судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.,
судей Торговченковой О.В., Букреева Д.Ю.,
при секретаре Елисеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 09 февраля 2016 года, которым постановлено:
"Признать за Андрияновой Н.В. право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Грязинском районе Липецкой области назначить Андрияновой Н.В. досрочную пенсию со дня обращения за ней - с 06 августа 2015 года, засчитав в специальный стаж периоды работы с 01.09.1989 года по 04.01.1994 года и с 01.01.2010 года по 31.08.2010 года".
Заслушав доклад судьи Торговченковой О.В ., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андриянова Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области (далее ГУ - УПФР в Грязинском районе) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование иска указала, что решением от 16 октября 2015 года ГУ - УПФР в Грязинском районе отказало ей в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием на дату обращения 06 августа 2015 года стажа педагогической деятельности продолжительностью 25 лет, не включив в специальный стаж периоды работы в должности музыкального руководителя в детском саду N с 01 сентября 1989 года по 04 января 1994 года, а также в должности учителя музыки в МБОУ гимназия N и по совместительству в МБОУ СОШ N с 01 января 2010 года по 31 августа 2010 года из-за отсутствия подтверждения работы на полную ставку.
Считая отказ незаконным, истица просила признать за ней право на пенсию с зачетом в специальный стаж педагогической деятельности вышеуказанных периодов работы и обязать ГУ - УПФР в Грязинском районе назначить ей досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в Грязинском районе - Гусева Е.В. иск не признала, ссылаясь на отсутствие у Андрияновой Н.В. на дату обращения в орган Пенсионного фонда РФ стажа педагогической деятельности продолжительностью не менее 25 лет, необходимый для назначения пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - УПФР в Грязинском районе просит отменить решение суда, указывая на то, что суд неправильно истолковал действовавшее в спорные периоды законодательство, регламентирующее данные правоотношения, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим изменению в части.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01 января 2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 названного закона).
В соответствии с п.п. "м" п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, право на досрочное пенсионное обеспечение дает работа в должности учителя в общеобразовательных учреждениях: школах всех наименований и гимназиях, а также в должности музыкального руководителя в дошкольных образовательных учреждениях, к которым относятся детские сады всех наименований.
Согласно пунктам 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ... , утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Андриянова Н.В. на основании приказа N от 01 сентября 1989 года по детскому саду N была принята на должность музыкального руководителя с 01 сентября 1989 года с оплатой как имеющей средне-специальное образование со стажем до 5 лет и проработала в указанной должности до 04 января 1994 года (л.д. 84, 86, 88).
Согласно карточке расчетов по заработной плате и форменной одежде за 1989 год (л.д. 89-90), расчетным листкам и лицевым счетам за 1990-1994 годы (л.д. 91-101) размер оклада истицы в период с 1989 года по 1994 год составлял 110 рублей и выше.
Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной Приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 года N 94, с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08 июня 1990 года N 400, утратившей силу в связи с изданием Приказа Минобрнауки РФ от 09 декабря 2011 года N 2816, были установлены ставки заработной платы педагогическим работникам детских садов, яслей-садов, яслей, домов ребенка, детских комнат (площадок) детских парков в зависимости от занимаемой должности, образования и стажа педагогической работы. В соответствии с данной Инструкцией музыкальным руководителям, имеющим среднее специальное образование, месячные ставки заработной платы при стаже педагогической работы до 5 лет устанавливались в размере 110 рублей в месяц, а после издания Приказа Госкомитета СССР по народному образованию от 08 июня 1990 года N 400 - 110-160 рублей в месяц.
Удовлетворяя исковые требования в части зачета в специальный стаж периода работы с 01 сентября 1989 года по 04 января 1994 года (4 года 4 месяца 4 дня), суд первой инстанции, дав оценку указанным письменным доказательствам по делу с учетом действующего законодательства, пришел к обоснованному выводу о выполнении истицей нормы педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы, что дает ей право на включение спорного периода работы в специальный стаж.
Довод апелляционной жалобы о том, что период работы с 01 сентября 1989 года по 04 января 1994 года не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку п.п. "м" п. 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 не предусмотрено наименование должности "музыкальный руководитель", основан на неверном толковании ответчиком норм материального права. Указанным нормативным актом установлен порядок применения законодательства в области пенсионного обеспечения, действовавшего до принятия Федерального закона "О страховых пенсиях", а не должности и учреждения, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ссылку апелляционной жалобы на отсутствие у музыкальных работников, занимавших данную должность до 01 ноября 1999 года, права на досрочное пенсионное обеспечение судебная коллегия находит несостоятельной по следующим основаниям.
Действительно, действовавший до 01 октября 1993 Перечень учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, не предусматривал должности музыкального руководителя.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 был утвержден Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором указание на должность музыкального руководителя также отсутствовало.
Пункт 3 вышеназванного Постановления содержал указание на сохранение за другими педагогическими работниками условий и порядка назначения пенсий за выслугу лет, действовавших до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", но с 1 октября 1993 года указанный пункт признан утратившим силу.
Затем, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. Пункт 3 данного постановления предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067.
Названным Списком должность музыкального руководителя уже была поименована, при этом в пункте 1 Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким образом, до 1 ноября 1999 года работа в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, законодателем включена не была.
Однако с принятием Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован. В пункте 5 Правил предусмотрено, что периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, засчитывая в специальный стаж истицы период ее работы в должности музыкального руководителя детского сада с 01 сентября 1989 года по 04 января 1994 года, обоснованно исходил из доказанности выполнения Андрияновой Н.В. в указанный период педагогической нагрузки, установленной за ставку заработной платы.
При доказанности работы истицы в должности музыкального руководителя на полную ставку в течение всего спорного периода ссылка суда первой инстанции на то обстоятельство, что при определении стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, до 01 октября 1993 года следует руководствоваться Перечнем учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, и разъяснениями Госкомтруда СССР от 17 мая 1960 года N 19, предусматривавшим включение работы в должности музыкального руководителя в льготный стаж без каких-либо условий относительно нормы выработки, не влияет на его вывод о зачете указанного периода работы в специальный стаж.
Рождение у истицы ребенка 30 декабря 1990 года, то есть в период работы в должности музыкального руководителя, и нахождение ее в связи с этим в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора или трех лет не может опровергнуть вывода суда первой инстанции о зачете всего спорного периода в специальный стаж, поскольку право на этот отпуск у истицы возникло до 06 октября 1992 года, то есть до установления нового правового регулирования, когда период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный стаж.
Отсутствие документов, подтверждающих продолжительность нахождения истицы в отпуске по уходе за ребенком, также не влияет на выводы суда первой инстанции, поскольку юридически значимым обстоятельством по делу в данном случае является определение момента возникновения права на такой отпуск, который обоснованно определен судом исходя из действовавшего в данный период трудового законодательства.
Материалами дела установлено, что с 01 сентября 1994 года по день рассмотрения дела по существу истица работала в МБОУ гимназия N в должности учителя музыки. Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица в спорный период с 01 января 2010 года по 31 августа 2010 года педагогическая нагрузка истицы, установленная за ставку заработной платы, составляла 0,88 ставки (л.д. 69).
С 13 декабря 2008 года Андриянова Н.В. была принята по совместительству учителем музыки на время декретного отпуска основного работника в МБОУ СОШ N, что подтверждается выпиской из приказа N от 13 декабря 2008 года (л.д.43). Приказом по МОУ СОШ N от 01 сентября 2009 года N истице была утверждена педагогическая нагрузка на 2009-2010 учебный год в размере 11 часов в неделю (л.д.108-113).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогический работы за ставку заработной платы) педагогических работников", действовавшего в спорный период, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы для учителей 5-11 (12) классов составляла 18 часов в неделю.
Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, педагогическая нагрузка истицы в МОУ СОШ N составляла 0,61 ставки.
Соответственно, суммарно по основному месту работы и по совместительству педагогическая нагрузка истицы Андрияновой Н.В., установленная на 2009-2010 учебный год, составляла 1,49 ставки, что дает ей право на досрочное пенсионное обеспечение с учетом периода работы, в течение которого имела место быть указанная нагрузка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о зачете периода работы в МБОУ гимназия N и в МБОУ СОШ N в специальный стаж, поскольку истицей выполнялась педагогическая нагрузка, установленная за ставку заработной платы.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с периодом, который засчитан в специальный стаж Андрияновой Н.В. судом первой инстанции.
Как установлено по делу, приказом по МБОУ СОШ N от 30 июня 2010 года N истица уволена с должности учителя музыки, совместителя, 30 июня 2010 года (л.д.43).
Согласно карточке-справке за 2010 год Андрияновой Н.В. в период с 01 июня 2010 года по 27 июля 2010 года был предоставлен отпуск продолжительностью 56 календарных дней с последующим увольнением (л.д.116).
Выпиской из лицевого счета застрахованного лица Андрияновой Н.В. также подтверждается, что в МБОУ СОШ N истица проработала по 27 июля 2010 года (л.д. 68).
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о сохранении истицей трудовых отношений с данным образовательным учреждением до окончания летних каникул, то есть до 31 августа 2010 года, в материалах дела не содержится.
Педагогическая нагрузка Андрияновой Н.В. в МБОУ гимназия N в период с 28 июля 2010 года по 31 августа 2010 года составляла 0,88 ставки.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о зачете в специальный стаж истицы всего периода летних каникул, является ошибочным, сделанным без учета установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что период работы с 28 июля 2010 года по 31 августа 2010 года не подлежит включению в специальный стаж работы, дающей право Андрияновой Н.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с чем решение суда в части включения указанного периода в специальный стаж следует изменить, в специальный стаж подлежит включению не весь период с 01 января 2010 года по 31 августа 2010 года, а лишь его часть, с 01 января 2010 года по 27 июля 2010 года, что составляет 0 лет 6 месяцев 27 дней.
Довод апелляционной жалобы о недоказанности выполнения истицей педагогической нагрузки на полную ставку в указанный период опровергается приведенными доказательствами по делу и ничем не подтвержден.
Поскольку продолжительность специального педагогического стажа истицы по состоянию на 06 августа 2015 года, дату обращения в орган Пенсионного фонда РФ, составила более 25 лет, а именно - 25 лет 1 месяц 23 дня, судом правомерно признано право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и на пенсионный орган возложена обязанность назначить Андрияновой Н.В. страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 06 августа 2015 года.
Выводы суда в указанной части соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм пенсионного законодательства судебная коллегия отклоняет, поскольку они основаны на ошибочном толковании правовых норм. Указанные доводы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка в решении суда.
Учитывая изложенное, решение суда в части признания за истицей права на досрочную пенсию и возложении на ответчика обязанности назначить пенсию со дня обращения является законным и обоснованным, отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Грязинского городского суда Липецкой области от 09 февраля 2016 года изменить в части периодов, подлежащих включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Считать подлежащими включению в специальный стаж Андрияновой Н.В. периоды работы с 01 сентября 1989 года по 04 января 1994 года и с 01 января 2010 года по 27 июля 2010 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Грязинском районе Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.