Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,
судей: Горковенко В.А., Волковой И.А.,
при секретаре ЛИВ,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Облкомимущество) к администрации Среднеахтубинского муниципального района "адрес", РГК, МВА о признании сделок недействительными, обязании вернуть земельный участок, взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами,
по апелляционной жалобе МВА в лице представителя МСВ
на решение Краснослободского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Горковенко В.А., выслушав пояснения представителя комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области БЛН, полагавшей, что решение суда законно и обоснованно, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, РГК, МВА о признании сделок недействительными, обязании вернуть земельный участок, взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Среднеахтубинского муниципального района "адрес" и ИП РГК заключен договор N " ... " аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого арендодатель передал арендатору в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером N " ... " площадью 5324 кв. метров, расположенный по адресу: "адрес", для строительства офисного здания.
Согласно Соглашению о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Среднеахтубинского муниципального района "адрес", ИП РГК и ЛЕЮ, права и обязанности по договору аренды земельного участка N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ перешли к новому арендатору ЛЕЮ.
Согласно Соглашению о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Среднеахтубинского муниципального района "адрес", ЛЕЮ и МВП, права и обязанности по договору аренды земельного участка N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ перешли к новому арендатору МВП.
Согласно Соглашению о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией Среднеахтубинского муниципального района "адрес", МВП и Медведицким В.А., права и обязанности по договору аренды земельного участка N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ перешли к новому арендатору МВА.
Договор аренды земельного участка N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Согласно схеме и описанию границ, кадастровому паспорту спорный земельный участок полностью входит в зону Государственного учреждения "Волга-Ахтубинская пойма".
"адрес" на момент заключения оспариваемого договора 117/2010 от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером N " ... ", относящимся в силу закона к собственности "адрес".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд:
- признать недействительным (ничтожным) договор аренды N " ... " земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 5324 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Среднеахтубинского муниципального района "адрес" и РГК;
- признать недействительным (ничтожным) соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером N " ... ", площадью 5324 кв.м., расположенного по адресу: "адрес", заключенное ДД.ММ.ГГГГ между администрацией "адрес" и МВА;
- установить решение суда по настоящему спору основанием для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации договора N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей по договору аренды N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ;
- понудить МВА вернуть комитету по управлению государственным имуществом "адрес" по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером N " ... ", площадью 5324 кв.м., расположенного по адресу: "адрес";
- взыскать с МВА неосновательное обогащение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 144725,29 рублей, проценты за пользование чужими денежными в данный период в размере 20792,76 рублей, а всего 165518,05 рублей.
Суд постановилуказанное выше решение, которым исковые требования комитета по управлению государственным имуществом "адрес" (Облкомимущество) к администрации Среднеахтубинского муниципального района "адрес", РГК, МВА о признании сделок недействительными, обязании вернуть земельный участок, взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами - удовлетворил.
В апелляционной жалобе МВА в лице представителя МСВ оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить в части взыскания с МВА неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, указывая на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, неверное применение судом норм процессуального и материального права.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами по делу.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ (в редакции на день заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ) недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно ст. 168 ГК РФ (в редакции на день заключения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ), сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 125 ГК РФ, от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ОД "О системе органов исполнительной власти "адрес"" в систему органов исполнительной власти "адрес" входят: "адрес" и иные органы исполнительной власти "адрес", создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу.
На основании статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ОД "О разграничении полномочий органов государственной власти "адрес" в сфере регулирования земельных отношений" к полномочиям органов исполнительной власти "адрес" в сфере регулирования земельных отношений в соответствии с их компетенцией относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в областной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в федеральной собственности, в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.
Согласно постановлению "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-п "О полномочиях органов исполнительной власти "адрес" в сфере регулирования земельных отношений" осуществление методического и правового обеспечения процессов приватизации, управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности "адрес", отнесено к полномочиям Комитета по управлению государственным имуществом "адрес" (Министерство по управлению государственным имуществом "адрес").
В соответствии с Положением о министерстве по управлению государственным имуществом "адрес", утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", министерство является органом исполнительной власти "адрес", уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории "адрес", которое, в числе прочих функций, осуществляет управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности "адрес". Кроме того, министерство самостоятельно выступает в судах и иных органах от своего имени и от имени "адрес" по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Таким образом, Министерство по управлению государственным имуществом "адрес" является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - "адрес", который уполномочен управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности "адрес", в том числе осуществлять действия по защите права собственности.
Согласно ст. 608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Среднеахтубинского муниципального района "адрес" и ИП РГК заключен договор N " ... " аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого арендодатель передал арендатору в пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером N " ... " 5324 кв. метров, расположенный по адресу: "адрес", для строительства офисных зданий.
В соответствии с актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок передан арендатору.
В силу Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Среднеахтубинского муниципального района "адрес" и ИП РГК, права и обязанности по договору аренды земельного участка N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ перешли к новому арендатору ЛЕЮ
В силу Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Среднеахтубинского муниципального района "адрес", ЛЕЮ и МВП, права и обязанности по договору аренды земельного участка N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ перешли к новому арендатору МВП
В силу Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией Среднеахтубинского муниципального района "адрес", МВП и МВА., права и обязанности по договору аренды земельного участка N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ перешли к новому арендатору МВА
Договор аренды земельного участка N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Как видно из кадастровой выписки от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", площадью 5324 кв.м. является собственностью "адрес" и входит в границы природного парка.
Согласно материалам дела, администрация "адрес" полномочия с правом заключения договора аренды на оспариваемый земельный участок администрации "адрес" не выдавала.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке, земельный участок с кадастровым номером N " ... " площадью 5324 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", входит в зону ГУ "Природный парк Волго-Ахтубинская пойма".
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно части 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников в том числе, природных парков.
Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" управление природными парками осуществляется государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" на территории "адрес" создано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденного постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... ", территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения.
Постановлением главы администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий "адрес"" утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения, в который вошла и территория Государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", площадью 63212,43 га.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Земельного кодекса РФ в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Согласно части 1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N " ... "-ОД "Об особо охраняемых природных территориях "адрес"" особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью "адрес" и находятся в ведении органов государственной власти "адрес".
Следовательно, с момента установления границ особо охраняемой природной территории - "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания федерального закона являются собственностью "адрес".
В соответствии со статьей 209 ГК РФ право распоряжения своим имуществом принадлежит его собственнику.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 27, части 1 статьи 95 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий, к которым относятся земли, в том числе, природных парков.
Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Принимая во внимание, что администрация "адрес" на момент заключения оспариваемого договора 117/2010 от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка, соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, не обладала полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером N " ... ", относящимся в силу закона к собственности "адрес", в связи с чем, арендодатель администрация "адрес" без законных оснований и полномочий в отсутствии волеизъявления собственника земельного участка передала земельный участок в аренду РГК, путем заключения договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, то данный договор является ничтожным в силу закона и подлежит признанию его недействительным с момента его заключения, следовательно, соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ заключенное ДД.ММ.ГГГГ между администрацией "адрес" и МВА также является ничтожным и подлежит признанию его недействительным с момента заключения.
При этом суд правомерно удовлетворил требования истца о понуждении МВА вернуть комитету по управлению государственным имуществом "адрес" по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым N " ... " площадью 5324 кв.м. расположенного по адресу: "адрес".
Такой вывод суда полностью соответствует положениям статьей 301, 302 ГК РФ, в силу которых, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Кроме того, как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МВА пользовался спорным земельным участком. С учетом денежных средств в размере 97 704,32 рублей, поступивших от МВА на счет истца, суд первой инстанции обосновано взыскал с МВА сумму неосновательного обогащения в размере 144 725,29 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 20792, 76 рубля.
С таким выводом суда согласна судебная коллегия, поскольку он соответствует действующему законодательству, устанавливающему принцип платности использования земли (пункты 1 и 3 статьи 65 ЗК РФ).
Доводы апелляционной жалобы о том, что взысканная сумма неосновательного обогащения в размере двойной арендной платы не обоснована, поскольку здание на спорном земельном участке не построено и не введено в эксплуатацию, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и предоставленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права, что в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда. При этом судебная коллегия учитывает, что договор аренды земельного участка N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого ответчик использовал земельный участок, до настоящего времени не оспаривался ответчиками.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что судом первой инстанции неверно произведен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами, не влекут отмены решения суда, поскольку основаны на неправильном применении и толковании автором апелляционной жалобы закона.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой не опровергают правильность сделанных судом и подтвержденных материалами дела выводов, проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность судебного акта.
При таких обстоятельствах предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснослободского районного суда Волгоградской области от 02 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МВА в лице представителя МСВ - без удовлетворения.
Председательствующий судья: подпись
Судьи: подпись
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Волгоградского областного суда В.А. Горковенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.