Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.
судей коллегии Мочаловой Н.В., Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Мусаевой З.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе В. на решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 19 января 2016 года, которым постановлено:
В. в удовлетворении административного искового заявления к Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка и жилого помещения в многоквартирном доме отказать.
Заслушав доклад судьи Мочаловой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В., являясь собственником жилого помещения по адресу: "адрес", которое признано аварийным и дом подлежащим сносу, обратился с иском о возложении на Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьска в лице (далее НГДИ) обязанности по принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и об изъятии жилого помещения. В обоснование указал на бездействие НГДИ, срок для осуществления сноса дома истёк 22 июня 2013 года, однако обязанности, предусмотренные ст.32 Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления не выполняет.
Административный истец В. и его представитель адвокат Л. в судебном заседании доводы административного иска поддержали. Полагали, что принятое новое распоряжение Администрацией о продлении срока отселения граждан и сноса дома нельзя признать законным, поскольку о его принятии гражданам не было известно.
В судебном заседании представитель административного ответчика НГДИ участия не принимал, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в письменном возражении указав, что переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда происходит поэтапно, с учётом возможностей бюджетного финансирования, в настоящее время из-за высокого роста аварийного жилищного фонда и недостаточностью финансирования возникла необходимость изменения ранее установленных сроков отселения граждан из аварийных домов и сноса. В связи с чем, распоряжением Администрации от 19 августа 2015 года N Р-961 срок отселения из занимаемых жилых помещений в многоквартирном доме N по "адрес" установлен до ДД.ММ.ГГГГ, а срок сноса дома - до 31 декабря 2020 года.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше.
Административным истцом В. на решение подана апелляционная жалоба, в обосновании указано, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Администрацией вопреки Указу Президента РФ от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" незаконно продлен срок отселения и сноса дома до конца 2020 года, а распоряжение вынесено с нарушением обязательной процедуры опубликования муниципальных правовых актов. Указывает, что дальнейшее проживание в данном аварийном доме опасно для жизни. Оснований для продления сроков не имеется, поскольку в данном 16-ти квартирном доме жильцам 14-ти квартир предоставлено иное жилое помещение и финансировании необходимо лишь для двух оставшихся квартир. Просил решение отменить и принять по делу новое об удовлетворении иска.
Стороны в судебном заседании участия суда апелляционной инстанции не принимали, надлежаще уведомлены.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, установилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Суд установил, что административный истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес". (л.д.5)
Распоряжением Администрации от 16.08.2010 N 783-з многоквартирный дом по указанному выше адресу признан и подлежащим сносу. Собственникам помещений в многоквартирном доме указано самостоятельно осуществить отселение из занимаемых жилых помещений в срок до 22 июля 2011 года, произвести снос дома до 22 июля 2013 года. Отделу жилищно-коммунального хозяйства Администрации включить жилые помещения многоквартирного дома в Перечень непригодного для проживания и аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования. НГДИ предоставить гражданам, проживающим на условиях договора социального найма другие благоустроенные жилые помещения на условиях социального найма из состава муниципального жилищного фонда социального использования (л.д. 15).
Распоряжением Администрации от 19.08.2015 N Р-961 в распоряжение N 783-з внесены изменения в пункт 2 слова "22 июля 2011 года" заменить словами "01 сентября 2017 года", и в п. 4 слова "22 июля 2013 года" заменить словами "31 декабря 2020 года" (л.д. 39-51).
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Заявляя требования о незаконном бездействии НГДИ по переселению и сносу дома, сторона административного истца фактически не согласна с затягиванием процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку после требования В. о сносе дома, иные действия, в частности по изъятию земельного участка и жилого помещения, администрацией не предпринимаются.
Вместе с тем, как указано административным ответчиком, решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и жилого помещения не принимается в связи с учётом возможностей бюджетного финансирования. При наличии денежных средств в бюджете МО города Ноябрьск на реализацию мероприятий по выкупу жилых помещений у собственников при переселении из аварийного жилищного фонда, будет рассмотрен вопрос о предоставлении В. выкупной стоимости за "адрес", находящаяся в его собственности. Именно поэтому срок, предоставленный собственникам помещений, для сноса дома, был изменен на 31 декабря 2020 года (л.д.18).
Суд установил, что указанный многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в долгосрочную адресную окружную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную Постановлением Правительства ЯНАО от 29.04.2013 года N 295-П под номером 628.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает данный вывод законным, поскольку сроки выполнения собственниками обязательств по отселению и сносу дома не истекли, непринятие органом местного самоуправления решений об изъятии земельного участка и жилого дома не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.
Судом также дана надлежащая правовая оценка доводу жалобы о неопубликовании Распоряжения Администрации г. Ноябрьск от 19.08.2015 N Р-961, нарушений процедуры принятия не установлено.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, правовых оснований для отмены или изменения решения суда не содержат.
С учетом вышеуказанного оснований для отмены или изменения оспариваемого решения не имеется.
Руководствуясь ст. 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда ЯНАО от 19 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.