно к настоящей программе молодым семьям выделяется социальная выплата на приобретение жилья на территории Каларского района, отвечающего установленным санитарно -техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, за исключением жилья, отнесенного к разряду жилищного фонда, построенного на территории района по титулу "временные здания и сооружения" и изначально предназначенного для проживания строителей БАМа.
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи - участницы подпрограммы, и норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, установленного по району применительно для всех поселений, входящих в его состав (единый норматив), указанный норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 к.метра общей площади по Забайкальскому краю, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для молодых семей, имеющего одного и более детей, а также неполных молодых семей, состоящих из одного родителя и одного и более ребенка, размер субсидии составляет 35 % средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы.
В целях реализации подпрограммы также принято Постановление администрации муниципального района "Каларский район" N 504 от 30.10.2014 на 2015 год, согласно которому средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья на территории муниципального района "Каларский район" для расчета размера социальной выплаты, предоставляемой на приобретение (строительство) жилых помещений в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", установлена в размере "данные изъяты" (л.д.42).
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что семье Забировой Э.Х. в составе 4 человек положено жилое помещение общей площадью 72 кв.м.
Судебная коллегия находит правильным расчет социальной выплаты, положенный семье Забировой Э.Х., который с учетом стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в "данные изъяты" составил "данные изъяты"
Оснований для применения при расчете социальной выплаты семье Забировой Э.Х., иной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, не имеется.
Ссылки в жалобе на установление иной, большей по размеру, стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по тому же муниципальному образованию, но в рамках другой подпрограммы, не могут быть признаны основанием для перерасчета социальной выплаты, положенной истцу по конкретной подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что в обоснование доводов о расчете социальной выплаты другим участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", исходя из стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в размере "данные изъяты", в нарушение положений ст.56 ГПК РФ допустимых и достоверных доказательств истцом не представлено, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут быть приняты во внимание.
Доводы о том, что социальная выплата, рассчитанная из стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в "данные изъяты", не достигает гарантированного подпрограммой уровня, равного 35% от реальной стоимости жилья в пос.Новая Чара, не могут быть признаны состоятельными, поскольку подпрограммой не предусмотрено, что социальная выплата должна быть равной или не менее 35 % реальной стоимости жилья в поселении, где планируется приобрести жилье. Речь идет о 35% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы, которая предусматривает расчетную (среднюю) стоимость жилья, определяемую в соответствии с вышеуказанными Правилами (п.16 приведен выше).
Необходимо отметить, что задачами подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являлось предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
По делу не добыто доказательств того, что социальная выплата в том размере, с которым истец не согласна, рассчитанная в соответствии с вышеназванными Правилами, не соответствует задачам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Также не представлено доказательств, что установление администрацией муниципального района "Каларский район" средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на 2015 год в размере "данные изъяты", произведено с нарушением требований закона, в частности, положений п.13 вышеуказанных Правил.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны изложенным в исковом заявлении, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При изложенных обстоятельствах оснований к отмене постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каларского районного суда Забайкальского края от 29 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Доржиева Б.В.
Судьи: Усольцева С.Ю.
Погорелова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.