Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Зотиной Е.Г.,
судей коллегии: Реутовой Ю.В. и Атрошкиной В.Т.,
при секретаре Рязанцевой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе М.1 на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2016 года.
заслушав доклад судьи Суда ЯНАО Реутовой Ю.В., пояснения представителя истца М.2, мнение представителя ответчика К.1 судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.1 обратилась с иском к некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа" (далее по тексту - Фонд) о признании незаконным отказа во включении в реестр участников, имеющих право на получение жилого помещения в рамках программы "Переселение жителей ЯНАО" и возложении обязанности включить в указанный реестр.
В обоснование иска указала, что 18 марта 2014 года обратилась к ответчику с заявлением о включении в список претендентов на получение жилья в соответствии с Положением по переселению жителей Ямало-Ненецкого автономного округа из районов Крайнего Севера. Письмом Фонда от 19 октября 2015 года ей отказано во включении в реестр участников, в связи с тем, что она в заявлении указала недостоверную информацию, а именно - не указала имевшееся у супруга до 2013 года на праве собственности жилого помещения за пределами ЯНАО. С решением Фонда она не согласна, поскольку с супругом М.3 не проживала с ДД.ММ.ГГГГ, однако брак, расторгнут только ДД.ММ.ГГГГ, о чем она на следующий день письменно уведомила ответчика, однако во включение в реестр Участников, имеющих право на получение жилого помещения, в рамках реализации программы "Переселение жителей ЯНАО" ей было отказано только в октябре 2015 года.
Определением Салехардского городского суда от 20 ноября 2015 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту - Департамент).
В судебном заседании суда первой инстанции М.1 участия не принимала. Её представитель М.2, действующий на основании нотариально удостоверено доверенности от 26 ноября 2015 года на удовлетворении иска настаивал, пояснил, что М.1 не знала о наличии у её супруга недвижимости до расторжения брака.
Представитель Фонда К.1 действующая по доверенности от 30 октября 2014 года N 72, против иска возражала, полагая оспариваемый отказ во включении истца в реестр участников, имеющих право на получение жилого помещения в рамках реализации программы "Переселение жителей ЯНАО", законным.
Представитель Департамента в судебное заседание не явился, в письменном отзыве полагал себя ненадлежащим ответчиком.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене состоявшегося решения в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные позиции, изложенной в ходе рассмотрения дела. Полагает, что у ответчика не имелось оснований для дополнительной проверки предоставленных заявителем сведений, а также что Фонд должен был рассмотреть её письменное обращение в сроки установленные ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", то есть решение должно было быть принято не позднее 18 мая 2014 года.
В возражениях относительно апелляционной жалобы, заместитель директора Фонда К.2 просит решения суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции М.2 апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Представитель Фонда К.1 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая доводы истца несостоятельными.
Истец М.1 и представитель департамента в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом, в связи с чем, на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения М.2, мнение представителя ответчика К.1, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, проверив законность и обоснованность принятого решения, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что М.1 18 марта 2014 года обратилась в Фонд с заявлением о включении в список претендентов на получение жилья в соответствии с Положением по переселению жителей Ямало-Ненецкого автономного округа из районов Крайнего Севера, утвержденного решением Совета Фонда от 27 февраля 2014 года N5 (далее по тексту - Положение), с указанием в качестве члена своей семьи - М.3, с отнесением себя к категории N.
Решением Фонда от 1 октября 2015 года истцу отказано во включении в реестр участников, имеющих право на получение жилого помещения гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в г. Тюмень в соответствии с подпунктом "г" пункта 3.2 Положения, в связи с тем, что она в заявлении указала недостоверную информацию относительно имевшегося у её супруга до 2013 года на праве собственности жилого помещения за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа, расположенного по адресу: "адрес".
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно исходил из норм Положения, которое разработано в целях реализации мероприятий по предоставлению жилых помещений гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в город Тюмень.
В соответствии с пунктом 1.3. данного Положения право на получение жилого помещения имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в автономном округе, желающие переехать на постоянное место жительства в город Тюмень, не имеющие жилых помещений в других регионах Российской Федерации за пределами ЯНАО, не включенные в реестр по учету граждан, получивших финансовую или имущественную помощь в порядке статьи 15-1 Закона ЯНАО от 30 мая 2005 года N 36-ЗАО, и относящиеся к одной из категорий, в том числе к категории N 4 - граждане, состоящие на учете, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления, вставшие на учет до 31 декабря 1990 года, при условии, если все члены семьи заявителя указанные в пункте 1.4 Положения по переселению жителей Ямало-Ненецкого автономного округа из районов Крайнего Севера, проживают на территории автономного округа не менее пяти лет (несовершеннолетние дети до пяти лет с момента рождения).
В соответствии с пунктом 1.3.2.2. Положения к гражданам категории N 4 относятся граждане, которые на момент подачи заявления не подлежат снятию с учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1.3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также не утратившие оснований, которые до ведения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма, если в результате предоставления жилого помещения в рамках настоящего Положения заявитель и все члены его семьи, состоящие на учете, утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно пункту 1.3.5 Положения основанием для отказа в получении жилых помещений в соответствии с настоящим Положением является совершение гражданином и (или) членами его семьи указанными в п.1.4 в течение пяти лет, предшествующих дате подаче заявления, действий, гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями за пределами автономного округа, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, если в результате указанных действий у гражданина возникло право на получение жилого помещения в рамках настоящего положения. К гражданско-правовым сделкам, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или их отчуждению, в рамках настоящего положения относится отчуждение имеющихся в собственности (доли в праве собственности) гражданина и (или) членов его семьи жилых помещений или частей жилых помещений.
Пунктом 2.7 Положения предусмотрено, что гражданам отказывается во включение в список претендентов в случае совершения заявителем и (или) членами его семьи действий и (или) гражданско-правовых сделок, предусмотренных пунктом 1.3.5. настоящего положения.
Согласно подпункту "а" пункта 1.4. Положения к членам семьи заявителя в рамках настоящего Положения относятся находящиеся в зарегистрированном браке супруга (супруг).
В соответствии с пунктом 1.5. Положения заявитель в обязательном порядке указывает в заявлении всех членов семьи, указанных в пункте 1.4. настоящего Положения.
Пунктами 2.1.2., 2.1.4., 2.1.7., 2.1.8., 2.1.9., 2.1.12, 2.1.14. Положения предусмотрена обязанность заявителя предоставить в Фонд документы, удостоверяющие личность членов его семьи, справку с места жительства членов семьи о зарегистрированных гражданах, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе членов своей семьи, документы на имеющиеся у членов семьи заявителя жилые помещения на территории автономного округа, документы, подтверждающие наличие или отсутствие супружеских отношений, для граждан, относящихся к категории N 4: справку органов местного самоуправления, подтверждающую нахождение в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления и вставших на учет до 31 декабря 1990 года; справку органов местного самоуправления о размере площади жилого помещения, которое необходимо для того, чтобы заявитель и все члены семьи, состоящие на учете, утратили основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, согласие на обработку персональных данных от всех членов семьи.
В свою очередь, подпунктом "г" пункта 3.2. Положения предусмотрено, что претенденту отказывается во включении в реестр участников и в дополнительный реестр участников в случае выявления в предоставленных документах сведений, не соответствующих действительности, в том числе указание Претендентом недостоверной информации на имевшиеся (имеющиеся) у Претендента и членов его семьи жилых помещений на праве собственности (общей долевой собственности) за пределами автономного округа за последние пять лет до даты подачи заявления.
Из материалов дела следует, что М.1 с ДД.ММ.ГГГГ состояла в зарегистрированном браке с М.3. Указанный брак прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании совместного заявления супругов, поданного ДД.ММ.ГГГГ.
Позднее заявителем в Фонд были дополнительно предоставлены документы: справка администрации муниципального образования город Салехард от 1 апреля 2014 года N о размере площади жилого помещения, которое необходимо для того, чтобы заявитель и все члены семьи, состоящие на учете, утратили основания для признания нуждающимися в жилых помещениях, справка администрации муниципального образования город Салехард от 1 апреля 2014 года N о нахождении М.1 в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. В указанной справке также сообщалось, что М.3 (член семьи заявителя) 22 июля 2013 году совершил сделку отчуждения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" ( 1/2 доля).
Поскольку на момент подачи заявления о включении в список претендентов на получение жилья в соответствии с Положением по переселению жителей Ямало-Ненецкого автономного округа из районов Крайнего Севера истец состояла в зарегистрированном браке с М.3, то в соответствии с Положением, регулирующим реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа, в город Тюмень, она обязана была предоставить сведения об отчуждении её супругом М.3 1/2 доли жилого помещения.
Предоставление в последующем 7 мая 2014 года документов, подтверждающих расторжение брака, и заявления об исключении бывшего супруга из состава семьи заявителя, не влияет на законность оспариваемого решения Фонда, поскольку Фонд проверяет соответствие предоставленных сведений и документов, их полноту на момент подачи соответствующего заявления и, исходя из этого, принимает решение.
В связи с тем, что истец при подаче заявления не указала на отчуждение её супругом М.3 в 2013 году 1/2 доли жилого помещения, то Фонд имел законные основания для принятия оспариваемого решения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что у ответчика не имелось оснований для дополнительной проверки предоставленных заявителем сведений, которые были предоставлены уполномоченным лицом - администрацией муниципального образования город Салехард, а именно справки от 1 апреля 2014 года N из которой следовало, что супруг М.3 совершил в 22 июля 2013 года сделку по отчуждению 1/2 доли жилого помещения подлежит отклонению, поскольку приобщение заявителем документы к учетному делу свидетельствуют о выполнении требований предусмотренных подпунктом 2.1.12. Положения, предоставление которых для граждан, относящихся к категории N, является обязательным. Более того, Управление жилищной политики администрации МО г. Салехард не является уполномоченным органом, предоставляющим сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав о правах на недвижимое имущество и сделок с ним. Данные сведения предоставляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи, с чем у Фонда имелись все основания для проверки сведений предоставленных истцом.
То обстоятельство, что решение об отказе во включении в реестр участников, имеющих право на получение жилого помещения гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в г. Тюмень было вынесено 1 октября 2015 года, о котором истцу стало известно из письма Фонда от 19 октября 2015 года, значения для дела не имеет, поскольку срок принятия указанного решения в Положении не определен.
Довод жалобы о том, что заявление о включении в список претендентов на получение жилья в соответствии с Положением по переселению жителей Ямало-Ненецкого автономного округа из районов Крайнего Севера должно было быть рассмотрено в сроки установленные Федеральным законом РФ от 21 апреля 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", отклоняется судебной коллегией, поскольку Фонд не является органом государственной власти или местного самоуправления, а потому не него не распространяются положения указанного Федерального закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья (подпись) Ю.В. Реутова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.