Судья Калининградского областного суда
Корнюшенков Г.В.,
при секретаре Самбуровой П.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Карнюшина Н.А. на не вступившее в законную силу решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 20 января 2016 г., которым оставлено без изменения постановление консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Э. N от 04 августа 2015 г. о привлечении начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа Калининградской области Карнюшина Н.А. к административной ответственности по абз.5 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, жалоба Карнюшина Н.А. - без удовлетворения.
Заслушав объяснения защитника Карнюшина Н.А. - Фурсовой Я.В., поддержавшей жалобу, исследовав материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Э. N от 04 августа 2015 г. начальник управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа Калининградской области Карнюшин Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного абзацем 5 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 12000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Карнюшин Н.А. подал жалобу в суд, в которой просил постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.
Судьёй Гурьевского районного суда Калининградской области по делу вынесено вышеуказанное решение.
В жалобе на указанное решение судьи, поименованной как апелляционная, Карнюшин Н.А. просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что в его действиях отсутствует состав вменённого правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Частью 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в редакции Закона Калининградской области от 02 июля 2015 г. N 438 установлена ответственность за невыполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления в сфере благоустройства, не повлекшее нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, требований технической эксплуатации жилищного фонда, установленных законодательством Российской Федерации, выразившееся, в том числе, в непроведении предусмотренных правовыми актами органов местного самоуправления работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшем их загрязнение и засорение, либо в нарушении установленных сроков и порядка проведения указанных работ (абзац 5 части 1 статьи 73).
Решением Гурьевского городского Совета депутатов от 25 апреля 2014 г. N 253 утверждены Правил благоустройства территории Гурьевского городского поселения (далее - Правила), которые согласно их пункту 1 устанавливают единые требования в сфере благоустройства территории городского округа к содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, а также определяют порядок решения иных вопросов, связанных с содержанием территории городского округа в надлежащем санитарном и эстетическом состоянии.
Указанные Правила, в частности, предусматривают (пункт 9 статьи 6), что контейнерные площадки должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м. На улицах с домами индивидуальной застройки контейнерные площадки устанавливаются на расстоянии не менее 8-10 м от жилого дома. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от контейнерных площадок, эти расстояния устанавливаются администрацией Гурьевского городского округа.
Как следует из протокола N об административном правонарушении от 29 июля 2015 г., начальник управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа Карнюшин Н.А. не организовал установку контейнерной площадки для сбора ТБО на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м от дома N 8 по ул. Центральной пос. Луговое Гурьевского района Калининградской области, чем нарушил пункт 9 статьи 6 Правил, что послужило основанием для привлечения Карнюшина Н.А., как должностного лица, к административной ответственности, предусмотренной абзацем 5 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Постановлением консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области Э. N от 04 августа 2015 г. начальник управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа Калининградской области Карнюшин Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного абзацем 5 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Пункт 9 статьи 6 Правил, нарушение которого вменено начальнику управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа Карнюшину Н.А., как следует из его содержания, предусматривает требования, которым должны отвечать устанавливаемые контейнерные площадки.
Указанный пункт подлежит применению в системной взаимосвязи с пунктом 4 статьи 6 Правил предусматривающим, что в сложившейся застройке контейнеры для сбора ТБО размещаются (устанавливаются) на специально оборудованных площадках. Места размещения и тип ограждения определяются администрацией Гурьевского городского округа по заявкам жилищно-эксплуатационных предприятий, учреждений, согласованным с Управлением Роспотребнадзора по Калининградской области. Количество площадок, контейнеров на них должно соответствовать утверждённым нормам накопления ТКО.
Таким образом, места размещения контейнерных площадок подлежат определению администрацией Гурьевского городского округа.
Согласно Положению об управлении дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа, утверждённого решением тридцать девятой сессии Гурьевского районного Совета депутатов четвёртого созыва от 25 декабря 2013 года N 223 (л.д. 37-39) управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа является отраслевым органом администрации городского округа и обладает исполнительно распорядительными функциями по вопросам своего ведения.
Как следует содержания указанного Положения об управления в области благоустройства территорий управление организует деятельность по благоустройству территории городского округа включая освещение улиц и территорий, озеленение территорий, установку указателей с наименованием улиц и номеров домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, уборку территорий общего пользования.
Исходя из указанных положений, а также объяснений защитника Карнюшина Н.А. - Фурсовой Я.В. данных в судебном заседании, суд полагает, что вопреки доводам жалобы, административный орган и судья районного суда пришли к правильному выводу о том, что именно Карнюшин Н.А., как начальник управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа Калининградской области, является должностным лицом, ответственным за организацию установки контейнерных площадок в пос. Луговое Гурьевского района Калининградской области.
Доводами жалобы не опровергается, что размещение контейнерной площадки возле дома N 8 по ул. Центральной пос. Луговое Гурьевского района Калининградской области в установленном Правилами порядке не осуществлено, а существующая контейнерная площадка на ул. Луговая не соответствует вышеприведённым требованиям пункта 9 статьи 6 Правил.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия Карнюшиным Н.А. исчерпывающих мер, направленных на недопущение административного правонарушения. Доводы жалобы об отсутствии заявок жилищно-эксплуатационных организаций, не могут быть признаны судом обстоятельством, препятствующим ответственному должностному лицу, при проявлении им должной степени заботливости и осмотрительности, организовать оформление указанных заявок, проведение необходимого согласования, и обеспечить выполнение вышеприведённых требований пункта 9 статьи 6 Правил.
Доводы жалобы о возражениях жителей поселка против установки контейнерной площадки, что подтверждается имеющимися в материалах дела заявлениями граждан, а также протоколом схода граждан пос. Луговое, в силу закона освобождение Карнюшина Н.А. от административной ответственности не влекут. Жители поселка не могут отказаться от соблюдения Правил благоустройства территории Гурьевского городского поселения, утверждённых уполномоченным органом местного самоуправления в установленном порядке.
Кроме того, указанные возражения жителей, как следует из материалов дела, касаются лишь конкретного предложенного места установки контейнерной площадки (на въезде во двор дома N 8 по ул. Центральной).
Как уже указывалось выше, согласно пункту 9 статьи 6 Правил, в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от контейнерных площадок, эти расстояния устанавливаются администрацией Гурьевского городского округа. Однако, как следует из материалов дела, такое решение администрацией Гурьевского городского округа в данном случае не принималось.
Вина начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа Калининградской области Карнюшина Н.А. в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которые оценены судьёй районного суда по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, соблюдён.
С учётом установленных по делу обстоятельств суд полагает правильным вывод административного органа и судьи районного суда о наличии в действиях (бездействии) начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа Калининградской области Карнюшина Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного абзацем 5 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.
Вместе с тем суд отмечает, что при производстве по делу об административном правонарушении ни административный орган, ни судья районного суда, как следует из их постановления и решения, не рассматривали вопрос о возможности признания совершённого Карнюшиным Н.А. административного правонарушения малозначительным.
Такой подход не может быть признан судом правильным. В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Доказательств, подтверждающих, что действия (бездействие) Карнюшина Н.А. повлекли последствия, представляющие существенное нарушение охраняемых общественных отношений, иные вредные последствия, в том числе загрязнение или засорение территории, Административно-технической инспекцией (Службой) Калининградской области суду не представлено. Пренебрежительное отношение Карнюшина Н.А., исходя из материалов дела ранее к административной ответственности за нарушение правил благоустройства не привлекавшегося, к исполнению законодательно установленных публичных правовых обязанностей, суд не усматривает.
При установленных обстоятельствах дела, учитывая характер совершённого правонарушения, роль правонарушителя, отсутствие неблагоприятных последствий, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания совершённого Карнюшиным Н.А. административного правонарушения малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
постановление консультанта Административно-технической инспекции (Службы) Калининградской области от 04 августа 2015 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N и решение судьи Гурьевского районного суда Калининградской области от 20 января 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном абзацем 5 части 1 статьи 73 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях в отношении начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа Калининградской области Карнюшина Н.А. - отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершённого правонарушения, освободив начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации Гурьевского городского округа Калининградской области Карнюшина Н.А. от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
Судья Калининградского
областного суда Г.В. Корнюшенков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.