Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Наумова И.В.
судей коллегии Зотиной Е.Г., Реутовой Ю.В.
при секретаре Бакиевой Г.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т.1 на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Наумова И.В., объяснения представителя департамента социальной защиты населения ЯНАО С., представителей департамента по труду и социальной защите населения администрации города Салехарда П., Я., возражавших против апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа
УСТАНОВИЛА:
Т.1 обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения ЯНАО (далее -департамент) о признании незаконным отказа в возмещении стоимости санаторно-курортного лечения несовершеннолетней ФИО2 и взыскании стоимости санаторно-курортного лечения в размере 36 330 рублей, проезда к месту лечения в размере 10 875 рублей и компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.
В обоснование иска указала, что в апреле 2013 года обратилась в многофункциональный центр с заявлениями и документами на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение сыну ФИО3 и дочери ФИО2 на Черноморском побережье и юге Тюменской области. В декабре 2013 года сотрудник департамента по труду и социальной защите населения администрации города Салехарда сообщил, что её детям выделены путевки в ГУП "ЯНОРЦ Большой Тараскуль" с заездом в конце апреля 2014 года. Однако, при обращение в начале апреля в департамент за сертификатом на получение путевки "Мать и 2 ребенка" ей было отказано в выдаче сертификата в виду отсутствия заявления и перераспределения сертификата другой семье. В апреле 2014 года она вновь написала заявление о предоставлении путевки, которая была предоставлена только на сына, как ребенка-инвалида. Ввиду не предоставления путевки для дочери и необходимости её лечения, она была вынуждена приобрести указанную путевку для дочери за счет собственных средств, а также оплатить стоимость проезда. Поскольку на санаторно-курортное лечение с детьми выезжал их отец Т.2, то все документы были оформлены на него. Полагала, что оснований для отказа в предоставлении путевки для дочери не имелось. В результате незаконных, по её мнению, действий ответчика ей причинен вред, указанный в иске.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент по труду и социальной защите населения администрации муниципального образования город Салехард (далее - орган социальной защиты населения).
В судебном заседании Т.1 и её представитель Г. на иске настаивали.
Представители департамента С., М., органа социальной защиты населения К.1, П. против иска возражали, пояснив, что истец в соответствии с п.4.3 постановления N559-П от 19 июля 2012 года своевременно не подтвердила право на санаторно-курортное лечение детей справкой формы N и поданные ею в апреле 2013 года заявления на получение путевки "Мать и 2 ребенка" были аннулированы, а дети сняты с очереди. Также указали, что в соответствии с п.2.8 постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 декабря 2013 года N компенсация расходов за самостоятельно организованное санаторно-курортное лечение не производится.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как принятое с существенным нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, ссылаясь на доводы, ранее приведенные в иске.
В возражениях относительно апелляционной жалобы, директор департамента К.2 и начальник органа социальной защиты населения П.2 просят решения суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Заслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения относительно неё, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из Порядка направления на реабилитацию и оздоровление детей-инвалидов, детей, состоящих на диспансерном учете в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, детей из многодетных семей, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 27 декабря 2013 года N 1160-П "Об осуществлении услуг по реабилитации и оздоровлению детей-инвалидов, детей, состоящих на диспансерном учете в лечебно-профилактических учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, детей из многодетных семей" (далее - Порядок), действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
В соответствии с п.2.1 Порядка право на бесплатное получение сертификата имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории автономного округа, из числа детей-инвалидов и детей, состоящих на диспансерном учете в лечебно-профилактических учреждениях автономного округа.
Предоставление сертификатов осуществляется в порядке очередности, исходя из даты и времени подачи заявления с документами, предусмотренными пунктом 3.2 настоящего Порядка (п.2.2).
Согласно п. 2.3 Порядка в первоочередном порядке сертификаты предоставляются детям-инвалидам и сопровождающим их лицам, многодетным семьям, имеющим в своем составе пять и более детей, выезжающим по сертификатам "Мать и 2 ребенка", "Мать и 3 ребенка".
В соответствии с п. 4.1 Порядка орган социальной защиты населения представляет в департамент до 01 сентября текущего года заявки на получение сертификатов в реабилитационные организации на предстоящий календарный год. Департамент на основе заявок формирует сводную потребность в сертификатах (п.4.2)
Согласно п.5.1 Порядка орган социальной защиты населения осуществляет выдачу сертификатов заявителям на основании документов, удостоверяющих личность, в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления.
До 1 января 2014 года порядок организации санаторно-курортного лечения детей-инвалидов и порядок направления на курсы реабилитации детей, состоящих на диспансерном учёте в лечебно-профилактических учреждениях, и детей-инвалидов в реабилитационные центры, расположенные на юге Тюменской области, осуществлялся на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июля 2012 года N 559-П "О механизме реализации отдельных мероприятий окружной долгосрочной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2011 - 2013 годы".
В соответствии с указанным выше порядком для получения путевки на санаторно-курортное лечение детей-инвалидов, на курсы реабилитации детей, состоящих на диспансерном учёте в лечебно-профилактических учреждениях, и детей-инвалидов в реабилитационные центры, расположенные на юге Тюменской области, законные представители детей к письменному заявлению прикладывают справку ЛПУ по форме N.
Согласно п. 4.7 Положения о порядке и условиях предоставления путевок и организации отдыха, оздоровления и санаторно-курортного лечения детей и молодежи, утвержденного постановление Правительства ЯНАО от 13 апреля 2012 года N 296-П "Об организации отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей и молодежи в Ямало-Ненецком автономном округе", срок действия справок, прилагаемых к заявлению, не должен превышать срока действия, установленного органом, выдавшим их.
В соответствии с п.3.4 Порядка организации работы по направлению больных из учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 27 марта 2009 года N 138н "О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России" срок действия справки для получения путевки по форме N составляет 6 месяцев.
Из материалов дела следует, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, является ребенком-инвалидом, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, состоит на диспансерном учете, как часто болеющий ребенок.
ДД.ММ.ГГГГ мать несовершеннолетних Т.1 обратилась в многофункциональный центр с заявлениями и документами на предоставление путевки "Мать и 2 ребенка" на санаторно-курортное лечение в санаториях Черноморского побережья и реабилитационной путевки "Мать и 2 ребенка" в ГУП "ЯНОРЦ Большой Тараскуль". При принятии заявлений истцу были выданы расписки - уведомления с указанием срока действия справок формы N (до 1 октября 2013 года) и на основании заявления истец была поставлена в очередь для обеспечения путевкой "Мать и 2 ребенка" в санаторий на Черноморское побережье.
При формировании заявки в сентябре 2013 года на очередной 2014 год органом социальной защиты населения Т.1 была включена в заявку на обеспечение путевкой "Мать и 2 ребенка" в санатории Черноморского побережья и проинформирована о необходимости предоставления обновленной справки формы N.
Вместе с тем, в сводный список очередности льготных категорий граждан на курсы реабилитации по состоянию на 1 января 2014 года Т.1 не включена, поскольку как следует из объяснений представителя органа социальной защиты населения, истец не обновила справки формы N, то есть не подтвердила право на санаторно-курортное лечение детей после 1 октября 2013 года. Указанное обстоятельством истцом в судебном заседании не оспаривалось.
3 апреля 2014 года Т.1 обратилась в орган социальной защиты с заявлением о предоставлении сертификата на реабилитацию и оздоровление по категории "Мать и 2 ребенка" в ГУП "ЯНОРЦ Большой Тараскуль", не предоставив при этом необходимых для получения сертификата документов. Справки формы N были предоставлены истцом 15 апреля 2014 года.
27 мая 2014 года отец ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, - Т.2 обратился в департамент по труду и социальной защите населения администрации города Салехарда с заявлением и документами на предоставление путевки "Мать и дитя" о предоставлении реабилитационной путевки в ГУП "ЯНОРЦ Большой Тараскуль" для проведения курса реабилитации непосредственно ребенку-инвалиду ФИО3 с предоставлением справки формы N, действительной по 15 октября 2014 года.
В целях обеспечения реабилитационным лечением ребенка - инвалида ФИО3 в 2014 году семье истца в первоочередном порядке был предложен сертификат "Мать и дитя" в ГУП "ЯНОРЦ Большой Тараскуль" на период заезда с 13 июня по 3 июля 2014 года.
Судом установлено, что одновременно с ребенком-инвалидом в ГУП "ЯНОРЦ Большой Тараскуль" в период с 13 июня 2014 года по 3 июля 2014 года на самостоятельно приобретенные Т.2 курсы реабилитации и оздоровления проходила лечение ФИО2, как часто болеющий ребенок.
В свою очередь, пунктом 2.8 Порядка предусмотрено, что возмещение расходов за самостоятельно приобретенные курсы реабилитации и оздоровления не производится, компенсация за неиспользованный сертификат не выплачивается.
Ссылка в жалобе на то, что истцом был соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении сертификата и предоставлен полный пакет документов, однако она была вынуждена приобрести для несовершеннолетней ФИО2 путевку на санаторно-курортное лечение, не может быть принята во внимание, поскольку заявление Т.1 на предоставление сертификата на реабилитацию и оздоровление в ГУП "ЯНОРЦ Большой Тараскуль" и справки формы N поступили в апреле 2014 года после формирования потребности в сертификатах (заявка направлена 24 сентября 2013 года).
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО3, как ребенку-инвалиду была предоставлена путевка в ГУП "ЯНОРЦ Большой Тараскуль", следовательно, в данное учреждение должна была быть направлена и ФИО2, как состоящая на диспансерном учете, подлежит отклонению, поскольку Т.1 в список очередности льготных категорий граждан на 2014 года не была включена и данное обстоятельство истцом не оспаривалось, а в 2014 году она обратилась с заявлением о выдаче сертификате после формирования сводного списка потребности в сертификатах на 2014 год.
Следовательно, орган социальной защиты населения имел законные основания для отказа в выдаче сертификата на курсы реабилитации и оздоровления ФИО2, так как в соответствии с п.2.4 Порядка предоставление сертификатов детям, состоящим на диспансерном учете нуждающимся в оздоровлении, осуществляется после удовлетворения всех заявлений в отношении лиц, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка.
Вместе с тем, из материалов дела не следует, что у органа социальной защиты населения имелись в наличии свободные путевки в ГУП "ЯНОРЦ Большой Тараскуль" в период заезда с 13 июня 2014 года по 3 июля 2014 года.
Более того, в силу ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, однако истицей в суд первой инстанции не предоставлены доказательства несения расходов по оплате стоимости лечения дочери и её проезда к месту прохождения лечения, что явилось самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда от 9 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судьи Судья \подпись\ И.В.Наумов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.