Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Доржиевой Б.В.
и судей Усольцевой С.Ю., Погореловой Е.А.
при секретаре Геласимовой Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 13 апреля 2016 года гражданское дело по иску Евфименко В. В.ча к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа", Министерству образования науки и молодежной политики Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерства образования науки и молодежной политики Забайкальского края,
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 25 января 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Евфименко В. В.ча к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Верх-Усуглинской средней общеобразовательной школе и Министерству образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края - удовлетворить.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа в пользу Евфименко В. В.ча недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период со "Дата" по "Дата" в сумме "данные изъяты".
Возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанность профинансировать администрацию муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ Верх-Усуглинской средней общеобразовательной школой истцу Евфименко В.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме "данные изъяты", в случае их недостаточности у ответчика МБОУ Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа в дальнейшем производить начисление и выплату заработной платы Евфименко В.В. при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в. Российской Федерации, с 1-го числа месяца, следующего за днем вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме "данные изъяты"".
Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Доржиевой Б.В., судебная коллегия
установила:
Евфименко В.В. обратился в суд с вышеуказанными иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Истец работает в МБОУ "Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа" в должности "данные изъяты" со "Дата". Согласно расчетным листкам его заработная плата состоит из оклада, а также районного коэффициента и "северного" коэффициента. В связи с тем, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБОУ "Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа" неправомерно рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда, сумма недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период со "Дата" по "Дата" составила "данные изъяты". Евфименко В.В. просил суд взыскать с МБОУ "Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа" недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме "данные изъяты", кроме того, просил суд обязать работодателя начислять заработную плату без учета районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в размере не ниже "данные изъяты".
Судом постановлено вышеназванное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края по доверенности Серебрякова А.Ю. выражает несогласие с решением суда в части удовлетворения исковых требований к Министерству. Указывает на то, что заявки муниципального района "Тунгокоченский район" финансируются в пределах бюджетных ассигнований в полном объеме. Доля финансовых средств субвенций, направляемых на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций, определяется органами местного самоуправления самостоятельно. Субвенция, направляемая Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в местный бюджет муниципального района, обезличена и не может содержать ссылки на конкретные муниципальные общеобразовательные организации и, тем более, на работников данного учреждения. Определяет конкретного получателя указанных денежных средств администрация муниципального района или городского округа. Таким образом, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не осуществляет финансирование оплаты труда конкретного муниципального общеобразовательного учреждения и тем более работников данного учреждения. В связи с этим, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не представляется возможным исполнить постановленное решение. Просит решение в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать денежными средствами администрацию муниципального района "Тунгокоченский район" для выплаты ответчиком МБОУ "Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа" истцу Евфименко В.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у МБОУ "Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа" отменить.
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, своих представителей не направили, об отложении слушания дела ходатайств не заявляли. Истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Согласно ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Поскольку решение суда обжалуется представителем ответчика Серебряковой А.Ю. только в части удовлетворения исковых требований к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Евфименко В.В. работает в МБОУ "Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа" в должности сторожа (л.д.5-7,8,9).
Из трудового договора (л.д. 5-7) и расчётных листов (л.д.4) видно, что на должностной оклад начисляются надбавки, в том числе 50 % - районный коэффициент, 50 % - надбавка за стаж работы в районах с неблагоприятными климатическими условиями.
С учетом названных выплат заработная плата истца составляет минимальный размер оплаты труда и подтверждает доводы о том, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в МБОУ "Верх-Усуглинская средняя общеобразовательная школа" рассчитывается от фактически начисленной заработной платы, размер которой ниже минимального размера оплаты труда.
Нормы трудового законодательства, такие как ст.ст.129, 133, 133.1, 135, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться на размер заработной платы, составляющий не менее установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения ч.3 ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 315-317 данного Кодекса, в том числе положения об оплате труда, осуществляемого в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Установлено, что работодателем не выполнены обязательства по выплате заработной платы истцу в полном объеме, поэтому имелись основания для удовлетворения требований работника.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования к Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановлений Правительства Забайкальского края N 718 от 26.12.2014 и N 123 от 26.03.2014, исходил из того, что в Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, и контроль при этом за целевым использованием субвенций осуществляется Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, в связи с чем именно на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края должна быть возложена обязанность по финансированию денежными средствами администрацию муниципального района "Тунгокоченский район" Забайкальского края для выплаты ответчику МБОУ "Верх-Усуглинская СОШ" истцу Евфименко В.В. недоначисленной и невыплаченной заработной платы, в случае их недостаточности у МБОУ "Верх-Усуглинская СОШ".
Суждения суда подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
Довод апелляционной жалобы о том, что решение подлежит отмене в части возложения обязанности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, судебной коллегией не может быть принят, исходя из следующего.
Возлагая обязанность по финансированию расходов муниципального образовательного учреждения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, суд первой инстанции обоснованно исходил из норм ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с которыми обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суд также правильно сослался на нормы Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в силу пункта 2 статьи 26.3 которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов, в частности, обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм следует, что федеральный законодатель предоставил субъектам Российской Федерации полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях.
В Забайкальском крае исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, а также распорядителем бюджета края в этой части является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края (Постановление Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 N 123 "Об утверждении Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края").
Доводы жалобы о том, что Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации не осуществляет финансирование оплаты труда конкретного муниципального общеобразовательного учреждения и тем более работников данного учреждения, не могут быть признаны основанием для отмены решения суда в обжалуемой части, поскольку судом такая обязанность на Министерство не возлагалась.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 25 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Доржиева Б.В.
Судьи: Усольцева С.Ю.
Погорелова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.