Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
Председательствующего Старцевой С.А.,
судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Бирюкове А.А.,
в открытом судебном заседании в г. Орле рассмотрела гражданское дело по иску С.А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Орловской области о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, об обязании постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты, по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 января 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования С.А.В. удовлетворить.
Установить факт проживания С.А.В. по адресу: "адрес", с "дата" по "дата" включительно.
Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить С.А.В. на учет для получек единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с момента обращения с соответствующим заявлением и приложенными к нему документами с "дата"".
Заслушав доклад судьи Герасимовой Л.Н., объяснения представителя истца С.А.В. по доверенности А.Я.А., просившей решение суда оставить без изменения, объяснения представителя ФСИН России и УФСИН России по "адрес" по доверенности А.А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего решение суда отменить, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
С.А.В. первоначально обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), УФСИН России по "адрес" о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, об обязании постановки на учёт для получения единовременной социальной выплаты.
В обоснование заявленных требований указал, что он проходит службу в системе учреждений исполнения наказаний, является прапорщиком внутренней службы, имеет выслугу более 10 лет. "дата" он обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по "адрес" с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и приложил все необходимые документы.
"дата" из Управления федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" он получил ответ о том, по результатам рассмотрения представленных им документов "дата" членами комиссии ФСИН России было принято решение об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты. С указанным решением истец не согласен, считает незаконным, необоснованным, ссылается на то, что с "дата" по "дата" был зарегистрирован по адресу: "адрес", где не проживал с "дата", так как фактически проживал вместе с женой С.Л.Ю. и дочерью С.В.А. ( "дата" рождения) с "дата" по "дата" по адресу: "адрес", в связи с нахождением его места работы в "адрес".
По изложенным основаниям просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе С.А.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты; обязать Федеральную службу исполнения наказаний России поставить С.А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с "дата".
В уточнённых исковых требованиях С.А.В. просил установить факт его проживания по адресу: "адрес", с "дата" по "дата", обязать ФСИН России поставить С.А.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения с "дата" дня подачи заявления о постановке на учет; обязать УФСИН России по Орловской области направить пакет документов в Федеральную службу исполнения наказаний России.
"дата" определением суда производство по делу в части исковых требований С.А.В. к УФСИН России по "адрес" об обязании направить пакет документов в Федеральную службу исполнения наказаний России прекращено в связи с отказом от иска в указанной части.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ФСИН России просит об отмене решения и принятии нового решения.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что решение суда является незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. Судом не было учтено, что комиссией ФСИН России согласно протоколу N от "дата" было на законных основаниях отказано С.А.В. в поставке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий в "дата", а также в соответствии с ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как С.А.В. является членом семьи собственника жилого помещения по адресу своей регистрации: "адрес".
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется, поскольку при разрешении спора судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от "дата" N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от "дата" N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от "дата" N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба (п. 3 Правил).
В силу п.5 указанных Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Согласно п. 7 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через три месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что С.А.В. является прапорщиком внутренней службы, проходит службу в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, с выслугой в календарном исчислении более " ... " лет, имеет семью в составе трех человек: он, жена С.Л.Ю., дочь С.В.А., "дата" года рождения.
"дата" С.А.В. было подано заявление в ФСИН России о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
"дата" комиссией ФСИН России по рассмотрению вопросов о предоставлении сотрудниками учреждений органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения С.А.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты отказано в соответствии с п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N в связи с ухудшением жилищных условий в "дата", а также в соответствии со ст. 31 ЖК РФ, так как заявитель является членом семьи собственника жилого помещения.
Материалами дела также подтверждается, что с "дата" по "дата" С.А.В. имел регистрацию по адресу: "адрес"., но с "дата" по "дата", а также с "дата" по "дата", и с "дата" по "дата" временно зарегистрирован по адресу: "адрес".
Жилое помещение по адресу: "адрес". находится в собственности С.В.А., являющейся матерью С.А.В.
Жена и дочь С.А.В. - С.Л.Ю. и С.В.А. на момент рассмотрения спора постоянно зарегистрированы по адресу: "адрес" "дата" и с "дата" соответственно ( в жилом доме, принадлежащем в " ... " доли отцу С.Л.Ю. - С.Ю.П.). Кроме того, они имеют временную регистрацию с "дата" по "дата" по адресу: "адрес".
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции на основе показаний свидетелей С.В.А., К.В.А., А.С.И., С.Е.М., С.Л.Ю., Б.П.В., З.Н.И., а также данным о месте проживания содержащимися в амбулаторной карте С.В.А., сертификате о профилактических прививках С.В.А., справке МДО БУ "Детский сад N", установлено, что фактически с "дата" по "дата" С.А.В. с женой и дочерью проживал по адресу: "адрес".
Удовлетворяя исковые требования С.А.В. суд первой инстанции исходил из того, что С.А.В. имел право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья. Учитывая изложенные обстоятельства и нормы действующего законодательства, судебная коллегия считает данное решение суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Как было достоверно, на основании допрошенных по делу свидетелей, установлено судом первой инстанции С.А.В. по месту постоянной регистрации по адресу: "адрес", фактически не проживает с "дата" и по настоящее время в связи с прохождением службы в ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес", которое находится в "адрес" на достаточном удалении от "адрес", что также подтверждается и записями в послужном списке С.А.В., составленном "дата", где домашний адрес указан как "адрес", а далее - "адрес".
По адресу: "адрес" С.А.В. проживал вместе со своими супругой, дочерью, а также родителями супруги, иного жилья в собственности либо по договору социального найма не имеет, со своей матерью в доме "адрес" не проживает, общее хозяйство не ведёт, членом её семьи не является.
Из показаний С.А.В., данных суду первой инстанции, усматривается, что общее хозяйство с родителями супруги они не вели. Ввиду ухудшения отношений с ними вынужден с женой и дочерью снимать квартиру, с "дата" по настоящее проживают по адресу: "адрес".
Указанные обстоятельства также подтверждаются и представленной в заседание судебной коллеги справкой ФКУ ИК-2 УФСИН России по "адрес" о выплате С.А.В. денежных средств за найм жилого помещения с "дата" по "дата", копиями договоров найма жилого помещения за "дата" годы.
Таким образом, довод ответчика о намеренном ухудшении С.А.В. своих жилищных условий в "дата" году своего достоверного подтверждения не нашёл. Доказательств обратного ответчиком суду предоставлено не было.
По изложенным основаниям вывод суда первой инстанции о незаконности решения комиссии ФСИН России об отказе С.А.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты является правильным.
По изложенным основаниям судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права, сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием для изменения или отмены решения суда.
При вынесении судебного решения нарушений норм процессуального и материального права, повлиявших на исход дела и являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ основанием к отмене судебных постановлений, допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 13 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.