судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Малякина А.В., Русанова Р.А.
с участием прокурора прокуратуры Красноярского края Грековой Л.Р.
при секретаре: Золототрубовой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Минусинска, Комитету по управлению государственным имуществом г Минусинска, Управления образования администрации г. Минусинска о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе администрации г. Минусинска Красноярского края
на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 21 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Минусинска, Комитету по управлению государственным имуществом г. Минусинска, Управления образования администрации г. Минусинска о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ответчиков администрацию г. Минусинска, Управление образование г. Минусинска в соответствии с пунктами 3.29-3.33 СНиПа обеспечить финансирование на оборудование для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, на основном входе в здание - школы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" по адресу: "адрес".
Обязать ответчиков МОБУ СОШ N 16, администрацию г. Минусинска в соответствии с п.п. 3.29-3.33 СНиПА обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения на основном входе в здание - школы N 16 по адресу: "адрес"
Установить ответчикам срок для исполнения вышеуказанных действий - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Минусинска, Комитету по управлению государственным имуществом г Минусинска, Управлению образования администрации г. Минусинска, МОБУ СОШ N 16 г. Минусинска о возложении обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в задние школы N 16ю
Требования мотивированы тем, что проверкой, проведенной Минусинской межрайонной прокуратурой, установлено, что на крыльце при входе в МОБУ СОШ N 16 г. Минусинска отсутствует пологий спуск (пандус) или подъемное устройство и поручни к нему, обеспечивающие беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, пользующихся креслами-колясками, при том, что в МОБУ СОШ N 16 обучается 12 детей-инвалидов.
Обустройство объекта (школы) социальной инфраструктуры необходимо для обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа к ним, в том числе с целью предоставление ребенку-инвалиду участие в образовательном процессе, в общественной жизни, посещений занятий по дополнительному образованию, кружков, секций, школьной библиотеки.
Собственником имущества МОБУ СОШ N 16 является муниципальное образование г. Минусинска, учредителем являются администрация г. Минусинска и Управление образования администрации г. Минусинска. Полномочия собственника имущества от имени муниципального образования г. Минусинск осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Минусинска.
Поскольку в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что ответчиками не выполняются требования законодательства о создании условий, обеспечивающих доступность для детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, прокурор просил обязать администрацию г. Минусинска, Управление образование г. Минусинска обеспечить финансирование на оборудование пандусом, перилами при входе в здание-школы МОБУ СОШ N 16, по адресу: "адрес" обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска и МОБУ СОШ N 16 обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, установить в соответствии с п. 3.29-
3.33 СНиПА пандус, перила на основном входе в здание - школы МОБУ СОШ N 16 по вышеуказанному адресу; установить ответчику срок для исполнения вышеуказанных действий - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г. Минусинска Красноярского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что администрация г. Красноярска, Управление образования администрации г. Минусинска, а также Комитет по управлению муниципальным имуществом города Минусинска являются ненадлежащими ответчиками по настоящему иску, а надлежащим ответчиком по данному делу является МОБУ СОШ N 16.
В судебное заседание представители администрации г. Минусинска, Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Минусинск, Управления образования администрации г. Минусинска, МБОУ "СОШ N16", надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав процессуального истца - прокурора прокуратуры Красноярского края - Грекову Л.Р., полагавшую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ (с изменениями в ред. N 41 от 29 декабря 2015 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствие со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобренным постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года N 72 (пункт 1.7), основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и месту приложения труда.
В силу пунктов 3.9, 3.13, 3.14 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (принятых и введенных в действие с 01 сентября 2001 года Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года N 73) предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема, в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ 51261. дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола.
В силу статьи 210 и пункта 1 статьи 296 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют и пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 02.10.2015 года проведенной Минусинской межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что центральный вход в здание МОБУ СОШ N 16 имеет крыльцо с шестью ступенями, при этом пандусом и поручнями не оборудован, что создает препятствие для свободного передвижения маломобильных групп населения. Вместе с тем, в указанном общеобразовательном учреждении обучается 12 детей с ограниченными возможностями, трем из которых необходимы поручни на крыльце и лестницах.
Согласно Уставу МОБУ СОШ N 16, учредителем и собственником МОБУ СОШ N16 является муниципальное образование г. Минусинска. Полномочия учредителя от имени муниципального образования г. Минусинск осуществляет администрация г. Минусинска и Управление образования администрации г. Минусинска. Полномочия собственника имущества от имени муниципального образования г. Минусинска осуществляет Комитет по управлению образования администрации г. Минусинск.
Кроме того, как следует из материалов дела, нежилое здание - школа N16, расположенное по адресу: г "адрес" приказом Комитета по управлению образования администрации г. Минусинска передано в оперативное управление МОБУ СОШ N 16.
Согласно п. 1.9 Устава школа осуществляет право владения, пользования, и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества.
В силу п. 6.3 Устава при осуществлении права оперативного управления имуществом Школа обязана: эффективно использовать имущество, осуществлять капитальный и текущей ремонт имущества в пределах утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности.
Удовлетворяя требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение факт несоблюдения требований законодательства о создании условий, обеспечивающих доступность лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов, к объекту социальной инфраструктуры - школе.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложении обязанности по финансовому обеспечению оборудования пандусом и перилами при входе в здание МОБУ СОШ N16 на муниципальное образование г. Минусинск в лице администрации г. Минусинска и Управления образования администрации г. Минусинска, поскольку указанные органы местного самоуправления не осуществляют от имени муниципального образования г. Минусинск полномочия собственника имущества, как это указано судам, а осуществляют полномочия учредителя от имени муниципального образования г. Минусинск, а потому не могут отвечать по обязательствам МОБУ СОШ N 16.
При таких обстоятельствах решение суда в указанной части подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований.
По указанным выше основаниям также подлежит отмене решение суда первой инстанции в части возложения на администрацию г. Минусинска в соответствии с п.п. 3.29-3.33 СНиПА обязанности обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения на основном входе в здание - школы N16 по адресу: "адрес" Кроме того, прокурором требования в указанной части к администрации г. Минусинска не заявлялись.
Вместе с тем, поскольку материалами дела достоверно подтверждено, что собственником имущества является Муниципальное образование г. Минусинск в лице Комитета по управлению Муниципальным имуществом администрации г. Минусинска, который в силу ст. 210 ГК РФ должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в данном случае здания - школы N16, переданного на праве оперативного управления МОБУ СОШ N 16, судебная коллегия полагает, что указанные юридические лица являются надлежащими ответчиками по требованию прокурора об обеспечении условий для беспрепятственного доступа инвалидов и малобильных групп населения, а именно, установить пандус, перила на основном входе в здание - школы МОБУ СОШ N 16, расположенное по адресу "адрес" к которым и были заявлены прокурором требования с учетом последних уточнений.
Учитывая изложенное, а также то, что суд, удовлетворив в мотивировочной части решения требования прокурора о возложении обязанности установить пандус, перила на основном входе в здание - школы МОБУ СОШ N 16, расположенное по адресу "адрес", в резолютивной части решения (3 абзац) этого не указал, судебная коллегия полагает необходимым изложить третий абзац резолютивной части решение в следующей редакции: "Обязать ответчиков МОБУ СОШ N 16, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации "адрес" обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения на основном входе в здание - школы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N16", расположенное по адресу: "адрес" установить в соответствии с п.п. 3.29-3.33 СНиПа (Строительные нормы и правила "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения") пандус, перила на основном входе в здание - школы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N16", расположенное по адресу: "адрес"
Установленный судом срок для выполнения указанной обязанности - 6 месяцев является разумным.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Минусинска Красноярского края о том, что надлежащим ответчикам по настоящему делу является только МОБУ СОШ N 16 судебная коллегия считает несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, в частности ст. 210 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 21 декабря 2015 года в части удовлетворения требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию города Минусинска и Управление образования Администрации города Минусинска обеспечить финансирование на оборудование для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, на основном входе в здание - школы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" по адресу: "адрес"., отменить.
Принять по делу в данной части новое решение: "Отказать в удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию города Минусинска и Управление образования администрации города Минусинска обеспечить финансирование на оборудование для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, на основном входе в здание - школы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 16" по адресу: "адрес".
Решение Минусинского городского суда Красноярского края от 21 декабря 2015 года в части удовлетворения требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию города Минусинска обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения на основном входе в здание - школы N 16 по адресу: "адрес" отменить.
Принять по делу в данной части новое решение: "Отказать в удовлетворении требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию города Минусинска обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения на основном входе в здание - школы N 16 по адресу: "адрес"
Изложить третий абзац резолютивной части решение в следующей редакции: "Обязать ответчиков МОБУ СОШ N 16, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Минусинска обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения на основном входе в здание - школы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N16", расположенное по адресу: "адрес" установить в соответствии с п.п. 3.29-3.33 СНиПа (Строительные нормы и правила "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения") пандус, перила на основном входе в здание - школы Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N16", расположенное по адресу: "адрес"
В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Минусинска Красноярского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.