Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Лавник М.В.,
судей: Ворожцовой Л.К., Сорокина А.В.,
при секретаре Южиковой И.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавник М.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области в лице начальника Управления Ягодкиной О.А., на решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 19 февраля 2016 года
по иску Соломатова В.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области о признании решения незаконным, о включении в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Силах СССР в целях конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал и для перерасчета размера дополнительного социального обеспечения, о перерасчете размера пенсии, о перерасчете дополнительного социального обеспечения, о взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛА:
Соломатов В.И. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области, согласно которому просил признать решение комиссии Управления ПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.11.2015 года N в части отказа во включении в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Силах СССР незаконным. Обязать ответчика включить в специальный стаж на соответствующих видах работ период прохождения службы в составе Вооруженных Силах СССР с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года, прировняв его к работе по профессии горнорабочего очистного забоя подземного; обязать ответчика произвести перерасчет размера страховой пенсии с 01.12.2015 года, произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 01.02.2016 года. Взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы за юридическую консультацию в размере "данные изъяты", за составление искового заявления в размере "данные изъяты", всего в размере "данные изъяты".
Исковые требования мотивированы тем, что с 14.03.1997 года ему установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст.78 Федерального Закона РФ от 20.11.1990г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно которой граждане непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работ по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах - не менее 20 лет.
С 01.08.2002 года на основании его заявления ему была осуществлена оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в порядке, предусмотренном ст.30 указанного Федерального закона, и установлена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27.1.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по Списку N 1. Кроме того, он является получателем дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении, отдельных категорий работников организации угольной промышленности".
19.11.2015 года он вновь обратился в Управление ПФР г.Калгана Кемеровской области с заявлением о включении периода военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года в стаж на соответствующих видах работ для перерасчета размера пенсии и перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.
Рассмотрев его заявление, Управление Пенсионного фонда РФ в г. Калтане приняло решение N от 23.11.2015 года об отказе во включении в специальный стаж вышеуказанного периода, об отказе в перерасчете размера страховой пенсии и перерасчете дополнительного социального обеспечения. В протоколе заседания комиссии Управления ПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N от 23.11.2015 года ответчик указывает, что по состоянию на 01.12.2015 года оценка пенсионных прав осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ как наиболее выгодный вариант и произведен перерасчет размера пенсии в сторону увеличения в соответствии с п.12 ст.15 Федерального закона РФ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в РФ" путем расчета пенсионных коэффициентов за иные засчитываемые в страховой стаж не страховые периоды (период прохождения военной службы по призыву).
В соответствии с разъяснением Минтруда России от 17.10.2003 года N 4 при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего вида стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа). Но такой порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с его учетом гражданин (не зависимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет.
Учитывая, что он является получателем досрочной страховой пенсии по старости, то правовых оснований для включения в стаж на соответствующих видах работ периода службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР не имеется. B Законе N 84-ФЗ определено, что исчисление стажа работы, дающего право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из чего следует, что оснований для включения периода службы в стаж на соответствующих видах работ для установления доплаты к пенсии не имеется.
С указанным решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калтане он не согласен, считает его незаконным и необоснованным в силу пп. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, поскольку с 02.09.1972 года он работал на Шахте "Абаканская" в должности горного мастера подземного и был уволен 27.10.1972года в связи с призывом на военную службу в Советскую Армию. Действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР он проходил в период с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года, что следует из военного билета. После демобилизации он 07.01.1975 года трудоустроился на Шахту "Сибирская" горнорабочим очистного забоя подземным пятого разряда.
Таким образом, согласно ранее действовавшему правовому регулированию, период службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года подлежит включению в специальный стаж на соответствующих видах работ, так как может быть приравнен к работе, которая следовала за окончанием данного периода, то есть к работе по ведущей профессии - горнорабочего очистного забоя, включенной УПФР РФ в г. Калтан в его льготный стаж при назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Учитывая, что при включении в его специальный стаж спорного периода увеличится величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года, назначенная ему досрочная страховая пенсия подлежит перерасчету.
Согласно ст.1 Федерального Закона от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, и иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии Федеральный закон N 84-ФЗ не содержит. Следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к пенсии.
На основании п. 2 ст. 4 Федерального Закона от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категории работников организаций угольной промышленности" в случае представления дополнительных документов о стаже и среднемесячном заработке, дающих право на установление доплаты к пенсии в более высоком размере производится перерасчет размера доплаты к пенсии.
При указанных обстоятельствах полагает, что период службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года подлежит включению в специальный стаж на соответствующих видах работ, дающих право на ежемесячную доплату к пенсии.
В силу ч.4 ст.4 Федерального закона от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся с 1 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.
Так как с заявлением о перерасчете размера ежемесячной доплаты к пенсии он обратился к ответчику 19.11.2015 года, следовательно, ответчик обязан произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии с 01 февраля 2016 года.
В связи с подачей данного иска в суд им были понесены судебные расходы за юридическую консультацию в сумме "данные изъяты" и "данные изъяты" за составление искового заявления, которые подлежат взысканию с ответчика в его пользу.
Истец Соломатов В.И. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении и в возражении на отзыв ответчика, поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калгане Кемеровской области Ярочкина А.С., представившая доверенность N от 12.02.2016 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований Соломатова В.И.
Решением Калтанского районного суда Кемеровской области от 19 февраля 2016 года постановлено:
"Исковые требования Соломатова В.И. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области о признании решения незаконным, о включении в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Силах СССР в целях конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал и для перерасчета размера дополнительного социального обеспечения, о перерасчете размера пенсии, о перерасчете дополнительного социального обеспечения, о взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать решение Комиссии Управления ПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.11.2015 года N об отказе во включении в специальный стаж Соломатова В.И. периода службы в составе Вооруженных Силах СССР для перерасчета размера пенсии и для перерасчета размера дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" незаконным. Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области включить в специальный стаж Соломатова В.И. в целях конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал и для перерасчета размера дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" в календарном исчислении период прохождения службы в составе Вооруженных Силах СССР с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года (2 года 17 дней), прировняв его к работе по профессии горнорабочего очистного забоя подземного.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области уточнить Соломатову В.И. расчетный пенсионный капитал по п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" с учетом периода прохождения службы в составе Вооруженных Силах СССР с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года (2 года 17 дней), произвести перерасчет размера страховой пенсии с 01.12.2015 года, произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 01.02.2016 года.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области в пользу Соломатова В.И. судебные расходы за юридическую консультацию в размере "данные изъяты", за составление искового заявления в размере "данные изъяты", всего в размере "данные изъяты"
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области в доход местного бюджета судебные издержки в виде государственной пошлины в размере "данные изъяты")".
В апелляционной жалобе представитель Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калтане Кемеровской области Ягодкина О.А., просит отменить решение Калтанского районного суда от 19.02.2016г как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение которым отказать Соломатову В.И. в удовлетворении его исковых требований.
Доводы жалобы мотивирует тем, что с 14.03.1997 года истцу установлена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.78 Федерального закона РФ от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ". С 01.08.2002 года на основании заявления Соломатову В.И. была осуществлена оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в порядке, предусмотренном ст.30 указанного Федерального закона и установлена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27.1.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по Списку N 1.
19.11.2015 года Соломатов В.И. обратился с заявлением об уточнении расчетного пенсионного капитала в соответствии с п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", а именно, о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в стаж на соответствующих видах работ для перерасчета размера пенсии и для перерасчета размера дополнительного социального обеспечения в соответствии с Законом N 84-ФЗ. При назначении пенсии, истцу не зачли в календарном порядке в специальный стаж работы указанный период, поскольку законодательно возможность включения периода прохождения военной службы по призыву в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусмотрена.
В период прохождения службы действовал Закон СССР от 14.07.1956г. "О государственных пенсиях" и Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. N 590, в соответствии с пп. "к" п. 109 которого служба в составе Вооруженных Сил СССР при назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах приравнивается по выбору обратившегося за пенсией к работе, которая предшествовала службе либо следовала за нею. С принятием Закона РСФСР "О государственных пенсиях" от 20.11.1990 г. N 340-1 службу в армии из специального стажа исключили. Соломатов В.И. до и после службы в армии работал по Списку N 1, в связи с чем, по решению суда в стаж возможно включить только 9 месяцев за каждый полный год службы в Армии.
Так же не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании судебных расходов, поскольку они завышены.
Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела были извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.78 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" граждане, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников (по списку работ и профессий, утверждаемому Правительством Российской Федерации), имеют право на пенсию независимо от возраста, если они трудились на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах - горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они трудились на таких работах не менее 20 лет.
С 01.01.2002 года вступил в действие Федеральный закон "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ, который предусматривал основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии и, закрепляя в качестве условия назначения трудовой пенсии достижение пенсионного возраста, устанавливал также порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных прав, в том числе право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию разных факторов, обусловленных спецификой и характером работы.
Согласно определения Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 года N84-О законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсии, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости отряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Установление для определенной категории лиц льготных условий назначения трудовой пенсии по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно абз.4 ст.2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Федеральный законодатель, реализуя свои полномочия, установилв Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок назначения, выплаты и перерасчета трудовой пенсии, а также закрепил в статье 30 правила оценки пенсионных прав застрахованных лиц, предусмотрев несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц.
В силу п.1 ст.30 ФЗ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости устанавливается: равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии.
Согласно п.2 ст.30 указанного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно п. 9, п. 10 ст. 30 указанного Федерального закона Конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
Указанные положения также следуют из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Кроме того, согласно пп. 7 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" право на конвертацию (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал с применением по выбору гражданина вместо общего трудового стажа на соответствующих видах работ имеют граждане, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста, названные в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1, при условии наличия по состоянию на 1 января 2002 года у этих лиц страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии (пункт 9 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ).
С 01.01.2015 года вступил в действие Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N400-ФЗ.
Согласно п.9 ст.35 указанного Федерального закона от 28.12.2013 года трудовые пенсии, назначенные в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, выплачиваются в прежнем порядке.
Согласно п.3, п.4 ст.36 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ со дня вступления его в силу не применяется ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий, и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Соломатов В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 14.03.1997 года является получателем досрочной трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях, назначенную в соответствии со ст.78 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом, на момент назначения досрочной трудовой пенсии по старости в специальный стаж истца не был включен период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года (2 года 17 дней) (л.д. 5-6 - копия паспорта, л.д. 7 - пенсионное удостоверение, л.д. 33,37 - данные о стаже, л.д. 36 - решение о назначении пенсии).
С 01.08.2002 года на основании заявления Соломатову В.И. была осуществлена оценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал в порядке, предусмотренном ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и установлена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.1 п.1 ст.27 указанного Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по Списку N 1.
Кроме того, Соломатов В.И. является получателем дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении, отдельных категорий работников организации угольной промышленности".
19.11.2015 года Соломатов В.И. обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калгане Кемеровской области с заявлением об уточнении расчетного пенсионного капитала в соответствии с п.3 ст.30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в том числе о включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года в стаж на соответствующих видах работ для перерасчета размера пенсии и перерасчета дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении, отдельных категорий работников организации угольной промышленности".
Решением Комиссии Управления ПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.11.2015 года N Соломатову В.И. в том числе отказано во включении в стаж на соответствующих видах работ периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР для перерасчета размера пенсии и для перерасчета размера дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом РФ от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении, отдельных категорий работников организации угольной промышленности". Решение мотивировано тем, что отсутствуют для этого правовые основания, поскольку Соломатов В.И. уже является получателем досрочной страховой пенсии по старости.
Кроме того, ответчик в протоколе заседания Комиссии Управления ПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.11.2015 года N ссылается на то, что в Законе N 84-ФЗ определено исчисление стажа работы, дающего право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа па соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости, из чего следует, что оснований для включения периода службы в стаж на соответствующих видах работ для установления доплаты к пенсии не имеется.
Указанные обстоятельства подтверждаются заявлением о перерасчете размера пенсии от 19.11.2015 года (л.д. 34-35), Протоколом заседания Комиссии Управления ПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.11.2015 года N (л.д. 8), Решением об отказе во включении в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР от 23.11.2015 года N (л.д. 9).
Судом также установлено, что Соломатов В.И. с 02.09.1972 года работал на Шахте "Абаканская" в должности горного мастера подземного, 27.10.1972 года уволен в связи с призывом на военную службу в Советскую Армию. В период с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. После демобилизации с 07.01.1975 года трудоустроился на Шахту "Сибирская" горнорабочим очистного забоя подземным пятого разряда. Указанные периоды работы истца на угольном предприятии, имевшие место до и после службы в армии, включены ответчиком в льготный стаж истца по Списку N 1 при назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Указанные обстоятельства подтверждаются копией военного билета (л.д. 15-25), справкой N начальника отдела Военного комиссариата Кемеровской области по г.Осинники и г.Калтан (л.д. 43), данными о стаже (л.д. 33,37), копией трудовой книжки (л.д. 10-14).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).
В соответствии с п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно п. 16 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. на льготных условиях имеют право на пенсию по старости:
а) рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:
мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет;
В соответствии с подп. "к" п. 109 указанного выше Положения, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы, а также в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте "к" (служба в составе Вооруженных Сил СССР), приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно учтено, что в спорные периоды действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, которое предусматривало включение спорного периода в льготный стаж.
Разрешая спор и включая в специальный стаж работы указанный выше спорный период, суд обоснованно руководствовался указанной правовой позицией и исходил из того, что при исчислении стажа работы истца необходимо применять законодательство, действовавшее в указанный период.
При таких обстоятельствах, суд правомерно признал решение Комиссии Управления ПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.11.2015 года N в части отказа во включении в специальный стаж Соломатова В.И. периода службы в составе Вооруженных Силах СССР в целях конвертации пенсионных прав незаконным, обязал ответчика включить в специальный стаж работы истца в целях конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал период прохождения службы в составе Вооруженных Силах СССР с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года (2 года 17 дней) в календарном исчислении, прировняв его к работе по профессии горнорабочего очистного забоя подземного.
Согласно п.п.1 п.1 ст. 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), в том числе исчисленный с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1настоящего Федерального закона), подлежит перерасчету: при изменении величины расчетного пенсионного капитала, в том числе влекущего за собой изменение суммы валоризации, в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих общий трудовой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, приобретенный до 1 января 2002 года, который не был учтен при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Пункт 4 ст.30.1 вышеуказанного закона гласит, что сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.
Кроме того, в соответствии с пп.4 п.1 ст.30.3 вышеуказанного закона при изменении суммы валоризации (без изменения величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона) в случае включения в общий трудовой стаж периодов работы и (или) иной деятельности, которые не были учтены при осуществлении валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании документов, имеющихся в пенсионном деле.
Согласно п.3 ст.30.3 указанного закона определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете указанного размера в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 настоящей статьи, производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по материалам пенсионного дела, а также на основании заявления пенсионера со дня первоначального установления трудовой пенсии с учетом суммы валоризации.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при рассмотрении споров, связанных с проведением органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в статьях 30.1 - 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ, имея при этом в виду, что требование о перерасчете размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации с 01 января 2011 года подлежит удовлетворению с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором приняты дополнительные документы и заявление о перерасчете размера трудовой пенсии (пункт 2 статьи 30.3 Федерального закона N 173-ФЗ).
Поскольку истец обратился к ответчику с заявлением об уточнении расчетного пенсионного капитала 19.11.2015 года (л.д. 34-35), суд правомерно обязал ответчика уточнить Соломатову В.И. расчетный пенсионный капитал по п.3 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001г. N173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" с учетом периода прохождения службы в составе Вооруженных Силах СССР с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года (2 года 17 дней), произвести перерасчет размера страховой пенсии с 01.12.2015 года.
Кроме того, согласно ст.1 Федерального Закона от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.11ч.1 ст.30 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, и иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии Федеральный закон N 84-ФЗ не содержит. Следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к пенсии.
На основании п.2 ст.4 Федерального Закона от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категории работников организаций угольной промышленности", в случае представления дополнительных документов о стаже и среднемесячном заработке, дающих право на установление доплаты к пенсии в более высоком размере производится перерасчет размера доплаты к пенсии.
Учитывая, что период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с 13.11.1972 года по 21.11.1974 года подлежит включению в специальный стаж на соответствующих видах работ, дающих право на ежемесячную доплату к пенсии, следовательно, суд правомерно признал решение Комиссии Управления ПФР в г.Калтане по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 23.11.2015 года N в указанной части незаконным, и возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца период прохождения военной службы по призыву для перерасчета размера дополнительного социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".
В силу ч.4 ст.4 Федерального закона от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся с 1 февраля, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.
Установив, что истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера ежемесячной доплаты к пенсии 19.11.2015 года, следовательно, суд обоснованно также обязал ответчика произвести перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 01.02.2016 года.
В соответствии со ст. ст. 88, 94, 98, 100 ГПК РФ суд взыскал с УПФ РФ (ГУ) в г.Калтане Кемеровской области в пользу Соломатова В.И. расходы за юридическую консультацию в размере "данные изъяты", за составление искового заявления в размере "данные изъяты", а также взыскал с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере "данные изъяты".
Доводы апелляционной жалобы о том, что размер судебных расходов на представителя, взысканных судом, является завышенным, судебная коллегия находит несостоятельными. Факт несения расходов, связанных с получением необходимой юридической помощи, нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов истцу, связанных с оплатой услуг представителя, суд, исходя из требований разумности, с учетом объема оказанных представителем услуг, обстоятельств дела и его категории сложности пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца вышеназванной суммы.
Судебная коллегия полагает, что судом верно установлен круг обстоятельств, подлежащих установлению для рассмотрения и разрешения настоящего дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Судом верно применены нормы процессуального и материального права. Представленным доказательствам, в соответствие с ст.67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.
Учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности или необоснованности решения, а иных доводов, указывающих на нарушения норм материального или процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора в жалобе нет, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления по доводам жалобы.
Руководствуясь ч.1 ст. 327.1, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калтанского районного суда Кемеровской области от 19 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФ РФ (ГУ) в г.Калтане КО в лице начальника Управления Ягодкиной О.А.- без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Лавник
Судьи: Л.К. Ворожцова
А.В. Сорокин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.