Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего
судей
Кожемякиной М.В.
Нибараковой С.Г. и Маслова Д.А.
при секретаре Лысенко И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе управляющего Государственного учреждения - Архангельской региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Дедюрина Н.М. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 января 2016 года, которым постановлено: "Исковые требования Государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области " "данные изъяты"" в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации - удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить ФИО1 техническими средствами реабилитации, а именно, одноразовыми подгузниками на вес 17-25 кг., в количестве 3 штук.
В удовлетворении остальной части иска Государственного стационарного бюджетного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области " "данные изъяты"" в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты".".
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
Государственное стационарное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области " "данные изъяты"" (далее - Детский дом-интернат обратилось в суд в защиту прав и законных интересов ребенка-инвалида ФИО1 с иском к Государственному учреждению - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда) о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации за 2014 год - подгузники (памперсы) в количестве 33 штук, сославшись на то, что ФИО1 проживает в "данные изъяты" и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ему необходимы бессрочно данные технические средства реабилитации из расчета 3 штуки в сутки. Администрация Детского дома-интерната от лица ФИО1 обращалась в отделение Фонда с заявлением на предоставление средств реабилитации, но за период 2014 года ответчиком для обеспечения ФИО1 при потребности в год 1095 штук было поставлено 468 штук подгузников, в этой связи администрация дома-интерната приобрела для обеспечения ФИО1 подгузники в количестве 594 штуки за счет его средств. Недополучение подгузников в количестве 33 штук лишает ребёнка-инвалида возможности компенсации нарушенных функций организма.
Детский дом-интернат своего представителя в судебное заседание не направил.
В судебном заседании представитель отделения Фонда Фирсов Д.Н. иск не признал, пояснив, что в соответствии с направлением на получение технических средств реабилитации, выданными отделением Фонда, ребенком-инвалидом ФИО1 было получено 468 подгузников, выплачена компенсация за 624 самостоятельно приобретенных подгузника, что составляет 1092 штуки. Таким образом, отделением Фонда не предоставлено ребенку-инвалиду в 2014 году подгузников в количестве 3 штук. ответчиком предприняты все предусмотренные законом меры для обеспечения истца техническими средствами реабилитации. Вместе с тем положения ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривают возможности обеспечения техническими средствами реабилитации за прошлый период, в данном случае возможна лишь выплата компенсации. При этом, подгузники и пеленки являются расходными материалами и их выдача за прошлый период не обеспечит процесс восстановления ребенка-инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Суд постановилуказанное выше решение, с которым не согласился управляющий отделением Фонда Дедюрин Н.М., в поданной апелляционной жалобе просит его отменить и вынести новое - об отказе в иске.
Доводы апелляционной жалобы ее податель мотивирует тем, что предоставление льготной категории граждан технических средств реабилитации относится к расходным обязательствам Российской Федерации и финансируется в пределах и за счет федерального бюджета выделенных на эти цели Фонду социального страхования Российской Федерации. Обязательства Фонда социального страхования ограничены объемом средств, перечисленных из федерального бюджета. Выделение из федерального бюджета денежных средств на приобретение подгузников и абсорбирующего белья в 2014 году составило около 60% от потребности отделения Фонда. Все средства, выделяемые Фонду, израсходованы по назначению. Предоставление технических средств реабилитации в соответствии с решением суда будет осуществляться в ущерб другим гражданам, поскольку приведет к преимущественному обеспечению одних перед другими, что противоречит п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации. Отделением Фонда предприняты все предусмотренные законом меры для обеспечения ребенка-инвалида ФИО1 техническими средствами реабилитации в виде подгузников, были выданы соответствующие направления на их получение. Положения ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусматривают возможности обеспечения техническими средствами реабилитации за прошлый период, в данном случае возможна лишь выплата компенсации. Все средства, выделенные отделению Фонда, израсходованы по целевому назначению - на закупку технических средств реабилитации. Считает, что возложение на отделение Фонда обязанности предоставить технические средства реабилитации ущемляет права других граждан, поскольку приведёт к преимущественному обеспечению одних перед другими. Кроме того, подгузники являются расходным материалом и их выдача за прошлый год не обеспечит процесс восстановления ребенка- инвалида к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статьёй 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В утверждённом распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, предусмотрены абсорбирующее белье, подгузники.
В силу п. 4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями(далее - Правила), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (пункт 5 Правил).
Судом установлено и это следует из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребёнком-инвалидом, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно его индивидуальной программе реабилитации, выданной учреждением медико-социальной экспертизы, он нуждается в подгузниках (для детей в весом от 17 до 25 кг) из расчёта 3 штуки в сутки в период с 23 июня 2019 года по 30 июня 2018 года.
На заявление о предоставлении технического средства реабилитации отделение Фонда в 2014 году обеспечило ФИО1 468 одноразовыми подгузниками, при норме 1095 штук, а также выплатило компенсацию за 624 самостоятельно приобретенных подгузника, что всего составляет 1092 подгузника.
При таком положении отделение Фонда в 2014 году не обеспечило ребёнка-инвалида подгузниками в количестве 3 штук.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ФИО1, являясь ребёнком-инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации в полном объеме и несоблюдение отделением Фонда требований федерального законодательства по предоставлению таких средств в полном объеме нарушает права ребёнка-инвалида.
Ответчик, как видно из апелляционной жалобы, не оспаривает право ребёнка-инвалида на получение технических средств реабилитации, однако в жалобе приводит довод о том, что в 2014 году объёма финансирования расходов на приобретение для инвалидов технических средств реабилитации было недостаточно.
Между тем, указанный довод приводился ответчиком в суде первой инстанции и в обжалуемом решении получил надлежащую оценку.
Действительно, согласно п. 16 Правил, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счёт средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
В силу п. 6 Правил техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.
Исходя из общего смысла положений Правил, уполномоченный орган не вправе отказать инвалидам в бесплатном предоставлении технического средства (изделия) и подобное предоставление должно производиться вне зависимости от объёма бюджетного финансирования конкретного территориального подразделения уполномоченного органа.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление истцу в 2016 году технических средств реабилитации за 2014 год ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную поддержку, не служит основанием для отмены решения суда. Из анализа действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не следует, что право инвалида на получение технического средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком средстве.
Как установлено по настоящему делу, в 2014 году ФИО1 не был обеспечен подгузниками в необходимом количестве. Истечение указанного календарного года не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению ребёнка-инвалида техническими средствами реабилитации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что закон не предусматривает возможности выдачи технических средств реабилитации за прошлый период, а допускает возможность приобретения инвалидом соответствующего технического средства реабилитации самостоятельно с последующим обращением за компенсацией понесённых расходов, нельзя признать обоснованными.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Обстоятельств, предусмотренных диспозицией данной статьи, по данному делу не установлено, в связи с чем, основания для выплаты денежной компенсации взамен предоставления технического средства реабилитации отсутствовали.
Приобретение соответствующего средства реабилитации является правом, а не обязанностью инвалида, у которого, как правило, отсутствует наличие такой материальной возможности. Следовательно, то обстоятельство, что инвалид или его представитель не воспользовались данным правом, не является основанием для освобождения отделения Фонда от выполнения соответствующей обязанности.
При рассмотрении дела суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, а выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции, предусмотренных статьёй 330 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется, а потому удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 14 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управляющего Государственного учреждения - Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Дедюрина Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
М.В.Кожемякина
Судьи:
С.Г.Нибаракова
Д.А.Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.