Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Бады-Сагаана А.В., Соскал О.М.,
при секретаре Чимит Е.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску О. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее - УФСИН России по Республике Тыва), федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" (далее - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва) о признании принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года, обязании включить в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, исходя из даты постановки на учет, по апелляционным жалобам представителя УФСИН России по Республике Тыва по доверенности М. и представителя ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва по доверенности С. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 июня 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
О. обратился в суд с указанным выше иском к ответчикам, ссылаясь на то, что обратился к начальнику УФСИН России по Республике Тыва с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако, письмом территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Тыва ему было отказано в постановке на учет, поскольку он является пенсионером и не состоял ранее на учете. Полагает отказ незаконным, поскольку состоял на учете с 12 июля 2001 года по месту работы - в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва, что подтверждается журналом учета заявлений сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в жилищную комиссию ФГУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва. Выслуга в календарном исчислении составила 22 года 17 дней. Право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за сотрудниками, уволенными со службы и принятыми на учет до 01 марта 2005 года. Жилых помещений на праве собственности или по договору социального найма не имеет. Просил признать его принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва, обязать ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва включить его в список лиц, нуждающихся в жилом помещении исходя из латы постановки на учет - 12 июля 2001 года.
Решением суда иск удовлетворен: О. признан принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва; ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва обязано включить О. в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, исходя из даты его постановки на учет - 12 июля 2001 года.
В апелляционной жалобе представитель УФСИН России по Республике Тыва по доверенности М. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, указав, что истец требований к УФСИН России по Республике Тыва не заявлял, а также не доказал факта постановки его учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. На О. не заводилось учетного дела, отсутствует рапорт о постановке на учет, справки о составе семьи, обязательную ежегодную перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, он не проходил.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва по доверенности С. просит решение суда отменить, указав, что в тексте решения ошибочно указано об участии в деле от имени УФСИН России по Республике Тыва Ч. В решении отсутствует какие-либо выводы относительно заявленного ответчиком ходатайства об истечении давности. Журнал учета заявлений в жилищную комиссию не может служить доказательством постановки на очередь по улучшению жилищных условий, не представлены документы, подтверждающие постановку на учет: рапорт, решение комиссии о постановке на учет, учетное дело.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что О. обратился в УФСИН России по Республике Тыва с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты, указав следующий состав семьи: супруга О.Р., дети О.Ш., О.Д.
Письмом территориальной подкомиссии УФСИН России по Республике Тыва от 30 апреля 2014 года N 18/ТО/16-О-32 в принятии на учет отказано, поскольку заявитель является пенсионером уголовно-исполнительной системы Республики Тыва и не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Приведенный отказ уполномоченного органа явился основанием для обращения О. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что О. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту работы (в настоящее время - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва) до 01 марта 2005 года. К данным выводам суд пришел исходя представленной в материалы дела копии журнала учета заявлений в жилищную комиссию ФГУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва, где имеется указание о том, что 12 июля 2001 года под порядковым номером N О. зарегистрирован в журнале, а также показаний свидетелей К. и Д. По мнению суда, сам по себе факт отсутствия учетного дела на истца в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва не может быть поставлен ему в вину, так как он не являлся ответственным за ведение соответствующей документации.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Частью 7 вышеуказанной статьи предусмотрено, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в ч. 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со ст. 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В данной норме речь идет о лицах, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти до 01 марта 2005 года.
Таким образом, исходя из вышеприведенных норм, право на социальную выплату сохраняют действующие сотрудники, принятые на учет нуждающихся в период прохождения службы.
Ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, предусматривалось, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий были указаны в разд. II Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 (далее - Правила).
Пунктами 11, 12 Правил устанавливалось, что ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется на предприятиях, в учреждениях, организациях должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом. Для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме.
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется на предприятиях, в учреждениях, организациях жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме (п.п. 13, 14).
Также Правилами (п.п. 16, 17, 19) предусматривалось, что принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме.
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет.
Ежегодно в период с 01 января по 01 апреля предприятия, учреждения, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников.
Приведенные выше положения нормативно-правовых актов свидетельствуют о том, что принятие гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту работы должно было быть оформлено путем вынесения уполномоченной комиссией учреждения соответствующего положительного решения. Сведения о принятом на учет гражданине вносились в определенный документ строгой отчетности - книгу учета.
Оценивая представленную истцом копию журнала учета заявлений в жилищную комиссию ФГУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва, где указано, что 12 июля 2001 года под порядковым номером N О. зарегистрирован в журнале как подавший заявление о постановке на учет, судебная коллегия полагает, что данный документ не является достаточным для подтверждения факта постановки истца на учет нуждающихся в предоставлении жилья. Из записей в журнале видно, что по существу обращение О. от 12 июля 2001 года не рассматривалось, решения по нему не принималось, указано, что имеется ранее поданное заявление от 22 ноября 1999 года, результат рассмотрения которого неизвестен.
Таким образом, каких-либо доказательств, что истец в период прохождения службы был принят на учет, либо обращался с заявлением о постановке на учет, но ему было неправомерно отказано, в материалы дела не представлено. Также учетное дело на имя О. из ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва в уполномоченный орган - УФСИН России по Республике Тыва - не поступало.
При названных обстоятельствах судебная коллегия считает, что истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не доказан факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту прохождения службы - ФГУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва (в настоящее время - ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва).
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ факт постановки истца на учет не был подтвержден письменными доказательствами. Для установления данного юридически значимого обстоятельства свидетельских показаний недостаточно.
Поэтому доводы апелляционных жалоб в указанной части следует признать обоснованными.
Судебная коллегия также обращает внимание на то, что решение суда в части возложения на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Тыва включить истца в список лиц, нуждающихся в жилом помещении исходя из даты постановки на учет, является неисполнимым, поскольку комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения создается и функционирует в территориальном органе ФСИН России, то есть в данном случае - в УФСИН России по Республике Тыва, а не в подведомственном данному органу учреждении уголовно-исполнительной системы (п. 6 Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного Приказом ФСИН России от 16 октября 2014 года N 550).
Следовательно, основания для удовлетворения заявленного иска отсутствовали, а состоявшееся по делу решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 18 июня 2015 года отменить и принять по делу новое решение следующего содержания:
"Иск О. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва" о признании принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года, обязании включить в список лиц, нуждающихся в жилом помещении, исходя из даты постановки на учет, оставить без удовлетворения".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2016 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.