Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Лексиковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Байдавлетова А.А. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении Гончарова Ю.А.,
установил:
Гончаров Ю.А., исполняя обязанности (должность 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление Росреестра) по Оренбургской области, в период с 16 по 23 сентября 2015 года и с 31 августа по 03 ноября 2015 года в нарушение положений ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", рассмотрел представления первого заместителя прокурора Оренбургской области Волкова А.В. об устранении нарушений законодательства о регистрации объектов недвижимости от 31 августа 2015 года N (по обращению ФИО3.) и от 10 сентября 2015 года N (по запросу депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО4.) без участия представителя прокуратуры области, а также направил в прокуратуру области ответ на представление от 31 августа 2015 года N по истечении 30-дневного срока.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2015 года Гончаров Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, защитник Байдавлетов А.А., действующий в интересах Гончарова Ю.А., просит об отмене судебного постановления и прекращении производства по делу.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Байдавлетова А.А., поддержавшей доводы жалобы, заключение прокурора Христич Т.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении предусматривает административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закона о прокуратуре РФ) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Указанным Федеральным законом в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
В соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре РФ представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (ч. 3 ст. 7 Закона о прокуратуре РФ).
Из материалов дела следует, что прокуратурой Оренбургской области по обращению ФИО3 и запросу депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО4 в августе 2015 года проводились проверки исполнения требований законодательства о регистрации объектов недвижимости.
По результатам проведенных проверок в адрес (должность 1) Управления Росреестра по Оренбургской области Гончарова Ю.А. первым заместителем прокурора Оренбургской области Волковым А.В. внесены представления об устранении нарушений законодательства о регистрации объектов недвижимости от 31 августа 2015 года N (по обращению ФИО3.) и от 10 сентября 2015 года N (запросу депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО4.).
Данные представления содержали в себе требование о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры области и принятии мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих в установленный законом месячный срок со дня внесения представления.
В нарушение вышеуказанных положений Закона о прокуратуре РФ Гончаровым Ю.А. представления прокурора рассмотрены без участия представителя прокуратуры и без надлежащего уведомления прокуратуры области, о чем свидетельствуют ответы в адрес прокурора за его подписью от 03 ноября 2015 года N и от 23 сентября 2015 года N (л.д. 23-27, л.д. 14-19 соответственно).
Кроме того ответ на представление от 31 августа 2015 года N направлен в прокуратуру области с нарушением 30-дневного срока (ответ от 03 ноября 2015 года N).
Тем самым Гончаров Ю.А., являясь должностным лицом, не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно в нарушение п. 3 ст. 7, ст. 24 Закона о прокуратуре РФ рассмотрел представления прокурора без участия представителя прокуратуры и без надлежащего уведомления прокуратуры области, также несвоевременно сообщил прокурору о результатах рассмотрения.
В этой связи 23 ноября 2015 года заместителем прокурора Оренбургской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении Гончарова Ю.А. по факту умышленного невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом (л.д. 2-4).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, судьей районного суда, в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Факт совершения Гончаровым Ю.А. вмененного административного правонарушения подтверждены материалами дела в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; объяснениями Гончарова Ю.А., представлениями прокурора от 31 августа 2015 года N (по обращению ФИО3.) и от 10 сентября 2015 года N (запросу депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ ФИО4.); ответами за подписью (должность 1) Управления Росреестра по Оренбургской области Гончарова Ю.А. от 03 ноября 2015 года N и от 23 сентября 2015 года N; приказами о назначении Гончарова Ю.А. на должность (должность 2) Управления Росреестра по Оренбургской области и временном переводе Гончарова Ю.А. на должность руководителя Управления Росреестра по Оренбургской области; положением об Управлении Росреестра по Оренбургской области и другими доказательствами, оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ
При таких обстоятельствах, действия Гончарова Ю.А. правильно квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ.
В жалобе защитник настаивает на том, что в действиях Гончарова Ю.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку лично им представления прокурора не рассматривались, Гончаровым Ю.А. были подписаны лишь ответы на имя прокурора области. Являясь (должность 1) Управления Росреестра по Оренбургской области, он не бездействовал, а принял все необходимые меры для рассмотрения представлений прокуратуры области, поручив их рассмотрение (должность 3), которые в силу исполнения положений должностных регламентов обязаны были выполнять поручения (должность 1). Процессуальная организация рассмотрения представления прокурора от 31 августа 2015 года была поручена работникам Управления Росреестра по Оренбургской области. Указанные представления прокурора были рассмотрены членами комиссии, однако Гончаров Ю.А. на рассмотрениях не участвовал и не знал, что представления были рассмотрены с нарушением законодательства, то есть без участия представителя прокуратуры области. Гончаров Ю.А. никому из работников Управления Росреестра по Оренбургской области, членам комиссии не давал указаний, приказов или советов о невыполнении требований прокурора, изложенных в представлениях. Полагает, что за ненадлежащее исполнение требований закона работниками Управления Росреестра по Оренбургской области Гончаров Ю.А. не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Указывает, что Гончаров Ю.А. не должен был и не обязан был сообщать прокурору области о конкретных принятых мерах по устранению допущенных нарушений, так как по итогам служебных проверок в действиях работников Управления Росреестра по Оренбургской области нарушений не выявлено. По несвоевременному направлению ответа на представление от 31 августа 2015 года Гончаров Ю.А. не должен нести ответственность, поскольку заключение служебной проверки в отношении ФИО5 он не подписывал, ввиду нахождения в отпуске. Подписание сопроводительного письма о направлении заключения в адрес прокурора 03 ноября 2015 года не может свидетельствовать о наличии умысла Гончарова Ю.А. на совершение вмененного административного правонарушения.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судей районного суда, в постановлении получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с данными выводами не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Судьей районного суда обоснованно указано на то, что Гончаров Ю.А., исполняя обязанности (должность 1), имел реальную возможность организовать рассмотрение представлений прокурора и уведомление прокурора о соответствующих результатах их рассмотрения в письменной форме в установленные законом сроки, однако, должных мер к тому не принял.
Ссылка заявителя на ненадлежащее исполнение требований закона работниками Управления Росреестра по Оренбургской области является несостоятельной, поскольку неисполнение должностными лицами указаний (должность 1) свидетельствует о ненадлежащей организации Гончаровым Ю.А. контроля за деятельностью подчиненных ему лиц, и не может служить основанием к освобождению его от административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Доводы защитника том, что по итогам служебных проверок в действиях работников Управления Росреестра по Оренбургской области ФИО5 и ФИО6 нарушений выявлено не было, следовательно, сообщить об устранении нарушений не представлялось возможным, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм Закона о прокуратуре РФ.
Постановление судьи районного суда отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Юридически значимые обстоятельства установлены верно, доказательствам и доводам заявителя дана надлежащая правовая оценка, сомневаться в правильности которой оснований не имеется. Иная оценка исследованных судом доказательств не может служить основанием к отмене правильного по существу судебного постановления.
Доводов, свидетельствующих о наличии оснований для отмены или изменения судебного постановления, жалоба не содержит.
Постановление о привлечении Гончарова Ю.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Гончарову Ю.А. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 17.7 КоАП РФ для должностных лиц, оснований для снижения размера назначенного наказания не усматриваю.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении Гончарова Ю.А. оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.