Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Анфаловой Е.В., Будылка А.В.,
при секретаре Асланян Л.Н.
рассмотрела в судебном заседании 20 апреля 2016 года
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 20 января 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования Медведева А. П. к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Медведеву А. П. технические средства реабилитации - эндопротезы тазобедренных суставов в количестве двух штук, согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от " ... " года".
Заслушав доклад судьи областного суда Анфаловой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Медведев А. П. обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с иском к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту ГУ - ОРО ФСС РФ) об обязании предоставить квоту на эндопротезирование, в дальнейшем требования уточнил, просил обязать ГУ - ОРО ФСС РФ предоставить средства технической реабилитации -эндопротезы тазобедренных суставов по индивидуальной программе реабилитации
В обоснование иска истцом указано, что является инвалидом третьей группы. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 08 апреля 2014 года нуждается в эндопротезировании обоих тазобедренных суставов, необходимом по медицинским показаниям. В 2014 году он был поставлен на очередь Многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг по Октябрьскому административному округу города Омска для предоставления квоты на эндопротезирование двух тазобедренных суставов, однако квота предоставлена не была. Распоряжением Правительства РФ от 10 сентября 2014 года N 1776-р эндопротезы с 01 января 2015 года исключены из федерального перечня технических средств реабилитации. Вместе с тем согласно письму Министерства здравоохранения РФ от 17 ноября 2014 года N 17-4/10/2-8639 обеспечение эндопротезами за счет средств Фонда социального страхования РФ после 01 января 2015 года осуществляется гражданам из числа инвалидов, право которых на получение эндопротезов возникло до 01 января 2015 года. Полагал, что за ним сохранено право на обеспечение техническими средствами реабилитации - эндопротезами тазобедренных суставов, при этом обязанности по их предоставлению были переданы Министерством труда и социального развития Омской области Фонду социального страхования РФ. С учетом уточнения требований просил обязать ГУ - ОРО ФСС РФ предоставить ему квоту на эндопротезирование обоих тазобедренных суставов.
Истец Медведев А.П. в судебном заседании требования поддержал, указал, что был поставлен в очередь на получение средства технической реабилитации 08 апреля 2014 года, в 2014 году эндопротезы ему предоставлены не были.
Представитель ответчика ГУ - ОРО ФСС РФ Хараджа С.С., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Указал, что отделение Фонда расходует бюджетные средства только на нужды, указанные в федеральном перечне, эндопротезы из федерального перечня средств, представляемых за счет средств фонда страхования, были исключены с 01 января 2015 года.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Омской области Сысоева О.С. заявленные требования полагала обоснованными.
Дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц Министерства труда и социального развития Омской области, Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - ОРО ФСС РФ просит решение суда отменить. Указывает, что отделение Фонда обеспечивает инвалидов только техническими средствами реабилитации, указанными в федеральном перечне. Вместе с тем Распоряжением Правительства РФ от 10 сентября 2014 года N 1776-р федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, был уточнен, с 01 января 2015 года эндопротезы из него исключены, соответственно расходы на их приобретение в бюджете фонда не предусмотрены. С 01 января 2015 года обеспечение граждан эндопротезами осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; в перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года N 2762-р, эндопротезы указаны. Таким образом, обеспечение граждан эндопротезами с 01 января 2015 года осуществляется Министерством здравоохранения Омской области.
В возражениях на апелляционную жалобу Медведев А.П. полагает решение суда законным и обоснованным.
Представитель Министерства здравоохранения Омской области Сысоева О.С. в своих возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав пояснения представителе подателя жалобы Хараджа С.С., Паршакова В.А., действующих на основании доверенности, поддержавших доводы апелляционной жалобы, Медведева А.П., просившего оставить решение суда без изменения, представителя Министерства здравоохранения Омской области Сысоеву О.С., полагавшую решение суда законным и обоснованным,, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела, Медведев А.П., " ... " года рождения, является " ... ", что подтверждается справкой серии " ... " N " ... " ( " ... "
Медведеву А.П. разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида N " ... ". N " ... " от " ... ", в соответствии с которой в целях реабилитации Медведу А.П. требуется предоставление двух эндопротезов тазобедренного сустава " ... ").
В феврале 2014 года истец обратился с заявлением в Казенное учреждение Омской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" Октябрьского административного округа г. Омска на получение эндопротезов тазобедренных суставов в количестве двух штук. " ... " истец был поставлен на очередь. Однако обеспечение эндопротезами произведено не было.
С аналогичным заявлением " ... " истец обратился в ГУ-ОРО ФСС РФ ( " ... "
ГУ-ОРО ФСС Российской Федерации на указанное заявление дан ответ, что обеспечение инвалидов после " ... " эндопротезами, как техническими средствами реабилитации, отделением Фонда не осуществляется. В соответствии с информационным письмом Министерства труда и социальной защиты РФ N " ... " от " ... " обеспечение инвалидов эндопротезами с " ... ", осуществляется в рамках оказания медицинской помощи инвалидам медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона от " ... " N323-ФЗ ( " ... "
До настоящего времени Медведев А.П. техническим средством реабилитации не обеспечен, в связи с чем обратился с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Медведев А.П. нуждается в указанных технических средствах реабилитации, право на получение эндопротезов в количестве " ... " штук возникло до 01 января 2015 года.
Оснований не согласиться с указанными выводами судебная коллегия не усматривает в силу следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (далее - Закон о социальной защите инвалидов), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 10 названного Федерального закона предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов, индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В соответствии с подпунктами 2-4 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи заявления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2013 года N 2452-р утверждено Соглашение между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов.
06 июня 2014 года Губернатором Омской области в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направлено уведомление об отказе от осуществления Правительством Омской области с 01 января 2015 года полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов.
26 сентября 2014 года ввиду отказа Правительства Омской области с 01 января 2015 года от осуществления полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Правительство Омской области направлено письмо по результатам рассмотрения вышеуказанного уведомления, в соответствии с которым Правительству Омской области предложено обеспечить передачу документов и сведений, необходимых для организации территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации по Омской области работы по обеспечению инвалидов, проживающих в Омской области, техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий начиная с 01 января 2015 года.
07 августа 2014 года между Министерством труда и социального развития Омской области и ГУ-ОРО ФСС РФ заключено соглашение N 6.1 о передаче ГУ-ОРО ФСС РФ сведений, необходимых для осуществления полномочий по предоставлению с 01 января 2015 года инвалидам технических средств реабилитации.
Таким образом, с 01 января 2015 года полномочия по обеспечению техническими средствами реабилитации инвалидов, проживающих на территории Омской области, осуществляется ГУ-ОРО ФСС РФ.
Согласно подпунктам 11, 12 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 14 сентября 2011 года N 1041н, действовавшему до 07 февраля 2015 года (далее - Регламент), государственная услуга - это услуга по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников. Предоставление государственной услуги осуществляется Фондом через территориальные органы Фонда.
В силу пункта 14 Регламента, территориальный орган Фонда в 15-дневный срок с даты поступления заявления о предоставлении (замене) технического средства (изделия) и документов, указанных в пункте 22 Регламента, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническими средствами (изделиями) и одновременно высылает (выдает) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в организацию.
Распоряжением Правительства РФ от 10 сентября 2014 года N 1776-р уточнен Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, в части использования эндопротезов при оказании медицинской помощи больным, эндопротезы исключены из перечня технических средств реабилитации.
Подпункт "б" пункта 1 Распоряжения Правительства РФ вступает в силу с 01 января 2015 года.
В этой связи, финансирование отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи, начиная с 01 января 2015 года осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования, оказание медицинской помощи инвалидам, требующей использования "эндопротезов", должно осуществляться медицинскими организациями в соответствии с положениями Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Исходя из требований Закона, учитывая, что данные изменения вступили в силу с 01 января 2015 года, они распространяются на инвалидов, которым выдано назначение "эндопротезов" специалистами медико-социальной экспертизы в рамках индивидуальной программы реабилитации, только после 01 января 2015 года.
Между тем, как следует из вышеприведенных обстоятельств по настоящему делу, программа реабилитации Медведева А.П., которому рекомендованы технические средства медицинской реабилитации, в том числе, эндопротез тазобедренного сустава в количестве " ... ") утверждена 08 апреля 2014 года, при этом с заявлением об предоставлении средств технической реабилитации Медведев А.П. обратился в 2014 году, поставлен на учет по обеспечению техническим средствами реабилитации до 01 января 2015 года, которыми до настоящего времени не обеспечен.
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по обеспечению эндопротезами истца, право на которые возникло до 01 января 2015 года, является ГУ-ОРО ФСС РФ.
Приведенное толкование вышеизложенных норм действующего законодательства разъяснено в Письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N 17-4/10/2-8639.
Доводы представителя ГУ-ОРО ФСС РФ в апелляционной жалобе относительно того, что с 01 января 2015 года обеспечение граждан эндопротезами осуществляется в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; в перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года N 2762-р, эндопротезы указаны, на законность судебного постановления повлиять не могут.
Отказ Омской области от реализации части федеральный полномочий в области обеспечения техническими средствами реабилитации возлагает данную обязанность на органы Фонда социального страхования России, поскольку право Медведева А.П. на получение технического средства реабилитации - эндопротеза " ... ".) наступило до 1 января 2015 года.
Утверждение об обратном основано на неверном толковании норм действующего законодательства.
Ссылка представителя ответчика на то, что в бюджете Фонда не предусмотрены расходы на их приобретение эндопротезов, на правильность выводов суда также повлиять не может.
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированная РФ законом от 03 мая 2012 года N 46-ФЗ, устанавливает международные обязательства государств-участников, предусматривающие осуществление мер по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с вводной частью Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
При таком положении, при оценке доводов апелляционной жалобы следует исходить, что государство принимает на себя обязанность по предоставлению инвалидам возможностей для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни, а потому право Медведева А.П. на получение технического средства реабилитации не может быть ограничено по формальным основаниям.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от 20 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.