Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего судей
с участием прокурора при секретаре
Скрябиной СВ.,
Зеленовой Е.Ф., Жуковой Н.А., Малышевой О.П., Пирожниковой И.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 апреля 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску прокурора Металлургического района города Челябинска в интересах Галкиной Т.К. к Администрации города Челябинска о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,
по апелляционной жалобе Галкиной Т.К. на решение Советского районного суда города Челябинска от 01 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной СВ. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя третьего лица Комитета социальной политики города Челябинска Сощенко О.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Металлургического района города Челябинска обратился в суд в интересах Галкиной Т.К. с иском к Администрации города Челябинска и с учетом уточнения исковых требований просил возложить обязанность предоставить ей путевку на санаторно-курортное лечение.
В обоснование иска указал, что Галкина Т.К. является ветераном труда, в связи с чем имеет право на предоставление мер социальной поддержки. Она состоит на учете на получение санаторно-курортного лечения с 12 апреля 2012 года, когда обратилась к ответчику с заявлением, приложив необходимые документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, однако до настоящего времени такой путевкой не обеспечена. Считает, что право Галкиной Т.К. на получение санаторно-курортного лечения не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, нуждающихся в таком лечении, а также от очередности предоставления путевок.
К участию в деле в качестве третьего лица судом привлечено Металлургическое управление социальной защиты администрации города Челябинска.
В судебном заседании суда первой инстанции прокурор поддержал
исковые требования.
Истец Галкина Т.К. в суд первой инстанции не явилась при надлежащем извещении.
Представитель ответчика Томилова М.А., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, ссылаясь на отсутствие нарушения прав истца действиями ответчика ввиду того, что ей не было отказано в предоставлении путевки.
Представитель третьего лица Комитета социальной политики города Челябинска Сощенко О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца и пояснила, что Галкина Т.К. состоит в очереди на получение санаторно-курортного лечения под номером 190 по состоянию на ноябрь-декабрь 2015 года. Обязанности по обеспечению права истца на получение путевки выполнены надлежащим образом. 13 и 17 ноября 2015 года Металлургическим управлением социальной защиты населения администрации города Челябинска истцу была предложена путевка на санаторно-курортное лечение в ООО "Санаторий-профилакторий "Металлург" с 01 по 18 декабря 2015 года, однако она отказалась от получения путевки по причине невозможности поехать в зимнее время.
Представитель третьего лица Металлургического Управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска Столбовская Н.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска и пояснила, что численность граждан, вставших на учет в качестве нуждающихся в получении санаторно-курортного лечения, составляет 939 человек и значительно превышает количество выделяемых путевок.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении иска прокурора Металлургического района города Челябинска в интересах Галкиной Т.К. При этом исходил из того, что права истца на получение путевки на санаторно-курортное лечение действиями ответчика не нарушены.
Не согласившись с решением суда, истец обратилась с апелляционной жалобой, в которой требует его отмены в связи с неправильным определением судом фактических обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что суд не принял во внимание отсутствие ее письменного отказа от предложенной ей путевки на санаторно-курортное лечение с 01 по 18 декабря 2015 года. Воспользоваться указанной путевкой она не могла по причине необходимости прохождения лечения в связи с обострением заболевания, а также невыдачей ей справки на получение путевки. Настаивает на том, что ее право на получение санаторно-курортного лечения не может ставиться в зависимость от очередности предоставления путевок. В силу имеющегося заболевания она тяжело передвигается, поэтому ей необходимо предоставление путевки вместе с ее супругом, который может обеспечить ей поддержку.
Истец Галкина Т.К., представитель ответчика Администрации города Челябинска, представитель третьего лица Металлургического Управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска в суд апелляционной инстанции при надлежащем извещении не явились. В письменном заявлении, адресованном суду, истец просила провести судебное заседание без ее участия. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в отсутствие истца, представителя ответчика, представителя третьего лица - Металлургического Управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции, Галкина Т.К. является ветераном труда, что подтверждено удостоверением серии **** (л.д. 21), в связи с чем имеет право на меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
С 12 апреля 2012 года она состоит на учете в качестве нуждающейся в санаторно-курортном и санаторно-профилактическом лечении в Металлургическом управлении социальной защиты населения Администрации города Челябинска. По состоянию на ноябрь-декабрь 2015 год номер ее очереди составляет 190 (л.д. 59-62).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что действиями ответчика права Галкиной Т.К. на получение путевки на санаторно-курортное лечение не нарушены, истец будет обеспечена такой путевкой в порядке очереди.
Судебная коллегия считает вывод суда основанным на правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью (статья 2) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39), одновременно относит вопросы социальной защиты к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части первой статьи 72). По вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный
закон (части 2 и 5 статьи 76).
Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержку ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 10 названного Федерального закона меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 12 Закона Челябинской области от 14 февраля 1996 года N 16-03 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Челябинской области" предусмотрено, что органы местного самоуправления за счет местного бюджета вправе вводить дополнительные льготы для ветеранов, проживающих на территории района, города, сверх предусмотренных законодательством о ветеранах в Российской Федерации и настоящим Законом.
Так, распоряжением Администрации города Челябинска от 30 июня 2010 года N 4913 была утверждена отраслевая целевая программа "Социальная поддержка населения города Челябинска на 2011 - 2013 годы", которая предусматривала предоставление путевок ветеранам труда.
Порядок постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в санаторно-курортном и санаторно-профилактическом лечении был предусмотрен административным регламентом по предоставлению такой муниципальной услуги, утвержденным постановлением Администрации города Челябинска от 03 сентября 2012 года N 182-п.
Пунктом 5 административного регламента было предусмотрено, что муниципальная услуга по постановке на учет в качестве нуждающихся в санаторно-курортном и санаторно-профилактическом лечении предоставляется Управлением социального развития Администрации города Челябинска, а получателями муниципальной услуги в силу пункта 6 регламента являются граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), не имеющие льгот, дающих право на санаторно-курортное лечение по федеральному законодательству, из числа ветеранов труда.
Пунктом 36 регламента было предусмотрено, что право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения ими путевок в санаторно-курортные (санаторно-профилактические) учреждения или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных пунктом 41 Порядка.
Распоряжением Администрации города Челябинска от 09 февраля 2011 года N 639 был утвержден Порядок реализации мероприятий отраслевой
целевой программы "Социальная поддержка населения города Челябинска на 2011 - 2013 годы" (вместе с "Порядком реализации мероприятий отраслевой целевой программы "Социальная поддержка населения города Челябинска на 2011-2013 годы".
Пунктами 27, 31 данного Порядка было предусмотрено, что натуральная помощь в виде путевок в санаторно-профилактические и санаторно-курортные учреждения города Челябинска и Челябинской области оказывается гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), не имеющим льгот, дающих право на санаторно-курортное лечение по федеральному законодательству, из числа: ветеранов труда, ветеранов труда Челябинской области, тружеников тыла, реабилитированных граждан, детей защитников Отечества, погибших в Великой Отечественной войне, малообеспеченных пенсионеров. Путевки предоставляются гражданам в порядке очередности, сформированной в управлении социальной защиты населения.
Распоряжением Администрации города Челябинска от 19 ноября 2014 года N 7875 утверждена новая муниципальная программа "Социальная поддержка населения города Челябинска на 2015 - 2018 годы", которая предусматривает путевки для граждан пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) из числа: ветеранов труда Челябинской области, реабилитированных граждан, детей погибших защитников Отечества, не имеющих иных льготных категорий.
Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в получении путевок на санаторно-курортное лечение утвержден постановлением Администрации города Челябинска от 18 июня 2014 года N 83-п, в соответствии с пунктом 5 которого организацию работы с гражданами по месту жительства по приему и оформлению документов на получение санаторно-курортных путевок осуществляет Управление социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) заявителей.
В соответствии с пунктом 6 указанного постановления получателями муниципальной услуги являются граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), не имеющие льгот, дающих право на санаторно-курортное лечение по федеральному законодательству, в том числе из числа ветеранов труда.
В соответствии с пунктами 44 и 46 распоряжения Администрации города Челябинска от 03 сентября 2015 года N 9494 "Об утверждении Порядка реализации мероприятий муниципальной программы "Социальная поддержка населения города Челябинска на 2015 - 2018 годы" натуральная помощь в виде путевок в санаторно-профилактические и санаторно-курортные учреждения города Челябинска и Челябинской области оказывается гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) из числа: ветеранов труда Челябинской области, реабилитированных граждан, детей погибших защитников Отечества, не
имеющих иных льготных категорий. Путевки предоставляются гражданам в порядке очередности. Повторно постановка граждан на учет для получения путевки не осуществляется.
Согласно сведениям, представленным Металлургическим управлением социальной защиты населения Администрации города Челябинска, численность граждан, находящихся на учете для получения муниципальной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное и санаторно-профилактическое лечение, составляет 939 человек (л.д. 64-67).
Делая вывод об отсутствии нарушения прав истца на получение путевки в санаторно-профилактические и санаторно-курортные учреждения города Челябинска и Челябинской области, суд первой инстанции установил, что ответчик не отказывал в предоставлении путевки Галкиной Т.К. Уполномоченным органом в сфере реализации муниципальной программы -Металлургическим управлением социальной защиты населения Администрации города Челябинска ей была предложена путевка на получение услуг по санаторно-курортному и санаторно-профилактическому лечению в ООО Санаторий- профилакторий "Металлург" с 01 декабря 2015 года по 18 декабря 2015 года вместе с супругом Г.В.Н., от которого истец отказалась.
Доводы апелляционной жалобы о том, что непредоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение следует расценивать как лишение ее принадлежащего права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении государственной социальной помощи, основаны на неправильном толковании нормативных правовых актов.
Отказывая в возложении на ответчика обязанности предоставить Галкиной Т.К. путевку на санаторно-курортное лечение, суд принял во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по городу Челябинску, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Галкиной Т.К. по данному вопросу.
Галкина Т.К. была принята на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением, поставлена на учет в качестве нуждающейся в санаторно-курортном и санаторно-профилактическом лечении под номером 190 (по состоянию на ноябрь-декабрь 2015 года).
Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Галкиной Т.К. исходя из последовательности, определяемой датой постановки ее на учет, в зависимости от даты подачи документов.
Кроме того, судом установлено, что Металлургическим управлением социальной защиты населения Администрации города Челябинска была исполнена обязанность обеспечения истца санаторно-курортным лечением, ей была предложена путевка в ООО "Санаторий-профилакторий "Металлург" с 01 декабря 2015 года по 18 декабря 2015 года вместе с
супругом Г.В.Н., от которой она отказалась.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Галкина Т.К. не могла воспользоваться предложенной ей путевкой на санаторно-курортное лечение в декабре 2015 года, желая получить санаторно-курортное лечение в летнее время, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку уполномоченный орган Металлургическое управление социальной защиты населения Администрации города Челябинска исполнил возложенные на него полномочия по обеспечению истца санаторно-курортным лечением.
Отказ Галкиной Т.К. от предоставления путевки в указанное время не повлек снятия ее с учета нуждающейся в санаторно-курортном и санаторно-профилактическом лечении и не лишает ее на предоставление санаторно-курортной путевки, как верно указал суд первой инстанции, поэтому не свидетельствует о нарушении ее прав органом местного самоуправления.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы истца о нарушении ее права на получение путевки на санаторно-курортное лечение и возложении обязанности на ответчика предоставить ей путевку без учёта установленной очередности обеспечения граждан санаторно-курортным лечением, поскольку они основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, которые предусматривают предоставление путевок в порядке очередности.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции полно и правильно установлены юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства, нормы материального права применены в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии с частью четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда города Челябинска от 01 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галкиной Т.К. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.