Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Гришиной С.Г.,
судей: Дзыба З.И., Болатчиевой А.А.,
при секретаре: Бондаренко Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Джамбекова М.Г. на решение Черкесского городского суда от 17 декабря 2015 года по делу по иску Джамбекова М.Г. к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Черкесска" о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя истца Джамбекова М.Г. Калабековой А.Д., представителя ответчика Инночкиной Н.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джамбеков М.Г., инвалид 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Черкесска" (Учреждению) о признании права на одновременное получение ежемесячных денежных выплат, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также Законом КЧР "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
В ходе судебного заседания представитель Учреждения Инночкина Н.С. и представитель Министерства труда и социального развития КЧР Борлаков А.А. возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Черкесского городского суда от 17 декабря 2015 года в удовлетворении исковых требований Джамбекова М.Г. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении иска, считая, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности, положения ст. 28.1 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на них, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
Как видно из материалов дела, Джамбеков М.Г. имеет два статуса: инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и лицо, пострадавшее от политических репрессий. В соответствии с п. 1 ст.28.1 ФЗ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п. 3 части 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец имеет право и получает ежемесячную денежную выплату.
Разрешая спор, суд первой инстанции, проанализировав положения федерального и республиканского законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что права заявителя на получение мер социальной поддержки не нарушены, поскольку он вправе получать меры социальной поддержки только по одному из указанных оснований, а не по каждому из них.
Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным, сделанным с учетом фактических обстоятельств дела при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Джамбеков М.Г. состоит на учете в Управлении Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по КЧР в г. Черкесске и он являлся получателем страховой пенсии по старости, на основании п.З ч.1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ с 23.02.1996 г., государственной пенсии по инвалидности, на основании п. 2 ст. 8 Федерального закона N 166-ФЗ и ст. 9 Закона N 400-ФЗ с 01.03.2003 года, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение как инвалиду вследствие военной травмы с 01.09.2005 года, а также с 01.01.2005 года установлена ежемесячная денежная выплата в размере 3 551,36 руб. как инвалиду и инвалиду вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС по п.1 ст.28.1 ФЗ N 181, п. 3 части 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается справкой УОПФРФ по КЧР в г. Черкесске от 18.12.2015 N143651/15 (л.д.32). Размер пенсии с 01.06.2015 г. по 31.12.2015 г. составляет "данные изъяты" рублей.
Джамбеков М.Г. обратился в МБУ "Центр социальной поддержки населения города Черкесска" с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) региональной, предусмотренной Законом КЧР N 7-РЗ "О мерах социальной реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Письмом директора МБУ "Центр социальной поддержки населения города Черкесска" А.Р. Алиева от 03.04.2015 г. N 543, Джамбекову М.Г. было отказано в назначении ЕДВ, указав, что на его заявление по вопросу назначения ЕДВ как реабилитированному, принимается во внимание, что он также является инвалидом вследствие воздействия радиации. Согласно ст. 3.1 закона КЧР от 12.01.2005 г. N 7-РЗ "О мерах социальной реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" если гражданин имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему закону и одновременно по иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору.
Также Джамбекову М.Г., в связи с тем, что финансирование указанной ЕДВ осуществляется Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской республики, были направлены разъяснения Министерства труда и социального развития КЧР по данному вопросу от 03.04.2015г. N543.
Согласно ст. 3.1. Закона КЧР от 12 января 2005 года N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" если гражданин имеет право на меру социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такую же меру социальной поддержки по иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется мера социальной поддержки по настоящему Закону либо по иному нормативному правовому акту по его выбору, если федеральным законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 в случае, если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 N 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС
То есть, закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и закон КЧР от 12 января 2005 года N 7-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" не предусматривает возможности одновременной реализации права на меры социальной поддержки по основаниям, предусмотренным данными законами.
Ст.28.1 ФЗ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает исключение из общего правила относительно права на одновременное получение ЕДВ по ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как видно из материалов дела, данное право истцом реализовано.
Право на одновременное получение ЕДС и по Республиканскому закону "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" указанная норма не предусматривает, так как регулирует иные правоотношения.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Поскольку Джамбеков М.Г., имеющий право на ежемесячную денежную выплату по разным основаниям, по своему выбору избрал меру социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от данной выплаты не отказывался, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований истца о взыскании ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом КЧР "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Довод заявителя о праве истца на одновременное получение ЕДВ по Закону КЧР "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" и Федеральному закону "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основан на ошибочном применении и толковании норм материального права.
Истец реализовал свое право выбора механизма ежемесячной денежной выплаты, выплачиваемой ему с 2005 г. как лицу, подвергшемуся воздействию катастрофы на Чернобыльской АЭС. Как было указано выше, Джамбеков М.Г. получает ежемесячную денежную выплату в сумме 3 551, 36 руб. как инвалид на основании ФЗ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и как инвалид вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ФЗ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Довод апелляционной жалобы истца о том, что действующее законодательство не ограничивает права инвалида на получение мер социальной поддержки на основании различных нормативных актов, основан на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не может являться основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 17 декабря 2015 года по делу по иску Джамбекова "ФИО"12 к Муниципальному бюджетному учреждению "Центр социальной поддержки населения города Черкесска" о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты оставить без изменения, а апелляционную жалобу Джамбекова М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.