Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Татарстан Р.Ф. Гафаров, рассмотрев жалобу Р.Н. Гильмутдинова на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 по Авиастроительному судебному району города Казани от 8 сентября 2015 года и решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани от 27 октября 2015 года, вынесенные в отношении Р.Н.Гильмутдинова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 5 по Авиастроительному судебному району города Казани от 8 сентября 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Авиастроительного районного суда города Казани от 27 октября 2015 года, главный специалист отдела "данные изъяты" (далее по тексту - Управления "данные изъяты") Р.Н. Гильмутдинов признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
В жалобе Р.Н. Гильмутдинов, оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы Р.Н. Гильмутдинова, прихожу к мнению, что данная жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: виновность лица в совершении административного правонарушения и обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
Материалами дела установлено, что постановлением первого заместителя прокурора города Казани от 28 июля 2015 года в отношении Р.Н.Гильмутдинова возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты прокурорской проверки соблюдения должностными лицами Управления "данные изъяты" положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон N 294-ФЗ).
Из указанного постановления следует, что главным специалистом отдела муниципального контроля Кировского и Московского районов Управления "данные изъяты" Р.Н. Гильмутдиновым проведена внеплановая выездная проверка юридического лица - ЗАО " "данные изъяты"" в отсутствие оснований для ее проведения.
Оценив доказательства, содержащиеся в материалах дела, в том числе: акт проверки исполнения федерального законодательства (л.д. 5-7); протоколы об административном правонарушении (л.д.21) и осмотра принадлежащих юридическому лицу территории (л.д.14-16), судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к выводу о том, что Р.Н.Гильмутдиновым проведена внеплановая выездная проверка без распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля, органа муниципального контроля, без согласования проверки с органами прокуратуры и в отсутствие оснований для её проведения, в связи с чем, его действия подлежат квалификации по части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами судей нижестоящих инстанции согласиться нельзя.
На основании части 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
Исходя из части 14 статьи 8.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.6 - 2.8, 3.6, 3.8, 3.11, 3.14, 3.15, 5.1, 5.2, а также статьями 2.4, 2.5, 2.12 - 2.14, 3.2 - 3.5, 3.7, 3.10 (в отношении граждан), 3.16, 4.4, 5.6 (в отношении муниципальных перевозок, осуществляемых на территориях соответствующих муниципальных образований) настоящего Кодекса, составляют должностные лица органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.
В силу пункта 1.2 Положения "О Муниципальном казенном учреждении "Управление административно-технической инспекции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани", утвержденного решением Казанской городской Думы от 29.12.2010 N 28-3 (далее по тексту - Положение) Управление является органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, обладает статусом юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.
На основании пункта 3.2.1 Положения Управление осуществляет контроль в пределах своих полномочий за деятельностью физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, расположенных либо осуществляющих свою деятельность на территории города Казани, в части соблюдения нормативных правовых актов в сфере благоустройства, производства инженерно-коммуникационных (земляных), ремонтных и прочих работ на объектах благоустройства, создания, содержания и охраны зеленых насаждений.
Постановлением Исполнительного комитета города Казани от 28.12.2010 года N 11717 "О перечне должностных лиц Исполнительного комитета г. Казани, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" определен Перечень должностных лиц, которые в пределах своей компетенции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 2.12 - 2.14, 3.2 - 3.7, 3.8, 3.10 (в отношении граждан), 3.11, 3.14, 3.15, 3.16, 4.2, 4.4, 5.1, 5.2, 5.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
Согласно данному Перечню главный специалист отдела "данные изъяты" уполномочен составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.6, 3.2 - 3.7 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что Р.Н. Гильмутдиновым 12 февраля 2015 года в отношении ЗАО " "данные изъяты"" за нарушение пунктов 174.8, 198.1 правил благоустройства г. Казани составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
Основанием для составления указанного протокола послужил осмотр принадлежащей ЗАО " "данные изъяты"" территории (объекта), проведённый 4 февраля 2015 года, в ходе которого выявлено, что возле дома "адрес" на озелененной территории осуществляется складирование загрязненного песком и противогололёдными реагентами снега, а средство наружной рекламы и информации используется юридическим лицом с испорченным изображением.
Таким образом, Р.Н. Гильмутдинов действовал в рамках предоставленных ему полномочий по проведению мероприятия по контролю исполнения ЗАО "Агротехмашстройсервис" на территории муниципального образования Правил благоустройства города Казани, при проведении которого не требовалось взаимодействие с юридическим лицом и на него не возлагались обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов муниципального контроля.
Принимая во внимание изложенное, выводы судей нижестоящих судебных инстанций о нарушении Р.Н. Гильмутдиновым положений Федерального закона N 294-ФЗ нельзя признать обоснованными.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 5 по Авиастроительному судебному району города Казани от 8 сентября 2015 года и решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани от 27 октября 2015 года подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу Р.Н. Гильмутдинова удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 5 по Авиастроительному судебному району города Казани от 8 сентября 2015 года и решение судьи Авиастроительного районного суда города Казани от 27 октября 2015 года, вынесенные в отношении Р.Н. Гильмутдинова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Татарстан /подпись/ Р.Ф. Гафаров
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Татарстан С.М. Федонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.