Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего
Колосковой С.Е.,
судей
Ревякина А.В., Глушко А.Р.,
при секретаре
Венцеле А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области", поданной его представителем Радаевой Д.В., на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Административный иск Щербакова А.С. к ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области", Военному комиссариату Тюменской области отдел по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени об оспаривании решения призывной комиссии удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии отдела Военного комиссариата Тюменской области по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени протокол N 17 от 14 мая 2015 года о признании Щербакова А.С. к категории годности "Б-3".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, административный истец Щербаков А.С. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения представителя Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области" Курбатова К.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя отдела Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области" по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени Тарасовой М.Б., полагавшей апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, возражения представителя административного истца Щербакова А.С. - Щербаковой О.Н., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия
установила:
Щербаков А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, с учётом последующего уточнения требований, к ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области", отделу ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени о признании решения призывной комиссии отдела Военного комиссариата Тюменской области по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени протокол N 17 от 14 мая 2015 года о присвоении Щербакову А.С. категории годности "Б-3" незаконным, указывая, что в мае 2015 года Щербаков А.С. прошел освидетельствование в военном комиссариате Тюменской области по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени и, согласно протокола N 17 от 14 мая 2015 года, медицинской комиссией вынесено решение, которым Щербакову А.С. определена категория годности "Б-3". Административный истец полагал, что он должен был быть признан ограниченного годным к воинской службе ввиду наличия заболевания, предусмотренного ст. 87 Расписания болезней раздела II Требований к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, являющихся приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее по тексту также - Расписание болезней), наличие которого Щербаков А.С. от врачей призывной комиссии не скрывал, медицинские карточки, подтверждающие указанное заболевание врачами были просмотрены и изучены, однако на обследование в стационаре лечебного учреждения Щербаков А.С. направлен не был.
Административный истец Щербаков А.С., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель административного истца Щербакова О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" Курбатов К.А. В судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.
Представитель административного ответчика отдела Военного комиссариата Тюменской области по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласно Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Тюменской области", представитель которого Радаева Д.В. в апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 декабря 2015 года отменить и принять по делу новый судебный акт, указывая, что призывная комиссия Центрального АО г. Тюмени, вынесшая оспариваемое Щербаковым А.С. решение, не является юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на материальной базе, предоставляемой Военным комиссариатом Тюменской области, при этом структурным подразделением Военного комиссариата она не является, в связи с чем, по мнению заявителя жалобы, ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" и его структурные подразделения, в частности - отдел ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени, не будут являться надлежащими административными ответчиками, поскольку решения о призыве на военную службу Щербакова А.С. они не принимали. Утверждает, что призывная комиссия Центрального АО г. Тюмени действовала в период с 01.04.2015 г. по 15.06.2015 г., то есть в настоящий момент расформирована, правопреемство между призывными комиссиями не предусмотрено, равно как и ответственность Военного комиссариата за действия призывной комиссии. Отмечает, что при прохождении медицинского обследования 27.10.2014 года Щербаков А.С. жалобы предъявлял лишь на периодические боли в грудном отделе при физических нагрузках, в анамнезе указано заболевание - энурез до октября 2013 года. Обращает внимание, что жалобы на состояние здоровья ни на призывной комиссии Калининского АО г. Тюмени, ни на контрольном медицинском осмотре Щербаков А.С, не предъявлял, что подтверждается его подписью в "Журнале учета недостатков (нарушений) выявленных на сборном пункте области в ходе проведения призыва" N 30/309. Обращает внимание, что жалобы на заболевание - энурез, Щербаков А.С. не предъявлял более полутора лет. Указывает, что согласно ультразвуковому обследованию от 02.04.2015 г., эхоскопически, на момент обследования, патологии не выявлено, в связи с чем, заявитель жалобы полагает, что ввиду отсутствия жалоб, а также на основании представленных самим Щербаковым А.С. медицинских документов, необходимости в стационарном лечении не возникло. Указывает, что с решением призывной комиссии Калининского АО г. Тюмени Щербаков А.С. был ознакомлен на сборном пункте.
На апелляционную жалобу поступили возражения административного истца Щербакова А.С., в которых он полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Тюменской области", поданной представителем Радаевой Д.В., удовлетворению не подлежащими.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и было правильно установлено судом первой инстанции, Щербаков А.С. состоит на воинском учете в отделе ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области" по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени.
Из выписки из протокола N 17 от 14 мая 2015 года заседания комиссии при ППВУ военного комиссариата Калининского АО г. Тюмени следует, что в отношении Щербакова А.С. при прохождении медицинской комиссии единогласно принято решение: Ст. 59-в, 66-д, ТДТ, категория годности "Б-3": Статья 22 - призвать на военную службу. Предназначить в остальные воинские части сухопутных войск. Зачислить в команду N 60.
Признавая решение призывной комиссии отдела Военного комиссариата Тюменской области по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени, изложенное в протоколе N 17 от 14.05.2015 г., незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административным ответчиком не представлено доказательств уклонения Щербакова А.С. от прохождения медицинского освидетельствования, а оспариваемое решение основано на ненадлежащей оценке административным ответчиком медицинских данных о состоянии здоровья административного истца, следовательно, оно принято с нарушением порядка проведения медицинского освидетельствования и подлежит отмене.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Согласно частей 1, 2 ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту также - ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 22 ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Согласно нормам ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории при содействии местной администрации; осуществляет призыв призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании. Полномочия по принятию решения в отношении призывника о годности к военной службе, призыве, освобождении и предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу предоставлены призывной комиссии.
В силу пп. "а" п. 1 ст. 23 ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в себя, в том числе, явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 28 ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с положениями ст. 5 ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ, проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при, в том числе, постановке на воинский учет, призыве осуществляются военными комиссариатами. Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при, в том числе, первоначальной постановке на воинский учет, призыве осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В соответствии со ст. 5.1 ФЗ от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ, граждане при, в том числе, постановке на воинский учет, призыве проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования указанных граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. N 565.
В силу п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания (абз.1). При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование (абз. 2). По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина (абз. 3). В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе (абз. 4).
В соответствии с пунктом 87 Расписания болезней, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 г. N 565, обследование и лечение граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, а также военнослужащих, страдающих ночным недержанием мочи, проводится в стационарных условиях с участием врача-уролога, врача-невролога, врача-дерматовенеролога и в случае необходимости - врача-психиатра. Освидетельствование проводится в случаях, когда наблюдение и результаты обследования, а также данные, полученные из военного комиссариата, воинской части, подтверждают наличие ночного недержания мочи и эффект от лечения отсутствует.
Согласно п. 13 Положения "О призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Из материалов дела следует, что при прохождении Щербаковым А.С. медицинского освидетельствования в 2013 году, в связи с высказанными им жалобами на состояние здоровья, а именно - ночной энурез, ему было выдано направление от 11.03.2013 года на стационарное обследование (л.д. 145). Однако указанное медицинское обследование Щербаков А.С. не прошел, что административным истцом и его представителем не оспаривалось. В частности, в судебном заседании суда первой инстанции 30.12.2015 г. представителем истца указывалось, что истец от прохождения стационарного обследования отказался в связи с переводными экзаменами по месту обучения. В последующем медицинские документы, подтверждающие наличие заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, истцом представлены не были. Сведений о признании незаконными действий (бездействий) административных ответчиков по, в частности, воспрепятствованию административному истцу в прохождении стационарного медицинского обследования в материалах дела не имеется.
В то же время сведений о жалобах Щербакова А.С. в призывную комиссию на ночной энурез, в том числе при неоднократных медицинских освидетельствованиях, после марта 2013 года, включая прохождение призывной комиссии 14.05.2015 г., материалы дела не содержат, вследствие чего у призывной комиссии при определении 14.05.2015 г. степени годности указанного лица к военной службе и принятии решения о его призыве на действительную военную службу не имелось оснований к выводу о том, что эффект от лечения Щербакова А.С. от указанного заболевания отсутствует и, соответственно, отсутствует возможность дать на месте медицинское заключение о годности данного призывника к военной службе.
Более того, из материалов дела следует, что 01.04.2015 года Щербаков А.С. обращался к военному комиссару Тюменской области с заявлением о призыве его в ряды Вооружённых сил Российской Федерации по собственному желанию (л.д. 117).
В то же время судебная коллегия полагает, что указываемые судом первой инстанции обстоятельства, связанные с прохождением административным истцом действительной воинской службы и его увольнением в запас выходят за рамки рассмотрения данного дела, поскольку доказательств того, что выявленные в период прохождения службы заболевания административного истца, послужившие основанием к его досрочному увольнению, имелись и во время прохождения призывной комиссии в мае 2015 года и о их наличии административный истец в надлежащей форме комиссию уведомил, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решение суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 30 декабря 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Щербакова А.С. к ФКУ "Военный комиссариат Тюменской области", отделу ФКУ Военного комиссариата Тюменской области по Калининскому и Центральному АО г. Тюмени об оспаривании решения призывной комиссии - отказать.
Председательствующий
Судьи коллегии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.