судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Киселевой А.А.,
судей Малякина А.В., Русанова Р.А.,
при секретаре Коврижных Е.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Метелкина П.А. об оспаривании решения администрации города Назарово Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка в аренду
по апелляционной жалобе администрации города Назарово на решение Назаровского городского суда Красноярского края от 26 января 2016 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Малякина А.В., судебная коллегия
установила:
Метелкин П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения администрации города Назарово Красноярского края об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.
В обоснование заявленных требований указал, что 25 декабря 2013 г. администрацией г. Назарово ему было предварительно согласовано предоставление земельного участка для размещения кафе и технического центра по адресу: "данные изъяты", а 28 октября 2015 г. он обратился в администрацию с заявлением о заключении договора аренды вышеуказанного земельного участка, в чем ему 9 ноября 2015 г. было отказано. Отказ заключить договор аренды земельного участка является, по мнению Метелкина П.А., незаконным.
Решением Назаровского городского суда Красноярского края от 26 января 2016 г. требования Метелкина П.А. удовлетворены. Суд признал незаконным отказ администрации г. Назарово заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: "данные изъяты", и обязал администрацию г. Назарово в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Метелкину П.А. на праве аренды земельный участок по указанному адресу для строительства.
В апелляционной жалобе администрации города Назарово ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились. Судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав в судебном заседании объяснения представителя Метелкина П.А. Гардта А.С., согласившегося с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не нашла оснований к отмене судебного решения.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) установлены две процедуры предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов (часть 1 статьи 30).
В первом случае предусмотрено предварительное проведение работ по формированию земельного участка, после чего от заинтересованных лиц принимаются заявки и организуются торги (конкурс, аукцион) по продаже конкретного земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка (пункт 4 статья 30).
Во втором случае производится выбор земельного участка и принимается решение о предварительном согласовании места размещения объекта, потом в отношении земельного участка выполняются кадастровые работы и осуществляется его государственный кадастровый учёт, а затем принимается решение о предоставлении земельного участка для строительства (пункт 5 статьи 30).
При этом заинтересованное лицо сначала обращается в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (в заявлении указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок), после чего орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка, информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства, составляет акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта и принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, которое является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (статья 31).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является также основанием установления в соответствии с заявками лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами (пункт 1 статьи 32). Уполномоченный орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства (пункт 2 статьи 32).
Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу с 1 марта 2015 года (пункт 18 статьи 1).
Согласно пункту 1 статьи 34 указанного Федерального закона до 1 марта 2018 г. земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 г., но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, 5 декабря 2013 г. Метелкин П.А. обратился в администрацию г. Назарово с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства кафе и технического центра по адресу: "данные изъяты"
На основании данного заявления 25 декабря 2013 г. комиссией по выбору земельных участков Метелкину П.А. согласовано место размещение объекта для строительства кафе и технического центра по адресу: "данные изъяты", что подтверждается протоколом предварительного согласования места размещения объекта.
Постановлением администрации г. Назарово N 558-п от 4 апреля 2014 г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте по вышеуказанному адресу.
7 мая 2014 г. данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт, ему присвоен кадастровый номер "данные изъяты", а 19 октября 2015 г. постановлением администрации г. Назарово "данные изъяты" утверждён его градостроительный план.
28 октября 2015 г. Метелкин П.А. обратился в администрацию г. Назарово с заявлением о предоставлении ему в аренду обозначенного земельного участка, в чем ему письмом администрации г. Назарово Красноярского края N 715/му от 09 ноября 2015 г. отказано, со ссылкой на то, что в отношении данного земельного участка до 1 марта 2015 г. решение о предварительном согласовании места размещения объекта не приминалось, и население города не было проинформировано о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предоставление Метелкину П.А. в аренду для строительства земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым 25 декабря 2013 г., то есть до 1 марта 2015 г., а, следовательно, этот земельный участок должен быть предоставлен административному истцу без проведения торгов.
Учитывая, что после принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в отношении земельного участка выполнены кадастровые работы и осуществлён его государственный кадастровый учёт, оснований для отказа в предоставлении административному истцу в аренду земельного участка у администрации г. Назарово не имелось.
В связи с этим суд обосновано удовлетворил требования Метелкина П.А., признав оспариваемый отказ незаконным и обязав административного ответчика устранить допущенное нарушение прав и законных интересов административного истца.
Выводы суда, изложенные в решении, подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В апелляционной жалобе администрация г. Назарово ссылается на то, что протокол предварительного согласования места размещения объекта от 25 декабря 2013 г. не может быть признан решением органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта. Данное утверждение не соответствует нормам земельного законодательства и противоречит материалам дела, из которых следует, что по заявлению административного истца было согласовано место размещения объекта и произведён выбор земельного участка, а также установлены границы такого участка и осуществлён его государственный кадастровый учёт, основанием к чему может являться лишь принятое решение о предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда,
определила:
решение Назаровского городского суда Красноярского края от 26 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Назарово - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.