Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.
судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.
при секретаре Н.Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора "адрес", действующего в интересах несовершеннолетнего П.М.Д., к администрации "адрес" о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе администрации "адрес" на решение Советского районного суда "адрес" от "дата", которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И. изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика администрации "адрес" П.Л.А., поддержавшую жалобу, возражения на жалобу прокурора М.М.И. и П, судебная коллегия
установила:
прокурор "адрес", действующий в интересах
П.М.Д., обратился в суд с иском к администрации "адрес" о предоставлении жилого помещения.
Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой "адрес" проведена проверка по вопросу нарушения жилищных прав П.М.Д. со стороны ответчика. Проверкой установлено, что П.М.Д., "дата" года рождения, зарегистрирован и проживает по адресу: "адрес", "адрес", "адрес". Указанная квартира, общей площадью " ... " кв.м., принадлежит на праве собственности его матери П
П.М.Д. является ребенком- " ... " С " ... " года состоит на учете в БУЗ ОО " " ... "", страдает " ... " формой " ... " перечня " ... " " ... " заболеваний, утвержденного постановлением Правительства РФ от "дата" N, при котором невозможно совместное проживание с ним граждан в одной квартире.
Постановлением администрации "адрес" от "дата" N семья П, состоящая из " ... " человек, в том числе и П.М.Д., признана малоимущей, поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Ребенок " ... " П.М.Д. включен в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений. Однако, до настоящего времени истец жилым помещением во внеочередном порядке не обеспечен.
С учетом имеющегося у П.М.Д. тяжелого заболевания и его несовершеннолетнего возраста он нуждается в постоянном постороннем уходе. Проживание в квартире всей семьей, " ... ", значительно усугубляет его состояние, в связи с чем, прокурор просит суд обязать администрацию "адрес" предоставить П.М.Д. на состав семьи " ... " человек вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм в городе " ... " с учетом имеющейся жилой площади.
Представитель администрации "адрес" в суде исковые требования не признал.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент финансов "адрес", Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства "адрес".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация "адрес" просит отменить решение суда как незаконное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Полагает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, обязав ответчика предоставить жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из " ... " человек, поскольку П.М.Д. включен в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, один, другие члены семьи не подпадают под действие пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) и реализуют свои жилищные права на основаниях, предусмотренных частью 1 статьи 57 ЖК РФ.
Считает, что поскольку семья П. не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на "дата", суд незаконно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию "адрес".
Суд не учел, что в силу действующего законодательства к полномочиям органов государственной власти субъекта относится только обеспечение мер социальной поддержки и социального обслуживания " ... ", тогда как такая мера социальной поддержки " ... " как обеспечение жилой площадью по договору социального найма является расходным обязательством Российской Федерации.
Полагает, что предоставление жилого помещения несовершеннолетнему П.М.Д. должно производиться в соответствии с установленной очередностью и с учетом прав и законных интересов лиц, стоявших в очереди на улучшение жилищных условий перед ним.
В своих возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ш.А.С. и законный представитель П.М.Д. - П просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии не явились истец П.М.Д., третьи лица П.Д.Ю., Л.С.Н., представители третьих лиц Департамента финансов "адрес", Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства "адрес" не явились, извещены о заседании надлежащим образом. Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Поверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57 ЖК РФ) и установилисключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
В пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ закреплено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (часть 7 статьи 57 ЖК РФ).
Из материалов дела усматривается, что П с составом семьи " ... " человек: она, " ... " П.Д.Ю., " ... " П.А.Д., " ... " П.М.Д., " ... " Л.С.Н. проживают в " ... " квартире, расположенной по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", общей площадью " ... " кв.м. (л.д " ... ").
Согласно информации Орловского городского Совета народных депутатов N- " ... " от "дата" и " ... " от "дата" "адрес" по "адрес" включен в программу переселения жителей "адрес" из аварийного и ветхого жилья на " ... " годы (л.д. " ... ").
П.М.Д., "дата" года рождения, признан ребенком- " ... " что подтверждается справкой серии " ... " N (л.д. " ... ").
Как следует из справки "адрес" " ... " диспансера, П.М.Д. страдает психическим расстройством " ... ", входящим в пункт " ... " перечня " ... " " ... ", утвержденного постановлением Правительства РФ от "дата" N, и на основании постановления Правительства РФ N от "дата", дающего " ... " право на дополнительную жилую площадь (л.д. " ... "
Постановлением администрации "адрес" N от "дата" семья П из " ... " человек признана малоимущей в целях предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда (л.д. " ... ").
При этом П.М.Д. включен по заболеванию в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, где состоит под номером " ... ".
В настоящее время имущественное положение семьи П не изменилось, наличие у нее права состоять в очереди нуждающихся администрация "адрес" не оспаривала.
Анализируя представленные выше доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что право П.М.Д. на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, соответственно органы местного самоуправления обязаны во внеочередном порядке обеспечить его жильем.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части, находя их законными и обоснованными.
Довод жалобы о том, что предоставление жилого помещения лицам, страдающим " ... ", должно производиться с установленной очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий перед ними, судебной коллегией отклоняется как несостоятельный и основанный на неправильном толковании норм материального права, поскольку предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Кроме того, из содержания пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ следует, что в ней предусмотрено одно из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в то время как семья истицы признана нуждающейся в жилых помещениях по тому основанию, что они являются малоимущими гражданам, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, то есть в соответствии со статьей 49 и пунктом 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
Не влекут отмену состоявшегося решения и доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку семья П. не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на "дата", суд незаконно возложил обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию "адрес", а также, что в силу действующего законодательства такая мера социальной поддержки инвалидов как обеспечение жилой площадью по договору социального найма является расходным обязательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ " " ... "" предусмотрено, что " ... " и семьи, имеющие детей " ... ", нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
" ... " и семьи, имеющие детей- " ... ", нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после "дата", обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 17 указанного Закона)
Положениями Федерального закона от "дата" N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями ЖК РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.
Таким образом, в силу вышеупомянутых норм ЖК РФ, обязанность по реализации жилищных прав граждан возложена именно на орган местного самоуправления.
Согласно статье "адрес" от "дата" N-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления "адрес" государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов "адрес" наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем в том числе: в соответствии со статьей 17 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до "дата"
Порядок обеспечения жилым помещением инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после "дата", законодательством "адрес" не предусмотрен.
При этом отсутствие регулирования вопроса о предоставлении жилья определенным категориям граждан, не может лишить данных граждан права на получение жилья во внеочередном порядке, поэтому к данным правоотношениям с учетом положений статьи 17 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ должны применяться нормы пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ, регулирующие предоставление гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений по договорам социального найма на основании решений органа местного самоуправления.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 БК РФ, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Закона N 131-ФЗ).
Следовательно, финансирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей- " ... ", вставших на учет после "дата" за счет субъектов РФ, не освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставить жилые помещения гражданам, упомянутым в статье 57 ЖК РФ,
Поскольку семья П. была признана в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении (статья 51 ЖК РФ), и это право никем не оспорено, вывод суда о возложении обязанности по предоставлению семье жилого помещения на ответчика является правильным.
Вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о предоставлении жилого помещения П.М.Д. на весь состав его семьи.
Разрешая вопрос о реализации жилищных прав малолетнего П.М.Д. и обеспечении его жилым помещением во внеочередном порядке, суд в полной мере учел требования, установленные в части 5 статьи 17 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а именно: состояние здоровья и другие заслуживающие внимание обстоятельства, к которым относится, в том числе, малолетний возраст несовершеннолетнего, в силу которого он не может проживать один.
Имеющееся у П.М.Д. хроническое психическое заболевание требует постоянный уход за ним, делает невозможным совместное проживание с ним граждан в одной квартире.
Согласно справке БУЗ "адрес" " ... "" П.М.Д. поставлен диагноз: " ... " (л.д. " ... ").
При рассмотрении дела также установлено, что кроме ребенка- " ... " в семье П. имеются еще малолетний ребенок " ... " года рождения, который в силу своего возраста также нуждаются в уходе и заботе родителей.
При таких обстоятельствах, предоставление жилья только П.М.Д. или П.М.Д. с матерью, безусловно, нарушит права не только ребенка-инвалида, нуждающегося в заботе и внимании обоих родителей, семейных связях с родной сестрой, но также и права и законные интересы последней, являющейся малолетней.
Остальные доводы апелляционной жалобе, также не могут являться основанием к отмене правильного судебного решения, поскольку не содержат новых обстоятельств, которые не являлись бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, не опровергают правильность выводов суда, а повторяют позицию ответчика, выраженную его представителем в суде первой инстанции, которая была исследована судом и нашла свое верное отражение и правильную оценку в обжалуемом решении.
Фактически доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, и основаны на неверном толковании действующего законодательства, в связи с чем, основанием для отмены решения суда не являются.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, существенных нарушений процессуальных требований при рассмотрении дела допущено не было, оснований для отмены вынесенного решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда "адрес" от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации "адрес" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.