Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Горбенко Т.Н.
судей Старовойт Р.К., Розановой М.А.
при секретаре Сылко Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Загний А.В. к администрации г.Владивостока о признании постановления незаконным, возложении обязанности по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 23.12.2015, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., объяснения представителя ответчика администрации г. Владивостока Лобановой М.Н., истца Загний А.В., представителя истца Загний О.В., судебная коллегия
установила:
Загний А.В. обратился в суд с иском к администрации г.Владивостока о признании постановления незаконным, возложении обязанности.
В обоснование требований истец указал, что на основании постановления администрации г. Владивостока от 20.03.2015 N состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Постановлением администрации г. Владивостока от 04.09.2015 N он снят с учета лиц нуждающихся в жилом помещении, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, из числа граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Считая указанное постановление незаконным, ссылался на то, что его мать Загний О.В. с рождения по август 1986 года проживала в г. Коростень Житомирской обл., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Нежинском ГПИ и проживала в общежитии института, с ДД.ММ.ГГГГ по август ДД.ММ.ГГГГ года проживала по месту регистрации в г. Коростень Житомирской области. В 1991 году Загний О.В. приехала к месту службы мужа в г. Спасск-Дальний Приморского края, где ДД.ММ.ГГГГ родила сына Загний А.В. (истца). После выписки из родильного дома Загний О.В. вместе с истцом прибыла вновь в г. Коростень Житомирской области по месту своего постоянного жительства, где истец проживал вместе с матерью до 1995 года. Военным комиссариатом Приморского края истцу выдано удостоверение как лицу, выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение из г. Коростень Житомирской обл., время проживания в этом населенном пункте указано с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что ему, также как матери Загний О.В., гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно как лицу, выехавшему добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы (п. 11 ч. 1 ст. 13 закона), просил признать незаконными действия комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Владивостока по вопросу снятия Загний А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, признать незаконным постановление администрации г. Владивостока от 04.09.2015 N N "О снятии Загний А.В., подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, из числа граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в ДД.ММ.ГГГГ году и в последующие годы с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении", обязать администрацию г. Владивостока восстановить права Загний А.В., предусмотренные ч.1 ст. 22, ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а именно восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании истец Загний А.В. и его представитель Загний О.В. поддержали исковые требования в полном объеме, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства.
Представитель ответчика администрации г. Владивостока исковые требования не признал, пояснив, что в результате проведенной инвентаризации учетных дел граждан, состоящих на учете на улучшение жилищных условий, Загний А.В. был снят с учета на основании п. 6 ч.1 ст. 56 ЖК РФ, в связи с выявлением в представленных документах сведений не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет. При исследовании учтенного дела установлено, что Загний А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ года в г. Спасск-Дальний Приморского края, свидетельство о рождении выдано ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС г. Спасск-Дальний. Из пояснений Загний О.В. и представленных документов следовало, что после рождения Загний А.В. и выписки из роддома, родители отвезли его в г. Коростень Житомирской области, где он был зарегистрирован и проживал по месту жительства матери Загний О.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год. Таким образом, переселение Загний А.В. на подверженную радиоактивному загрязнению территорию носило добровольный характер. Полагал, что в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 данного закона (включая обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий), предоставлено только тем гражданам из числа переселившихся на постоянное место жительства в зону отселения после 30 июня 1986 года и впоследствии добровольно выехавших оттуда, которые получили право выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Загний А.В. не был предоставлен документ, подтверждающий право выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности проживания в г. Коростень. Просил в удовлетворении исковых требований Загний А.В. отказать.
Судом принято решение, которым исковые требования Загний А.В. удовлетворены частично, признано незаконным постановление администрации г. Владивостока от 04.09.2015 N N в отношении Загний А.В., на администрацию г. Владивостока возложена обязанность восстановить Загний А.В. на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении из числа граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
С указанным решением не согласился ответчик администрация г. Владивостока, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В доводах апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, установленным по делу обстоятельствам, нарушение норм материального права.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав пояснения сторон, полагает решение подлежащим отмене, с принятием нового решения по делу об отказе в удовлетворении исковых требований.
В силу п.3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая исковые требования Загний А.В., суд указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года истец и его мать Загний О.В. были прописаны и проживали в г. Коростень Житомирской области, а сам по себе факт рождения истца в г. Спасск-Дальний, где проходил службу отец истца не означает возможность, а тем более обязанность истца и его матери проживать по месту рождения Загний А.В. Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что Загний А.В. относится к категории граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, указанных в п. 11 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и на него распространяются льготы, установленные ч. 1 ст. 22, п.1-17 ч 1 ст. 17 указанного закона.
С указанными выводами судебная коллегия не соглашается, поскольку они не соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, приняты при неправильном применении норм материального права.
Судом установлено, что мать истца, Загний О.В., с рождения по ДД.ММ.ГГГГ года проживала в г. Коростень Житомирской обл., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в "данные изъяты" и проживала в общежитии института. В связи с переводом на заочное отделение вновь прибыла в г. Коростень, где проживала с "данные изъяты" по ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году Загний О.В. приехала к месту службы мужа в г. Спасск-Дальний Приморского края, где ДД.ММ.ГГГГ у нее родился сын - Загний А.В. После выписки из родильного дома Загний О.В. вместе с истцом прибыла в г. Коростень Житомирской области по месту своего постоянного жительства, где проживала с сыном до ДД.ММ.ГГГГ года. Военным комиссариатом Приморского края истцу выдано удостоверение как лицу, выехавшему добровольно из зоны проживания с правом на отселение из г. Коростень Житомирской обл., время проживания в этом населенном пункте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Загний А.В., суд не применил подлежащие применению положения закона.
Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1 и 3).
При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиоактивного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане (статьи 13-22).
Перечень категорий граждан, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы и, как следствие, имеющих право на предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной защиты, установлен частью 1 статьи 13.
Обращаясь в суд с иском Загний А.В. ссылался на то, что в соответствии с указанным законом отнесен к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, а именно п. 11 ч.1 ст. 13 закона - граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы. В подтверждение довода ссылался на наличие у него соответствующего удостоверения серии N, выданного ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 указанного закона гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 22 закона гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в п.6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
В разъяснениях, содержащихся в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.03.2015 N 6348-ЕС/05, указано, что "согласно частям второй и третьей статьи 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 Закона Российской Федерации, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации, указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
По смыслу изложенных положений Закона Российской Федерации, предоставление государственных жилищных сертификатов гражданам, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации".
При этом в силу ст. 37 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости также назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
В соответствии с п.п. 6.2 п.6 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности, в частности, при осуществлении функций государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) федеральных целевых программ, имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Минстроя России.
Приведенные в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06.03.2015 года N 6348-ЕС/05 положения согласуются с позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 25.02.2013 года N 235-О, указано, что положение статьи 22 названного Закона Российской Федерации связывает предоставление мер социальной поддержки гражданам, которые переселились после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из указанной зоны на новое место жительства, с наличием у них права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, и тем самым преследует цель предупреждения возможных злоупотреблений со стороны граждан, которые, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения, добровольно переселяются на указанную территорию, а затем выезжают на другое место жительства.
По мнению судебной коллегии, указанные разъяснения Конституционного Суда РФ в том числе применимы к гражданам переселившимся в период с 30.06.1986 по 01.01.1994 на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период.
Поскольку истец родился после 30.06.1986 года, а именно ДД.ММ.ГГГГ, то по объему прав, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", он приравнивается к лицам, переселившимся после 30.06.1986 года на постоянное место жительства в зону отселения или в зону проживания с правом на отселение, а поэтому право на получение мер социальной поддержки в настоящее время он не имеет, поскольку такое право возникнет у него только после получения права выхода на пенсию.
На основании изложенного судебная коллегия с выводами суда первой инстанции о наличии у истца права на меры социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью до возникновения права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста не соглашается, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации по вопросу применения ст. 22 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 23.12.2015 подлежит отмене, исковые требования Загний А.В. о признании незаконными действий комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Владивостока по вопросу снятия Загний А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании незаконным постановления администрации г. Владивостока от 04.09.2015 N 9372 "О снятии Загний А.В., подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, из числа граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении", возложении обязанности на администрацию г. Владивостока восстановить права Загний А.В., предусмотренные ч.1 ст. 22, ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", путем восстановления на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 23.12.2015 отменить, принять новое решение.
Загний А.В. в удовлетворении исковых требований к администрации г.Владивостока о признании незаконными действий комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Владивостока по вопросу снятия Загний А.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании незаконным постановления администрации г. Владивостока от 04.09.2015 N 9372 "О снятии Загний А.В., подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, из числа граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении", возложении обязанности восстановить права Загний А.В., предусмотренные ч.1 ст. 22, ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", путем восстановления на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.