Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Песковой Ж.А.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
с участием прокурора Савиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Ганина А.И., Фомина В.М. , Салыкина П.С. , Сидорова Ю,И. к министерству социального развития Саратовской области, комитету социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области о признании права на выплату возмещения вреда здоровью, рассчитанного из заработка, предшествующего трудовому увечью, по апелляционной жалобе Ганина А.И., Фомина В.М. , Салыкина П.С. , Сидорова Ю.И. на решение Кировского районного суда г.Саратова от 28 января 2016 года, которым отказано в удовлетворении вышеуказанных требований.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
истцы обратились в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя свои требования тем, что Ганин А.И., Фомин В.М., Салыкин П.С., Сидоров Ю.И. являются инвалидами-чернобыльцами "данные изъяты" группы. Инвалидность связана с их участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС они принимали в периоды: ФИО3 - 06.12.1986 г. по 21.02.1987 г.; Сидоров Ю.И. ? 10.10.1987 г. по 09.12.1987 г.; Фомин В.М. - 03.02.1987 г. по 30.04.1987 г.; Ганин А.И. - 15.02.1988 г. по 12.06.1988 г.
Каждый из них был направлен на работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в централизованном порядке путем призыва на учебные военные сборы. Считали незаконным привлечение их к ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС помимо их свободного волеизъявления в период 1986 г. - 1988 г. Во время прохождения военных сборов привлечение их к работам во вредных и опасных для здоровья условиях послужило причиной получения каждым из них тяжелого увечья, вызванного воздействием радиации и приведшего к инвалидности. Призыв истцов на военные сборы исключительно с целью привлечения их к работам в опасных для здоровья условиях являлся незаконным, а потому причинение вреда их здоровью вытекает из деликтных отношений, связанных с наличием вины государственных органов и государства в целом, что дает им основание требовать признания за ними права на возмещение данного вреда не в пределах Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), а в рамках, установленных гражданским законодательством, регулирующим обязательства, вытекающие из причинения вреда здоровью.
Просили признать за каждым из них право на возмещение вреда их здоровью, полученного во время участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, исходя из среднего заработка, имевшегося у них до получения травмы, приведшей к инвалидности.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Ганин А.И., Фомин В.М., Салыкин П.С., Сидоров Ю.И. просят решение суда отменить, удовлетворить их исковые требования. В обоснование жалобы ссылаются на те же обстоятельства, на которых основывали свои требования в суде первой инстанции. Считают, что судом были нарушены нормы материального права, выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела.
На доводы апелляционной жалобы прокуратурой Кировского района г. Саратова, комитетом социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области, министерством социального развития Саратовской области принесены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Ганина А.И., Фомина В.М., Салыкина П.С. - Козырская Е.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель министерства социального развития Саратовской области Пилипенко И.В., представитель комитета социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области Метлина Л.Ф., прокурор считали решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 3 Закона N 1244-1 гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям, ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В силу ст. 5 Закона N 1244-1 размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из дела видно и установлено судом, что Ганин А.И., Фомин В.М., Салыкин П.С., Сидоров Ю.И. являются инвалидами-чернобыльцами "данные изъяты" группы. Инвалидность связана с их участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС они принимали в периоды: Салыкин П.С. - 06.12.1986 г. по 21.02.1987 г.; Сидоров Ю.И. - 10.10.1987 г. по 09.12.1987 г.; Фомин В.М. - 03.02.1987 г. по 30.04.1987 г.; Ганин А.И. - 15.02.1988 г. по 12.06.1988 г. Каждый из них был направлен на работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, будучи в централизованном порядке призванным на учебные военные сборы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из следующего.
Истцами не оспаривалось до обращения в суд установление суммы возмещения вреда здоровью ежемесячно в твёрдой денежной сумме в размере "данные изъяты" руб., как инвалидам "данные изъяты" группы.
Из материалов дела следует, что они были согласны с данным критерием возмещения вреда, что подтверждено решениями судов об индексации ранее установленной суммы возмещения вреда здоровью. Вышеуказанные решения суда вступили в законную силу.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Положениями пунктов 3, 10 Порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. N 607 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, до внесения изменений в указанный Порядок постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 819) предусмотрено, что выплата денежной компенсации инвалидам осуществляется в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей. Гражданам, получавшим до вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" выплату в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается денежная компенсация или на основании их письменного заявления ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 рублей.
Из правового смысла вышеуказанных положений следует, что после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец о своем выборе на получение выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы в ранее установленной ежемесячной денежной сумме, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, должен был заявить путем подачи письменного заявления в орган социальной защиты.
Между тем, из материалов дела не следует, что такие заявления истцами подавались в орган социальной защиты населения.
Кроме того, со вступлением в силу Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" порядок определения сумм возмещения вреда изменился, законодатель отказался от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и перешел к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья. При этом были установлены твердые суммы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - в зависимости от полученной группы инвалидности.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ пункт 25 ч.1 ст. 14 Закона N 1244-1, которым было установлено возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемого в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, был изложен в следующей редакции: возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставлено право выбора получать ежемесячную денежную компенсацию в твердых суммах или ранее установленную ежемесячную денежную компенсацию, определенную в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
Порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, до 06.01.2000 г. регулировался Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24.12.1992 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24.11.1995 г. N 180-ФЗ).
С 06.01.2000 г. названные выше Правила были признаны утратившими силу и введен в действие Закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Таким образом, правовая норма, предусматривающая перерасчет сумм ВВЗ из заработка, определенного в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, на момент обращения истцов с настоящими требованиями, признана утратившей силу с 15 февраля 2001 г. в связи с вступлением в силу приведенной выше редакции Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а потому к спорным правоотношениям невозможно применение Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации 24.12.1992 г., как и норм Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Судебная коллегия, учитывая вышеуказанные нормы закона и обстоятельства дела, считает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истцам.
Несостоятельной является ссылка жалобы на положения главы 59 ГК РФ и ст. 1084 ГК РФ, поскольку отношения по возмещению данного вреда регулируются положениями Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
Сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами (такая правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.12.1997 г).
В рамках правового регулирования этих отношений гражданам гарантируется предоставление денежных и иных материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного вреда вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни (часть первая статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в первоначальной редакции).
В силу статьи 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации государство обязано регулировать и защищать права и свободы человека и гражданина, что требует от федерального законодателя использования эффективных правовых механизмов возмещения вреда здоровью в условиях инфляции и роста цен.
Учитывая, что вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, объективно затруднено, а во многих случаях невозможно полное по объему его возмещение. Но, во всяком случае, размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались истцы в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г.Саратова от 28 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ганина А.И., Фомина В.М. , Салыкина П.С., Сидорова Ю.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.