судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.В.
судей
при секретаре
Стельмах О.Ю., Митрофановой О.А. Дзюба Б.Д.
с участием прокурора Минкиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Трехгорного Челябинской области на решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 30 декабря 2015 года по иску прокурора ЗАТО города Трехгорного Челябинской области, действующего в интересах Часова М.П., к администрации города Трехгорного Челябинской области о возложении обязанности организовать водоснабжение.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой Е.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, прокурора Минкину Л.В., полагавшую жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО города Трехгорного Челябинской области обратился в суд с иском в интересах Часова М.П. к администрации города Трехгорного Челябинской области о возложении обязанности организовать водоснабжение жилого дома ****, принадлежащего Часову М.П., путем установки водоразборной колонки на ул. **** в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование требований указано, что в ходе проведенной по обращению Часова М.П. прокуратурой города проверки, выявлены нарушения законодательства в сфере организации и оказанию населению коммунальных услуг по обеспечению питьевой водой, выразившиеся в том, что единственная водоразборная колонка, ранее имевшаяся на ул. ****, демонтирована 20.07.2015. При этом, на ул. **** расположено 15 жилых домов, из которых 4 жилых дома, в том числе дом ****, принадлежащий Часову М.П., не имеют внутреннего водоснабжения. Демонтаж единственного источника водоснабжения повлек за собой существенное нарушение прав граждан, проживающих в указанных домах, на надлежащее обеспечение водоснабжением.
В судебном заседании помощник прокурора ЗАТО г. Трехгорного Пономарева А.В. требования искового заявления поддержала.
Истец Часов М.П. в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, пояснив, что ранее подавал в МУП "Многоотраслевое производственное объединение энергосетей" г. Трехгорного (далее МУП "МПОЭ") на оборудование его дома и подключение к централизованным сетям водоснабжения, однако в последующем заявление отозвал в связи с высокой стоимостью предложенных вариантов организации индивидуального водоснабжения.
Представитель третьего лица МУП "МПОЭ" Апалькова О.Н. в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика администрации города Трехгорного, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, ходатайствовавшего о рассмотрении дела в его отсутствие, а также представившего возражение на исковое заявление.
Суд постановилрешение, которым исковые требования удовлетворил. Возложил на администрацию города Трехгорного Челябинской области обязанность организовать водоснабжение жилого дома ****, принадлежащего Часову М.П., путем установки водоразборной колонки на ул. **** в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация города Трехгорного Челябинской области просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что инициатором демонтажа водоразборной колонки являлись жители домов по ул. ****, из-за несанкционированного забора воды посторонними лицами. Кроме того, несанкционированный и не учтенный забор воды посторонними гражданами негативно сказался на финансовом состоянии ресурсоснабжающего предприятия МУП "МПОЭ". Указывает на то, что дом по ул. ****, принадлежащий истцу фактически остается единственным домом, которые не имеет центрального водоснабжения. При этом указанный дом не является единственным местом жительства для истца.
Истец Часов М.П., представители ответчика администрации города Трехгорного Челябинской области, третьего лица МУП "Многоотраслевое производственное объединение энергосетей" города Трехгорного в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в ней (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная
коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" названный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу ч. 3 ст. 19 указанного Федерального закона население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 N 1092 в целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным в технических регламентах и санитарно-эпидемиологических правилах, утверждена федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы, предусматривающая привлечение долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно п.п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в его границах электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Из буквального толкования приведенной выше правовой нормы следует, что организация предоставления коммунальных услуг населению возлагается на орган исполнительной власти муниципального образования -городского округа.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции РФ целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Положения изложенных норм обязывают органы местного самоуправления обеспечить питьевой водой население в границах муниципального образования.
Судом установлено и материалами дела установлено, что Часов М.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ****, который не имеет внутренних систем водоснабжения и водоотведения (л.д. 7-8).
Водоразборная колонка, ранее располагавшаяся на ул. ****, 20.07.2015 года демонтирована по инициативе администрации г.Трехгорного, иных водоразборных колонок на ул. **** не имеется (л.д. 10-13).
14.09.2015 и.о. прокурора ЗАТО города Трехгорного Челябинской области принесено представление об устранении нарушений законодательства об организации местного самоуправления, с требованием организовать водоснабжение граждан, проживающих в жилых домах по ул. ****, не подключенных к центральному водоснабжению, которое администрацией города Трехгорного Челябинской области оставлено без удовлетворения (л.д. 18-22).
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о наличии незаконного бездействия администрации города Трехгорного Челябинской области в части непринятия мер по обеспечению надлежащего водоснабжения дома, находящегося по адресу: ****, является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что инициатором демонтажа водоразборной колонки являлись жители домов по ул. ****, из-за несанкционированного забора воды посторонними лицами, что сказывалось и на финансовом состоянии ресурсоснабжающего предприятия МУП "МПОЭ", равно как и то, что дом по ул. ****, принадлежащий истцу, фактически остается единственным домом, которые не имеет центрального водоснабжения, к отмене постановленного судом решения не ведут, поскольку данные обстоятельства не являются основаниями для освобождения администрации города Трехгорного от исполнения возложенных на нее Федеральным законом обязанностей по обеспечению граждан питьевой водой.
Не могут повлечь отмену состоявшегося по делу решения и доводы апелляционной жалобы о том, что дом по ул. ****, принадлежащий истцу не является для него единственным местом жительства, поскольку
действующим законодательством граждане не ограничены в выборе места жительства и получении коммунальных услуг.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Трехгорного городского суда Челябинской области от 30 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Трехгорного Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.