Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Колгановой В.М.,
судей Куденко И.Е., Марчукова А.В.,
при секретаре Князевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по административному иску Андреева Д. А. к администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области об оспаривании решений
по апелляционной жалобе Андреева Д. А. в лице представителя по доверенности Виноградовой Е. Р.
на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 09 февраля 2016 г., которым в иске Андрееву Д. А. отказано.
Заслушав доклад судьи Куденко И.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андреев Д.А. обратился в суд с административным иском к администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области об оспаривании решений.
В обоснование исковых требований указал, что постановлением администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 13 марта 2009 г. N " ... " он составом семьи из трех человек был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050.
Постановлением администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 30 декабря 2009 г. N " ... " семья Андреева Д.А. была признана участником указанной подпрограммы.
Постановлением администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 12 октября 2015 г. N " ... " со ссылкой на Постановление администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 27 декабря 2011 г. N " ... " "Об исключении из списка учета молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по городскому поселению г. Котово" Андреевы исключены из списка молодых семей - участников муниципальной программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2015-2016 годы" в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения (в связи с приобретением в собственность жилья).
Полагая нарушенным, таким образом, право своей молодой семьи на получение социальной выплаты для погашения кредита, просил признать незаконными Постановление администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 27 декабря 2011 г. N " ... " и Постановление администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 12 октября 2015 г. N " ... ", восстановить семью в списке молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по городскому поселению г. Котово; обязать ответчика выдать свидетельство на право получения социальной выплаты.
Судом постановлено указанное выше решение.
Андреев Д.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права.
Ответчик администрация городского поселения г. Котово Волгоградской области в письменных возражениях просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675, а также выполнения в 2006г. обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 638, при рождении (усыновлении) ребенка.
В соответствии с п. 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судом установлено, что постановлением администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 13 марта 2009 г. N " ... " истец Андреев Д.А. составом семьи из трех человек (он, супруга и сын) признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050, в целях дальнейшего участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилье на 2002-2010 годы.
Постановлением администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 30 декабря 2009 г. N " ... " семья Андреева Д.А. признана участником указанной подпрограммы.
В период действия указанной выше Федеральной целевой программы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов семье Андреевых социальная выплата произведена не была.
19 апреля 2011 г. семья Андреевых заключила договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв. м.
Указанная квартира приобретена семьей за счет заемных средств, предоставленных на основании кредитного договора N " ... " от 18 апреля 2011 г. (л.д. 12-13). Право собственности Андреевых на указанную квартиру зарегистрировано 22 апреля 2011 г. (л.д. 14).
Постановлением администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 12 октября 2015 г. N " ... " со ссылкой на Постановление администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области от 27 декабря 2011 г. N " ... " "Об исключении из списка учета молодых семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по городскому поселению г. Котово" Андреевы исключены из списка молодых семей - участников муниципальной программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2015-2016 годы" в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения (в связи с приобретением в собственность жилья).
Разрешая спор о праве Андреевых на предоставление свидетельства на социальную выплату на погашение основной суммы долга и процентов по кредитному договору от 18 апреля 2011г., суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку с 2001 года возможность перечисления социальной выплаты на погашения долга по кредиту, полученному после 01 января 2011 г., не предусматривается.
При этом судом было учтено, что Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы" принята подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы. В связи с чем, подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы прекратила свое действие в связи с истечением срока ее действия.
Согласно п. 2 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 и являющихся Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, предусмотрен исчерпывающий перечень направлений использования молодой семьей средств социальной выплаты, полученной в рамках данной подпрограммы. Данный перечень не содержат условия, аналогичного условию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы о том, что социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату текущих платежей и процентов по жилищным кредитам или займам.
В силу пп. "г" п. 2 которых социальные выплаты используются для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а в силу пп. "е" п. 2, введенного Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2011 г. N 575, и для погашения основной суммы долга, уплаты процентов по жилищным кредитам или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01 января 2011 г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В ранее действовавшей редакции данных Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их пользования возможность использования социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам не предполагалась.
В соответствии с п. 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, получение молодыми семьями свидетельств о праве на социальную выплату на погашение долга по кредитам, полученным после 01 января 2011 г., нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне, не предусмотрено. Действующим правовым регулированием предполагается возможность предоставления такого свидетельства молодым семьям лишь на погашение первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Участие молодых семей в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей" с целью получения социальной выплаты по смыслу Федеральных целевых программ "Жилище" на 2006-2010 годы и на 2011-2015 годы является добровольным. При этом, ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках обеих программ не предусматривали и не устанавливали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения участников подпрограммы информацию о возможном изменении условий Положения и Правил.
Вновь принятыми в 2011 г. нормативными правовыми актами в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы возможность погашения молодыми семьями долга по жилищному кредиту средствами указанной выше социальной выплаты не предполагается, но при этом, обеспечивается защита в полном объеме прав и интересов тех молодых семей, которые получили жилищные кредиты при прежнем правовом регулировании до 01 января 2011 года и могли рассчитывать в момент их получения на погашение долга по этим кредитам за счет средств социальной выплаты.
Поскольку срок действия Подпрограммы на 2002-2010 годы истек, выплата в рамках Подпрограммы на 2011-2015 годы произведена быть не может, поскольку такие выплаты производятся в пределах сроков их действия и в пределах выделенных на их реализацию из бюджета средств.
Подпрограмма на 2011-2015 годы предполагает выдачу свидетельства на социальную выплату на погашение первоначального взноса по ипотечному жилищному кредиту либо на погашение долга по такому кредиту, полученному до 01 января 2011 г., при этом, Андреев Д.А. получил кредит, за счет которого была приобретена квартира и улучшены жилищные условия его семьи 19 апреля 2011 г., доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права судебная коллегия считает необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, поэтому судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Котовского районного суда Волгоградской области от 09 февраля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Андреева Д. А. в лице представителя по доверенности Виноградовой Е. Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.