Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Никитенко Н.В., судей Щербаковой Е.А., Киневой О.Н.,
с участием прокурора Соколовой Н.Ф.,
при секретаре Клементьевой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на решение Советского районного суда г.Челябинска от 1 декабря 2015 года по иску Прокурор Калининского района города Челябинска в интересах Поларшинов М.Н. к администрации города Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, пояснения представителя администрации г. Челяьбинска, комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска Колчина Д.А., поддержавшего доводы жалобы возражения представителя Поларшинова М.Н. Поларшиновой Н.А. и прокурора, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Калининского района г.Челябинска в интересах Поларшинова М.Н. обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к администрации г.Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее - КУиЗО г. Челябинска) о предоставлении Поларшинову М.Н. благоустроенного жилого помещения площадью не менее **** кв.м. по договору социального найма, соответствующего санитарным и техническим требованиям в черте г.Челябинска во внеочередном порядке с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В обоснование исковых требований ссылается на то, что Поларшинов М.Н., **** года рождения, имеет ****, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ "****" по поводу ****, которое подпадает под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 г. N 378 "Об утверждении перечня
тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь". Решением исполнительного комитета Калининского районного Совета депутатов г. Челябинска от 18.05.1989 г. N 181-1 Поларшинов М.Н. принят на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В соответствии с выпиской из ЕГРП права на объекты недвижимого имущества Поларшинова М.Н. не зарегистрированы. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании прокурор Калининского района г.Челябинска на удовлетворении искового заявления настаивала.
Поларшинов М.Н., представитель ответчика администрации г.Челябинска, представитель третьего лица администрации Калининского района г. Челябинска при надлежащем извещении участия в суде первой инстанции не принимал.
Представитель истца Поларшинова Н.Н., действующая на основании доверенности (л.д.98), в судебном заседании на удовлетворении искового заявления настаивала.
Представитель ответчика КУИЗО г. Челябинска Сотникова Н.С., действующая на основании доверенности (л.д. 178) в судебном заседании исковые требования не признала.
Суд постановилрешение, которым возложил обязанность на администрацию города Челябинска предоставить Поларшинову М.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее **** кв.м, соответствующее санитарным и техническим требованиям в черте города Челябинска.
В апелляционной жалобе КУИЗО г. Челябинска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что истцы не признаны органом местного самоуправления малоимущими, что является обязательным для принятия на учет граждан, нуждающихся в дополнительном жилом помещении. В связи с тем, что истцы не были признаны ни нуждающимися, ни малоимущими, то обязанность по предоставлению им по договору социального найма жилого помещения ответчик не несет. Указывает на то, что не установлен порядок обеспечения жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Администрация г. Челябинска не обладает необходимыми полномочиями и средствами для предоставления жилого помещения. Областной реестр
граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, формируется в той же хронологической последовательности, в которой граждане имеющие право на получение мер социальной поддержки, были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Финансирование осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов. Полагают, что обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам, страдающих хроническими заболеваниями, входящими в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, является обязанностью Правительства Челябинской области.
Поаршинов М.Н. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Поларшинов М.Н. является ****, **** установлена до 01.10.2015 г., что подтверждается справкой серии **** от 23.09.2014 г. (л.д. 11). Впоследствии срок **** Поларшинову М.Н. установлен до 01.10.2016 г. (л.д. 182).
Поларшинов М.Н. **** года рождения, находится на диспансерном учете с хроническим заболеванием, код "F 20", которое подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378 о невозможном проживании граждан в одной квартире, а также постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817 о праве на дополнительную жилую площадь (л.д. 12).
Установлено, что истец зарегистрирован по адресу: **** с 17.05.2013 г.
Также в указанном жилом помещении зарегистрированы П.A.M., П.А.М., П.Н.А., П.С.М., П.М.А., что подтверждается справкой ТСЖ "Феникс" (л.д.99), поквартирной карточкой (л.д. 100), карточками прописки (л.д. 101-106).
Квартира по адресу: ****, находится в собственности П.Н.А. и П.А.М. по 1/2 доле у каждого (л.д.53-54, 95) на основании договора купли-продажи от 18.04.2013г. (л.д.55-56).
Ранее Поларшинов М.Н. был зарегистрирован по адресу: ****. Указанная квартира принадлежала до 16.04.2013 года П.А.М., П.А.М., Поларшиновой Н.А. по 1/3 доле в праве у каждого (л.д.59-61) на основании договора N **** безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан (л.д.62). Собственником указанной квартиры является О.И.А., что подтверждается выпиской из ЕГРП, представленной по запросу суда апелляционной инстанции.
Сведения о правах на имеющиеся у истца объекты недвижимости в ЕГРП отсутствуют (л.д. 22), жилых помещений за Поларшиновым М.Н. по в ОГУП Обл.ЦТИ не зарегистрировано (л.д.63 оборот).
На основании заявления Поларшинова М.Н. (л.д.75) решением исполнительного комитета Калининского районного Совета депутатов г. Челябинска от 18.05.1989 г. N 181-1 Поларшинов М.Н. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку N2 (л.д.20-21).
До настоящего времени жилое помещение Поларшинову М.Н. не предоставлено.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 чЛ ст. 57 Жилищного кодекса РФ перечне, к которым относится и заболевание, имеющееся у Поларшинова М.Н.
Решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2005 года N 7/9 "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории муниципального образования "Город Челябинск" установлена норма предоставления - **** кв.м. общей площади на 1 человека.
Решением исполнительного комитета Калининского районного Совета депутатов г. Челябинска от 18.05.1989 г. N 181-1 Поларшинов М.Н. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку N2.
Возлагая на администрацию г. Челябинска обязанность предоставить Поларшинову М.Н. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, суд первой инстанции исходил из того, что она страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. Верно при этом указал на то, что истцом право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма не реализовано до 01 марта 2005 года, данное право сохраняется до реализации им указанного права.
Судебная коллегия указанные выводы суда находит правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Администрации г. Челябинска полномочий на обеспечение Поларшинова М.Н. жилым помещением по договору социального найма на основании ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, поскольку он не признан малоимущим, инвалиды ,
вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем путем предоставления субсидий на приобретение жилья в собственность на основании со ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ", Постановления Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N 149-п, о неправильности решения суда не свидетельствуют и основанием к его отмене не являются.
Как указано в ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 28.2 данного Закона Российская Федерация передает государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, органам государственной власти субъектов РФ, средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, форма предоставления мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта РФ.
Законом Челябинской области от 28 января 2010 года N 528-30 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий" меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов и вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляются в форме предоставления жилищных субсидий на приобретение жилья в собственность.
В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 27 июля 2006 года N 149-п, определен порядок предоставления мер социальной поддержки указанной категории граждан, в соответствии с которым инвалидам , страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний по перечню заболеваний, установленному Правительством Российской Федерации, субсидии предоставляются во внеочередном порядке.
В то же время в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения
ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ" если инвалид имеет право на одну и ту же меру социальной защиты по настоящему Федеральному закону и одновременно по другому правовому акту, мера социальной защиты предоставляется либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому правовому акту (независимо от основания установления меры социальной защиты).
Частями 3, 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В силу Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Поскольку Поларшиной М.Н. был поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005 года, то по своему выбору вправе быть обеспеченным именно жилым помещением по договору социального найма. Обязанность по реализации этого права лежит на органе местного самоуправления.
В соответствии с решением Челябинской городской Думы от 25 октября 2005 года N 7/9 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 (восемнадцать) квадратных метров общей площади на одного человека.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ" инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Порядок обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями установлен Законом Челябинской области от 24 ноября 2005 года N 430-30 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан".
В соответствии с п.п. "в" п. 9 ч. 1-1 ст. 3 Закона органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке в части обеспечения жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года в форме предоставления жилых помещений по договору социального найма.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Из ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.
Таким образом, граждане, являющиеся инвалидами, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, будучи признанными малоимущими и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма, имеют право
на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, а обязанность по реализации этого права лежит на органах местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, предусмотренных ст.ЗЗО ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст.327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Челябинска от 1 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.