судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Букреева Д.Ю., Федосовой Н.Н.,
при секретаре Елисеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Куликовой Д.А. на решение Правобережного районного суда г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ,
которым постановлено
Взыскать с Куликовой Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки "адрес", проживающей по адресу: "адрес", по требованию от ДД.ММ.ГГГГ N недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме N руб, по земельному налогу за 2014 год в сумме N руб, пеню за нарушение срока уплаты налога на имущество физических лиц за 2014 год в сумме N руб.
Взыскать с Куликовой Д.А. в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1856 рублей.
Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
МИФНС России N5 по Липецкой области обратилась в суд с иском к Куликовой Д.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, земельного налога за 2014 год. В обоснование иска было указано, что Куликова Д.А. является собственником двух земельных участков в селе Крутое Добровского района Липецкой области, коровника в селе Лебяжье и телятника в селе Каликино этого же района, и в установленный срок не уплатила соответствующие налоги. Требования об уплате налогов в добровольном порядке не исполнены.
По изложенным основаниям МИФНС России N5 по Липецкой области просила взыскать с Куликовой Д.А. земельный налог в размере N руб., налог на имущество физических лиц в размере N руб., и пени в размере N руб.
В судебное заседание стороны по извещению суда не явились.
Суд постановилрешение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе Куликова Д.А. просит изменить решение, применив для расчета налога на имущество физических лиц кадастровую стоимость объектов недвижимости, со ссылкой на статью 403 НК РФ.
Выслушав Куликову Д.А., поддержавшую апелляционную жалобу, изучив материалы дела, обсудив доводы апеллянта, проверив законность решения в пределах этих доводов, судебная коллегия оснований для его отмены не усматривает.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
Согласно ч.2 ст.52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст.57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ст.15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам.
Согласно ст.399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.
До 1 января 2015 года действовал Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц".
Согласно ст.1 указанного Закона, плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст.2 Закона, объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Согласно ст.409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. (Закон в редакции от 4 октября 2014 года).
Как видно из материалов дела, в 2014 году Куликова Д.А. являлась собственником коровника (кадастровый N) по адресу: "адрес", телятника (кадастровый N) по адресу: "адрес"
Согласно расчету налогового органа, инвентаризационная стоимость коровника составила N рубля; телятника N рублей. При этом срок владения коровником в 2014 году составил 5 месяцев, а телятником - 4 месяца.
В соответствии с "Положением о налоге на имущество физических лиц на территории сельского поселения Больше-Хомутецкий сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области", утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Больше-Хомутецкий сельсовет N от ДД.ММ.ГГГГ (расположение села Лебяжье) и "Положением о налоге на имущество физических лиц на территории сельского поселения Каликинский сельсовет Добровского муниципального района Липецкой области", утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Каликинский сельсовет N от ДД.ММ.ГГГГ (расположение села Каликино), соответствующие ставки налога на имущество стоимостью свыше 500.000 рублей составили 2 процента от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Зависимость ставки налога на имущество физических лиц от суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости была установлена статьей 3 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц".
Поскольку в данном случае обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникла в 2014 году, его расчет правильно производился на основании данных о суммарной инвентаризационной стоимости объектов недвижимости ( N:12х5х2%) + ( N:12х4х2%) = N руб. (без пени).
Порядок направления налогового уведомления, требования об уплате налога административным истцом соблюден (л.д.5-18).
Довод апеллянта о необходимости применения кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения несостоятелен, поскольку такая стоимость применяется с 1 января 2015 года, когда вступила в силу статья 402 НК РФ.
Утратившие силу с этого же времени пункт 9.1 статьи 85 Налогового кодекса РФ, Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц", местные нормативные акты предписывали необходимость определения налоговой базы исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения в части взыскания налога на имущество физических лиц не имеется.
В части взыскания земельного налога и пени решение также является правильным, и Куликовой Д.А. не обжалуется.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения в апелляционном порядке, не допущено.
Руководствуясь ст.ст.308, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Правобережного районного суда г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Куликовой Д.А. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.