Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Мосиявич С.И.,
судей Ощепкова Н.Г. и Домрачева И.Г.,
при секретаре Рязанцевой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании, в апелляционном порядке, административное дело по апелляционной жалобе ОМВД России по Тазовскому району,
на решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2016 года.
Заслушав докладчика судью суда Ямало-Ненецкого автономного округа Ощепкова Н.Г., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Тазовского района, в порядке части 1 статьи 39 КАС Российской Федерации, в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с административным иском к ОМВД России по Тазовскому району о признании бездействия по установлению местонахождения граждан подлежащих призыву на военную службу незаконным и возложении обязанности по исполнению письменных обращений начальника отдела военного комиссариата по ЯНАО в Тазовском районе связанных с принятием мер направленных на осуществление призыва граждан, которым не представляется возможным вручить повестки для явки в отдел военного комиссариата, в соответствии с требованиями Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Тазовского района по обращению отдела военного комиссариата ЯНАО в Тазовском районе была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о воинской обязанности и военной службе. Установлено, что отделом военного комиссариата в адрес руководства ОМВД России по Тазовскому району в 2015 году направлялось 19 письменных обращений об оказании помощи в установлении местонахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу. Однако административный ответчик в таком содействии отказал. Между тем такой отказ нарушает требования законодательства и интересы Российской Федерации, поскольку бездействие ответчика ставит организацию призыва граждан на военную службу на территории Тазовского района под угрозу срыва.
Суд постановилрешение, которым заявленные требования были удовлетворены.
С решением суда не согласен представитель административного ответчика ОМВД России по Тазовскому району - Ю., действующая на основании доверенности.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований. Анализируя законодательство, считает, что внепроцессуальный розыск лиц уклоняющихся от воинского учета и призыва на военную службу на полицию не возложен, прокурор не представил доказательств невозможности вручения повесток гражданам подлежащим призыву на военную службу.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Тазовского района П. и представитель заинтересованного лица Военного комиссариата по Ямало-Ненецкому автономному округу в Тазовском районе - Ш. полагали решение суда законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание (за исключение прокурора) не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, о причинах неявки не сообщили, доказательств уважительности причин неявки в суд не представили, их участие не является обязательным, в связи с чем на основании ст. 150, ч.1 ст. 307 КАС РФ Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Прокурор Д. в суде апелляционной инстанции полагал в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Выслушав объяснения прокурора Д., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон).
Федеральный закон регламентирует организацию воинского учета, включая первоначальную постановку граждан на воинский учет и их обязанности по воинскому учету, а также организацию призыва граждан на военную службу (статьи 8, 9, 10, 26).
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 10 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" установлено, что розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел (муниципальный) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязанности органов внутренних дел по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности установлены в пункте 3 статьи 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Во исполнение данной нормы и Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007 утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности (далее - Инструкция).
В пункте 5 Инструкции установлено, что начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности (далее именуются - руководители): а) при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия; б) направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате; в) при получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с подпунктом "к" пункта 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.
Таким образом, из указанных нормативных правовых актов следует, что органы внутренних дел обязаны принимать определенные меры по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, на основании письменного обращения военного комиссариата.
Следовательно, ссылки в апелляционной жалобе, что такая обязанность не предусмотрена Федеральным законом "О полиции", что исключает возможность ее применения, основаны на неправильном толковании законодательства.
Кроме этого, данные доводы не учитывают положения части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", в соответствии с которыми правовую основу деятельности полиции составляет не только настоящий Федеральный закон, но и другие федеральные законы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на уровне Ямало-Ненецкого автономного округа был утвержден совместный план взаимодействия военного комиссариата, органа внутренних дел и миграционной службы по обеспечению исполнения гражданами РФ воинской обязанности на 2015 год (далее - Совестный план).
Согласно Совместному плану территориальным органам внутренних дел рекомендовано совместно с военным комиссариатом выработать оптимальный механизм установления мест пребывания призывников, место нахождения которых не соответствует месту регистрации (пп. 9.4) (л.д. 64). Кроме этого, территориальный орган внутренних дел и УФМС РФ обязаны постоянно направлять в военный комиссариат сведения о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу и организовывать розыск граждан уклоняющихся от исполнения воинской обязанности (л.д. 18).
Как установлено судом, на неоднократные письменные обращения начальника отдела военного комиссариата ЯНАО по Тазовскому району в ОМВД России по Тазовскому району, по вопросу обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, в том числе и по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат, заместитель начальника ОМВД России по Тазовскому району ответил отказом.
Поскольку такой отказ противоречит названным правовым актам, по существу свидетельствует об отсутствии взаимодействия по данным вопросам, постольку на указанный территориальный орган внутренних дел в судебном порядке была возложена обязанность по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, предусмотренной Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Следовательно, уклонение административного ответчика от обязанностей, возложенных на него законом, судом первой инстанции правомерно было признано незаконным с возложением соответствующей обязанности.
С доводами апелляционной жалобы, что возложенная обязанность является не процессуальной, поскольку Федеральным законом "О полиции" не предусмотрен розыск лиц уклоняющихся от воинской обязанностей вне рамок уголовного дела либо дела об административном правонарушении, согласиться нельзя.
Как следует из резолютивной части решения суда, на ответчика, по существу, возложена обязанность по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности в рамках полномочий органов внутренних дел, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Как было отмечено выше, такая обязанность на административного ответчика возложена законом.
Автор апелляционной жалобы не учитывает, что возложенные судом обязанности в рамках Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не являются розыском и доставлением лиц по уголовным дела и делам об административных правонарушениях.
Обязанности по принятию необходимых мер по установлению фактического местонахождения граждан подлежащих призыву на военную службу и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия не являются процессуальными действиями, в том числе розыском и доставлением в рамках уголовного дела или дела об административном правонарушении порядок которых урегулирован соответствующим специальным федеральным законодательством.
Поскольку такие меры установлены Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", постольку такие действия сотрудников полиции являются законными и от принятия таких мер (с тем или иным результатом) зависят дальнейшие действия по принятию процессуальных решений в отношении уклоняющихся от исполнения воинской обязанности граждан, в том числе и по их розыску.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность решения суда, в связи с чем, основаниями для отмены решения суда являться не могут.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ для отмены или изменения решения суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тазовского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подпись
подпись
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.