Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Малякина А.В., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев по докладу судьи Андриишина Д.В. административное дело по административному иску Ващенко В.Ф. к Федеральной службе исполнения наказания о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказания Богомолова К.А. на решение Уярского районного суда Красноярского края от 21 января 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Ващенко В.Ф. - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Федеральной службы исполнения наказаний России по не рассмотрению заявления Ващенко В.Ф. о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний Российской Федерации обязанность рассмотреть вопрос постановки Ващенко В.Ф. и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 11 октября 2013 года.
Решение суда обратить к немедленному исполнению",
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ващенко В.Ф. обратился с иском к Федеральной службе исполнения наказания (далее - ФСИН России) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, мотивируя тем, что он с 1996 по 2014 год проходил службу в ФКУ ИК-16 ГУФСИН России по Красноярскому краю с дислокацией в п. Громадск Уярского района Красноярского края. В связи с отсутствием жилья истцу и его членам семьи, на основании договора найма служебного жилого помещения N 7 от 03 мая 206 года в п. Громадске была предоставлена служебная квартира по "адрес" где в "дата" году родилась дочь Ангелина, а в "дата" году дочь Василина. В 2014 году истец перевелся для прохождения службы в ИК-5 ФКУ ОИК-36 с дислокацией в п. Старцево Емельяновского района Красноярского края и в дальнейшем в ФКУ ОИК-40 ГУФСИН России по Красноярскому краю в г. Сосновоборск, где также проходил службу в должности заместителя начальника. В связи с переводом на новое место службы в сентябре 2014 года истцу была предоставлена служебная квартира в г. Красноярске по адресу: "адрес", где истец и члены его семьи проживали до 12 октября 2015 года, то есть до увольнения из уголовно-исполнительной системы РФ, после чего жилое помещение было освобождено и передано ГУФСИН РФ по Красноярскому краю. Истец, в связи с тем, что ни он, ни члены его семьи не являлись собственниками жилых помещений или нанимателями таковых по договору социального найма, воспользовался правом, предоставленным ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении в отдельные законодательные акты РФ", на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
Приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496 был утвержден Порядок формирования комиссий по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения. После официального опубликования данного приказа истцом был собран соответствующий пакет документов, представлен в комиссию ГУФСИН по Красноярскому краю 11 октября 2013 года, и принят соответствующим лицом. 01 ноября 2013 года представленные истцом документы были рассмотрены на заседании Комиссии ГУФСИН России по Красноярскому краю, по результатам которого принято решение о направлении документов для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в Комиссию ФСИН РФ для постановки истца на учет, затем 07 ноября 2013 года представленные истцом документы были направлены в г. Москву и впоследствии возвращены без рассмотрения, в связи с тем, что заседание Комиссии ГУФСИН РФ по Красноярскому краю состоялось до вступления в законную силу Приказа ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496.
Новый пакет документов истцом был сдан в комиссию ГУФСИН по Красноярскому краю 16 января 2014 года и по результатам рассмотрения, 04 февраля 2014 года документы вновь были направлены во ФСИН России для постановки его на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.
В связи с предстоящим увольнением истцу было неизвестно, рассматривались ли его документы в Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и он обратился за разъяснениями во ФСИН России. 29 октября 2015 года УКСНЭР ФСИН России дало ответ, что документы не рассмотрены и увеличение сроков рассмотрения документов заявителя происходит по причине значительно объеме аналогичных обращений граждан, и выписка из решения Комиссии ФСИН России в установленном порядке будет направлена в территориальную комиссию УФСИН России по Красноярскому краю. Срок рассмотрения указан не был.
С указанными действиями ФСИН России истец не согласен. В действиях ФСИН России усматривает неопределенность по вопросу реализации прав на обеспечение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Просил (с учетом уточнений) признать незаконным бездействие ФСИН России по не рассмотрению заявления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Обязать ответчика рассмотреть вопрос постановки истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в соответствии со ст. 4 Федерального заона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудниками некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" с даты первоначальной подачи заявления, то есть с 11 октября 2013 года. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Федеральной службы исполнения наказания Богомолов К.А., действующий на основании доверенности, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение отменить. Указывает на то, что увеличение срока рассмотрения документов предусмотрено нормами действующего законодательства и это происходит из-за значительного объема поданных гражданами документов. Требование истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной выплаты не подлежало удовлетворению, поскольку единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет, вследствие чего комиссия имеет право рассмотреть документы только в порядке общей очередности, чтобы не нарушать процедуру рассмотрения ранее поданных заявлений.
В возражениях на апелляционную жалобу Ващенко В.Ф. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в ней доводов. Указывает на то, что срок рассмотрения заявления о предоставлении единовременной выплаты не может превышать трех месяцев от даты подачи заявления. Решением суда первой инстанции, на ответчика возложена обязанность рассмотреть, в установленном законом порядке, заявление истца о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной выплаты. Кроме того, исковые требования, за исключением требования о признании бездействия незаконным, были признаны ответчиком в судебном заседании суда первой инстанции.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1ст. 308 КАС РФ, выслушав представителя ФСИН России, поддержавшего доводы жалобы, истца Ващенко В.Ф., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данных положений закона Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы государственного противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ" утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устанавливающие порядок выплаты единовременной социальной выплаты, а также порядок и условия принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369).
Пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, определено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, перечисленных в указанной статье, или представлены их оригиналы.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 указанных Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 12 октября 2015 года Ващенко В.Ф., ранее замещающий должность заместителя начальника объединения - заместителя начальника лечебного исправительного учреждения N 37 для осужденных, больных алкоголизмом и наркоманией, федерального казенного учреждения "Объединение исправительных колоний N 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому края", был уволен из уголовно - исполнительной системы по п. "е" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1(по сокращению штатов).
Выслуга лет по состоянию к моменту увольнения составила в календарном исчислении 26 лет 11 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 36 лет 4 месяца 12 дней.
11 октября 2013 года истец обратился с заявлением (рапортом) о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
01 ноября 2013 года комиссией ГУФСИН России по Красноярскому краю по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, было принято решение о направлении документов в Комиссию ФСИН России для постановки Ващенко В.Ф. на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
31 декабря 2013 года направленные документы были возвращены из ФСИН россии без рассмотрения, с указанием на то, что заседание Комиссии ГУФСИН по Красноярскому краю состоялось до вступления в законную силу Приказа ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496. Также указано, что рассмотрение данного вопроса будет организовано с 16 января 2014 года.
16 января 2014 года Ващенко В.Ф. повторно сдал пакет документов в Комиссию ГУФСИН по Красноярскому краю.
03 февраля 2014 года комиссией ГУФСИН России по Красноярскому краю вновь принято решение о направлении документов в Комиссию ФСИН России для постановки Ващенко В.Ф. на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.
04 февраля 2014 года вышеуказанные документы были направлены во ФСИН России для постановки Ващенко В.Ф. на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья.
В ответе Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России от 29 октября 2015 года, на обращение истца, сообщено, что его документы, поступившие в Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, не рассмотрены и будут рассмотрены в порядке общей очередности в соответствии с требованием нормативных правовых актов. Увеличение сроков рассмотрения документов происходит по причине значительно объема поданных гражданами документов. Выписка из решения Комиссии ФСИН России в установленном порядке будет направлена в территориальную комиссию УФСИН России Красноярскому краю.
Срок рассмотрения документов в данном ответе не указан.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие ФСИН России, выразившееся в длительном не рассмотрении заявления Ващенко В.Ф. о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, является незаконным и нарушает права истца.
В целях восстановления нарушенных прав суд обязал ФСИН России рассмотреть заявление Ващенко В.Ф. о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и принять решение, обратив решение к немедленному исполнению.
Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, оспариваемым решением на ФСИН России не возлагается обязанность принять решение о постановке Ващенко В.Ф. на учет в качестве нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья, а лишь возлагается обязанность рассмотреть его соответствующее заявление, поскольку такая обязанность в срок, установленный нормативным правовым актом, ответчиком не исполнена.
Не свидетельствуют о незаконности решения доводы жалобы о том, что увеличение срока рассмотрения документов предусмотрено нормами действующего законодательства и это происходит из-за значительного объема поданных гражданами документов, поскольку ответчиком не приведено каких-либо правовых норм, позволяющих увеличивать на неопределенное время срок рассмотрения заявления. Сам по себе значительный объем документов, находящихся на рассмотрении в Комиссии ФСИН России, также не является основанием для длительного не рассмотрения заявления истца (более двух лет), поскольку ответственность за организацию работы по рассмотрению вышеуказанных заявлений, возлагается на ответчика.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они сводятся к повторному изложению правовой позиции ответчика в суде первой инстанции, при этом они являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, а также обстоятельств, ставящих под сомнение законность решения, в жалобе не приведено. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федеральной службы исполнения наказания Богомолова К.А. на решение Уярского районного суда Красноярского края от 21 января 2016 года - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.