Ростовский областной суд в составе
председательствующего судьи Чайка Е.А.,
при секретаре Найденовой З.В.,
с участием представителя Правительства Ростовской области Пилипеевой Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юг-Сервис" к Правительству Ростовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области, заинтересованное лицо - Администрация города Батайска - об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юг-Сервис" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В обоснование своих требований административный истец указал, что он является собственником следующих земельных участков:
1) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , внесённого в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 20 декабря 2013 года;
2) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , внесённого в ГКН 4 октября 1994 года;
3) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , внесённого в ГКН 4 октября 1994 года;
4) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , внесённого в ГКН 4 октября 1994 года;
5) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 4 октября 1994 года;
6) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... площадью ... кв. м, расположенного по адресу: Россия, Ростовская область, г. Батайск, ул. 1-й Пятилетки, 12-г, внесённого в ГКН ... года;
7) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года;
8) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года;
9) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года;
10) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года;
11) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года;
12) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года;
13) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года;
14) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , ... , внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года;
15) земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года;
16) земельного участка с кадастровым номером ... категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , внесённого в ГКН 16 марта 2012 года.
Кадастровая стоимость указанных земельных участков, установленная постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 776, по мнению административного истца, значительно превышает их рыночную стоимость, определённую оценщиком ООО " П" в отчёте от 15 мая 2015 года N __, который экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков признан соответствующим законодательству об оценочной деятельности.
Заявитель считает, что несоответствие внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости нарушает его права, как плательщика земельного налога. Досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости земельного участка им соблюдён.
По этим основаниям административный истец просил суд установить кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков равной их рыночной стоимости в размерах, определённых в отчёте ООО " П" от 15 мая 2015 года N __, по состоянию на 1 января 2014 года.
Все лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства, доказательства чему имеются в материалах дела.
Представитель административного истца в суд не явился, возражений против рассмотрения дела в своё отсутствие не представил.
Представитель Правительства Ростовской области Пилипеева Н.Л. в судебном заседании право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости не оспаривала; не возражала против удовлетворения административного искового заявления в части установления кадастровой стоимости в размере рыночной, определённой в заключении проведённой по делу экспертизы в отношении 11 земельных участков; требования в части оспаривания результатов определения кадастровой стоимости 5 земельных участков, по которым экспертиза об определении их рыночной стоимости не проводилась, просила оставить без рассмотрения. Ранее поданные письменные возражения, в которых Правительство Ростовской области ссылалось на то, что отчёт оценщика не может быть принят в качестве допустимого доказательства ввиду его несоответствия положениям законодательства об оценке, поддержала.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области, Администрации города Батайска в суд не явились, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известили.
В ранее поданных письменных возражениях Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области просило в удовлетворении заявленных требований отказать, полагая, что Управление необоснованно привлечено к участию в деле, поскольку оно не осуществляет функции органа кадастрового учёта на территории Ростовской области, не нарушало и не оспаривало права заявителя, а также просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
С учётом изложенного суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, т.к. оснований для отложения судебного разбирательства административного дела, предусмотренных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в данном случае не имеется.
Выслушав объяснения представителя Правительства Ростовской области Пилипеевой Н.Л., исследовав и оценив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере установления кадастровой стоимости земельного участка, в том числе в размере, равном его рыночной стоимости, регулируются положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
Статьёй 65 Земельного кодекса Российской Федерации регламентировано, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункты 1, 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены положения о том, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определены правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Из представленных копий свидетельств о государственной регистрации права и кадастровых паспортов следует, что ООО "Юг-Сервис" является собственником следующих земельных участков:
1) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в государственный кадастр недвижимости (ГКН) 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 88 - 90);
2) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 92 - 94);
3) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 96 - 98);
4) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 100 - 102);
5) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 104 - 106);
6) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 108 - 111);
7) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - складские ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , внесённого в ГКН ... года ...
8) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - озеленённые ... , площадью 12525 кв. м, расположенного по адресу: Россия ... , внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 118 - 121);
9) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 123 - 126);
10) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 128 - 130);
11) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 132 - 134);
12) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 136 - 138);
13) с кадастровым номером ... категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 140 - 142);
14) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... площадью ... расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 20 декабря 2013 года (т. 2 л.д. 144 - 146);
15) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... внесённого в ГКН 16 марта 2012 года (т. 2 л.д. 148 - 151);
16) с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... площадью ... кв. м, расположенного по адресу: Россия ... , внесённого в ГКН 16 марта 2012 года (т. 2 л.д. 153 - 156).
В Ростовской области государственная кадастровая оценка земель была проведена по состоянию на 1 января 2014 года. К этой дате сведения обо всех вышеперечисленных участках содержались в государственном кадастре недвижимости.
Кадастровыми справками, выданными органом кадастрового учёта, подтверждается, что Постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 776 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населённых пунктов в границах городских округов Ростовской области" по состоянию на 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость следующих земельных участков:
1) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 91);
2) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 95);
3) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 103);
4) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 107);
5) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 117);
6) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 127);
7) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 139);
8) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 143);
9) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 147);
10) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 152);
11) с кадастровым номером ... - в размере ... руб. (т. 2 л.д. 157).
В то же время согласно представленным кадастровым справкам кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ... , ... установлена по состоянию на 26 августа 2014 года, земельного участка с кадастровым номером ... - на 28 декабря 2014 года, земельных участков с кадастровыми номерами ... - на 10 ноября 2014 года, что свидетельствует о внесении изменений в качественные или количественные характеристики данных объектов недвижимости, повлекшем за собой изменение их кадастровой стоимости.
Так, по состоянию на 26 августа 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составила ... руб. (т. 2 л.д. 99), с кадастровым номером ... - ... руб. (т. 2 л.д. 112); по состоянию на 28 декабря 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составила ... по состоянию на 10 ноября 2014 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составила ... руб. (т. 2 л.д. 131), земельного участка с кадастровым номером ... - ... руб. (т. 2 л.д. 135).
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Отсюда следует, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков учитываются при определении налоговой базы для уплаты земельного налога, а потому результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности административного истца.
В силу положений абзацев 11, 16 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагаются отчёт об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение о соответствии этого отчёта требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также требованиям стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков.
Как видно из материалов дела, рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года определена оценщиком оценочной компании " П" в отчёте от 15 мая 2015 года N __ (т. 3 л.д. 1 - 234), который, согласно положительному экспертному заключению Некоммерческого партнёрства саморегулируемой организации " Р" от 29 мая 2015 года, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности (т. 3 л.д. 235 - 254).
Между тем статья 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущего за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости.
С учётом этого положения закона датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... является 26 августа 2014 года, земельного участка с кадастровым номером ... - 28 декабря 2014 года, земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... - 10 ноября 2014 года.
В этой связи при подготовке дела к судебному разбирательству административному истцу было указано на необходимость к дате предварительного судебного заседания либо обосновать свои требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... , ... , ... , ... и ... равной рыночной по состоянию на 1 января 2014 года, либо уточнить их и представить отчёты об оценке рыночной стоимости указанных земельных участков на даты определения их кадастровой стоимости, а также положительные экспертные заключения на эти отчёты (т. 3 л.д. 256 - 258).
Поскольку указания суда в этой части исполнены не были, и отчёты, составленные на даты, по состоянию на которые была определена кадастровая стоимость вышеперечисленных объектов недвижимости, а также положительные экспертные заключения саморегулируемой организации на эти отчёты в деле отсутствуют, то указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для оставления административных исковых требований в части оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... , ... , ... , ... , ... без рассмотрения по существу на основании пункта 5 части 1 статьи 196 КАС РФ (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости").
В отношении остальных объектов недвижимости из представленного отчёта об оценке следует, что по состоянию на 1 января 2014 года:
1) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
2) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
3) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
4) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
5) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
6) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.:
7) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
8) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
9) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
10) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.
11) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.
В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора.
Материалами дела подтверждается, что комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданная на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 5 марта 2012 г. N П/91 в Ростовской области при Управлении Росреестра по Ростовской области, решением от 29 июня 2015 года отклонила заявление ООО "Юг-Сервис" о пересмотре кадастровой стоимости указанных земельных участков, поступившее в комиссию 5 июня 2015 года (т. 2 л.д. 159 - 165).
Следовательно, досудебный порядок урегулирования спора в отношении вышеперечисленных объектов недвижимости административным истцом соблюдён.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении (статьи 77, 78 КАС РФ).
Учитывая наличие возражений лиц, участвующих в деле, относительно достоверности указанного отчёта и исходя из того, что обязанность по доказыванию величины рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, судом по ходатайству представителя ООО "Юг-Сервис" была назначена экспертиза для определения рыночной стоимости вышеуказанных 11 земельных участков по состоянию на 1 января 2014 года.
Из содержания заключения эксперта ООО " О" Ф. от 3 декабря 2015 года N __ следует, что по состоянию на 1 января 2014 года:
1) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет 4 217 889 руб.;
2) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ...
3) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
4) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
5) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
6) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
7) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
8) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
9) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
10) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб.;
11) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... руб. (т. 4 л.д. 35 - 118).
Возражения, замечания по заключению эксперта лицами, участвующими в деле, не представлены.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", требованиям Федеральных стандартов оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
В данном случае экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями, имеющим соответствующую квалификацию, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в установленном процессуальным законом порядке. В заключении приведены источники информации, использованные экспертом.
Экспертное заключение содержит подробное описание процесса оценки земельного участка в части применения подходов к оценке, в нём приведены расчёты, обоснованы применение сравнительного подхода и отказ от применения доходного и затратного подходов.
Из заключения следует, что для определения стоимости земельных участков эксперт применил метод сравнения продаж, выявив земельные участки, выставленные на продажу, сопоставимые по своим характеристикам с земельными участками, являющимися объектами оценки.
В качестве объектов-аналогов было использовано 4 земельных участка производственного назначения, расположенных в районах с развитой инфраструктурой, в ближайших районах объектов исследования и наиболее сопоставимых по площади. В качестве единицы сравнения выбрана стоимость 1 кв. м земельного участка.
Для обеспечения наибольшей сопоставимости объектов-аналогов и оцениваемых объектов в цены объектов-аналогов вводились соответствующие корректировки на торг, на площадь участков. В заключении содержатся таблицы, расчёты и пояснения к ним, подробное объяснение применения и неприменения конкретных корректировок.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что конкретные объекты-аналоги, использованные экспертом в рамках сравнительного подхода, и применённые им корректировки свидетельствуют о достоверности заключения эксперта, которое соответствует требованиям действующего законодательства и является относимым и допустимым доказательством указанной в нём величины рыночной стоимости земельных участков.
Доказательства, опровергающие изложенные в заключении эксперта выводы, а также содержащие сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в материалах дела отсутствуют.
В представленном ООО "Юг-Сервис" отчёте об оценке отсутствуют определение сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый объект, анализ фактических данных о ценах предложений с объектами недвижимости из сегментов рынка, к которым может быть отнесён оцениваемый объект при фактическом, а также при альтернативных способах его использования; объекты-аналоги, расположенные на территории г. Батайска, в отчёте отсутствуют, все отобранные оценщиком объекты расположены в г. Ростове-на-Дону, существенно отличаются от оцениваемых объектов по площади, без указания вида разрешённого использования, что свидетельствует о несоответствии аналогов пункту 22 "б" ФСО N 7, согласно которому в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным.
Кроме того, оценщиком использованы устаревшие данные по анализу рынка земельных участков г. Батайска, некорректно введены корректировки на масштаб, не введена корректировка на вид разрешённого использования и на местоположение без анализа, подтверждающего сопоставимость цен на земельные участки в районах расположения объектов-аналогов и объектов оценки.
Таким образом, отчёт об оценке не соответствует требованиям ФСО N 1 и ФСО N 7, что лишает его доказательственного значения по делу.
Положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков само по себе не подтверждает размер рыночной стоимости земельного участка, поскольку данная экспертиза являлась нормативно-методической, и, исходя из задач экспертизы, перед экспертами не ставились задачи анализа исходных данных. С учётом изложенного положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков не влияет на оценку содержания отчёта, как письменного доказательства по делу.
В пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах суд, проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года согласно указанному заключению эксперта.
Доводы, изложенные в возражениях Управления Росреестра по Ростовской области, не содержат оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления, т.к. в них не приведены доказательства недостоверности сведений о величине рыночной стоимости, которую просит установить административный истец в качестве кадастровой. Возражения сводятся к необоснованности привлечения Управления к участию в деле.
Между тем в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 5.2.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" государственную функцию по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляет непосредственно Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
Поэтому ссылки на необоснованность привлечения Управления Росреестра по Ростовской области к участию в деле являются неправомерными.
Согласно статье 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В связи с этим определённая в решении кадастровая стоимость 11 земельных участков подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве их кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2014 года. Датой подачи заявления следует считать дату обращения заявителя с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в комиссию, т.е. 5 июня 2015 года.
Разрешая вопрос о судебных расходах, суд исходит из следующего.
В силу положений статей 103, 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к которым, в частности, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В соответствии с частью 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты, специалисты и переводчики получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам и специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами и со специалистами.
Из представленных ООО " О" акта сдачи-приёмки от 7 декабря 2015 года N __ и финансово-экономического обоснования (т. 4 л.д. 31, 32) усматривается, что стоимость экспертизы в размере ... руб. определена экспертным учреждением с учётом стоимости одного экспертного часа, времени, объективно необходимого для проведения экспертизы, и соответствует объёму проделанной экспертом работы.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что стоимость экспертизы определена обоснованно, и услуги экспертного учреждения подлежат оплате в размере ... руб.
При решении вопроса о распределении судебных расходов суд принимает во внимание положения главы 25 КАС Российской Федерации и пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Поскольку административные исковые требования ООО "Юг-Сервис" направлены на реализацию в судебном порядке имеющегося у него права на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, это право Правительством Ростовской области не оспорено, и его возражения сводились лишь к несогласию с величиной рыночной стоимости, указанной в отчёте об оценке, а выводы эксперта под сомнение не ставились, при этом ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы для определения рыночной стоимости 11 земельных участков было заявлено представителем административного истца, то решение суда по настоящему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов. При таком положении судебные расходы, в том числе расходы по уплате государственной пошлины и по оплате услуг эксперта, относятся на административного истца. В связи с этим сумма ... руб., подлежащая выплате эксперту, подлежит взысканию ООО "Юг-Сервис".
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Юг-Сервис" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости, составляющей ... руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: Россия ... равной его рыночной стоимости, составляющей ... руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости, составляющей ... руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , равной его рыночной стоимости, составляющей ... руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости, составляющей ... по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... площадью ... кв. м, расположенного по адресу: Россия ... равной его рыночной стоимости, составляющей ... руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости, составляющей ... руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости, составляющей ... руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости, составляющей ... руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... , равной его рыночной стоимости, составляющей ... руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... , категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - ... , площадью ... кв. м, расположенного по адресу: ... равной его рыночной стоимости, составляющей ... руб. по состоянию на 1 января 2014 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 5 июня 2015 года.
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Юг-Сервис" в части оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... , ... , ... , ... , ... оставить без рассмотрения по существу.
Взыскать с ООО "Юг-Сервис" в пользу ООО "Оценочно-экспертный Центр" денежные средства в размере ... руб. за выполнение работ по проведению судебной оценочной экспертизы по делу N 3а-310/2015 согласно акту сдачи-приёмки от 7 декабря 2015 года N __.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Чайка
Решение в окончательной форме принято 22 декабря 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.