Судья Челябинского областного суда Зарипова Ю.С., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз" Скоморохова А.Н. на решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 08 февраля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 КоАп РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз" Скоморохова А.Н.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Козловой А.А. от 19 октября 2016 года директор ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" Скоморохов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 08 февраля 2016 года данное постановление должностного лица от 19 октября 2015 года оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, должностное лицо Скоморохов А.Н. обратился в областной суд с жалобой, в которой решение судьи отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает, что договор N **** от 01 сентября 2007 года был заключен до назначения его на должность директора общества, срок действия договора истек 31 марта 2008 года, следовательно, по его мнению, он не должен нести административную ответственность. Судьей оставлено без внимания, что стороны не требовали его исполнения, а управление многоквартирными домами осуществлялось на основании иных договоров, заключенных с собственниками помещений в 2008 году. Выражает несогласие с выводом антимонопольного органа о том, что иные лица могли бы претендовать на заключение данного договора, при этом указывает, общество было единственным участником конкурса по выбору управляющей организации. Судом оставлено без внимания, что инициатива заключения договора принадлежала администрации, поскольку на момент заключения спорного договора общество уже управляло многоквартирными домами. Настаивает, что
общество не является и не может являться организатором конкурсов на право заключения договора на управление домами.
В судебном заседании Скоморохов А.Н., его защитник Хрущева И.О. доводы жалобы поддержали.
Представитель УФАС по Челябинской области Козлова А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела суду не направил. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав Скоморохова А.Н., его защитника, оснований к отмене решения судьи не нахожу.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, которые оцениваются на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.
Согласно ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое
осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Как следует из материалов дела, 01 апреля 2007 года между администрацией Катав-Ивановского городского поселения и ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" заключен договор N **** на управление муниципальным жилищным фондом, сроком на 1 год, согласно которому функции осуществления хозяйственной деятельности по управлению многоквартирным жилым фондом переданы ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз", по условиям договора общество осуществляет содержание, обслуживание, ремонт муниципального жилищного фонда.
Согласно пункту 4.3 указанного договора, если за 30 дней до истечения срока действия договора ни одна из сторон не заявит о своем желании его расторгнуть, договор считается пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях.
Перечень переданного жилого фонда указан в приложении N 1 к данному договору.
В антимонопольный орган поступило обращение физического лица о рассмотрении вопроса, связанного с правомерностью выбора на территории города Катав-Ивановск Челябинской области управляющей компании ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" для управления многоквартирными домами.
Антимонопольным органом проведена проверка, по результатам которой 29 апреля 2015 года принято решение, согласно которому договор N **** от 01 апреля 2007 года признан антиконкурентным соглашением, направленным на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на рынке управления многоквартирными домами, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов, и противоречащим части 4 статьи 16 Федерального Закона от 26 июля 2005 N135-Ф3 "О защите конкуренции".
Оспариваемым постановлением должностного лица от 19 декабря 2015 года директор ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" Скоморохов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Установлено, что должностное лицо Скоморохов А.Н., в нарушение части 4 статьи 16 Федерального Закона "О защите конкуренции", исполнял договор N **** от 01 апреля 2007 года в период с 01 сентября 2009 года по 16 марта 2015 года, который признан антиконкурентным соглашением.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Документов, подтверждающих выбор способа управления до 01 января 2007 собственниками помещений многоквартирных домов, указанных в приложении 1 к договору N **** от 01 апреля 2007, не представлено. Следовательно, у администрации городского поселения отсутствовали правовые основания для передачи ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" управления многоквартирными домами, указанными в приложении N 1 к указанному выше договору, при отсутствии решений общих собраний собственников помещений таких многоквартирных домов о выборе данного общества в качестве управляющей организации и наличии обязанности провести открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
Исходя из положений части 1 статьи 18 Закона N 189-ФЗ, в период с
01 января 2007 по 30 апреля 2008 администрация городского поселения была обязана провести открытый конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, собственники которых до 01 января 2007 не выбрали способ управления домом.
Однако по состоянию на 01 мая 2008 администрацией городского поселения и ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" договор N **** от 01 апреля 2007 не расторгнут, конкурсы проведены только в отношении части многоквартирных домов.
Кроме того, из представленных документов следует, что большинство договоров управления многоквартирными домами, указанными в приложении 1 к Договору N **** от 01 апреля 2007 года, заключены собственниками помещений с обществом в 2008 году. При этом решение о выборе в качестве способа управления такого способа как "управляющая организация" в лице ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" принято в соответствии с протоколами в 2010 году. Таким образом, договоры управления многоквартирными домами заключены с собственниками помещений ранее выбора способа управления многоквартирными домами.
На момент заключения и исполнения ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" договора N **** от 01 апреля 2007 года выбор
управляющей организации для управления многоквартирными домами был возможен только по решению собственников помещений в таких домах либо путем проведения в период с 01 января 2007 по 30 апреля 2008 органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, в случае если собственниками не реализован выбор способа управления.
Договор N **** от 01 апреля 2007 года, на основании которого ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" приняло на себя управление многоквартирными домами, указанными в приложении N 1 к договору расторгнут соглашением от 16 марта 2015 года, то есть указанный договор действовал в период с 01 апреля 2007 года по 16 марта 2015 года.
Неисполнение положений жилищного законодательства, в том числе по организации и проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций при отсутствии сведений о реализации способа управления многоквартирными домами, указанными в приложении N 1 к договору N **** от 01 апреля 2007 года, как правильно указал судья городского суда, свидетельствует о наличии соглашения, направленного на ограничение доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В результате исполнения договора N **** от 01 апреля 2007 года конкурс по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами не проводились, контроль за выбором и реализацией способа управления указанными в приложении к договору многоквартирными домами, не осуществлялся. В связи с чем, при наличии заключенного и действующего договора N **** от 01 апреля 2007 года ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" обеспечены условия выхода на рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами в отсутствие конкурентных процедур и с нарушением требований действующего законодательства.
Исполнение ООО "Катав - Ивановскжилкомхоз" по 16 марта 2015 года договора N **** от 01 апреля 2007 года свидетельствуют о наличии заинтересованности общества, поскольку в результате данного соглашения хозяйствующий субъект длительное время осуществлял управление многоквартирными домами на территории Катав-Ивановского городского поселения, чем была ограничена, устранена конкуренция на рынке управления многоквартирными домами на территории муниципального образования.
Вина Скоморохова А.Н. нашла свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
При рассмотрении дела судья городского суда на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, и о соблюдении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе производства по делу фактических обстоятельств дела. Аналогичные доводы были предметом проверки должностного лица и судьи городского суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении и решении.
Доводы жалобы о том, что договор N **** от 01 сентября 2007 года был заключен до назначения его на должность директора общества, срок действия договора истек 31 марта 2008 года, что, по мнению Скоморохова А.Н., является основанием для прекращения производства по делу, несостоятельны.
Как следует из материалов дела, Скоморохов А.Н. назначен на должность генерального директора общества с 01 сентября 2009 года. Действие договора от 01 апреля 2007 года прекращено 16 марта 2015 года, то есть указанный договор исполнялся обществом, в том числе и в период работы Скоморохова А.Н. У **** ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" Скоморохова А.Н. отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Вместе с тем меры для соблюдения антимонопольного законодательства, Скомороховым А.Н. приняты не были.
Довод защитника о том, что в отношении Главы Катав-Ивановского городского поселения Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области С.В.Л. по факту заключения вышеуказанного договора N **** от 01 апреля 2007 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ было прекращено за отсутствием события административного правонарушения, правового значения для рассмотрения данного дела не имеет.
Довод жалобы о том, что инициатором заключения данного договора явилась администрация, основанием для освобождения Скоморохова А.Н. от административной ответственности не является, поскольку генеральный директор ООО "Катав-Ивановскжилкомхоз" Скоморохов А.Н. обязан был соблюдать правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности, вопреки доводам жалобы, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено должностному лицу Скоморохову А.Н. в пределах санкции части 1 статьи 14.32 КоАП РФ. Основания для прекращения производства по делу отсутствуют.
Само по себе несогласие с выводами судьи городского суда, основанными на установленных обстоятельствах, не может быть основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать постановление должностного лица и решение судьи районного суда как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
РЕШИЛ:
решение судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 08 февраля 2016 года оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Катав-Ивановскжилкомхоз" Скоморохова А.Н. - без удовлетворения.
Судья
Зарипова Ю.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.