Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей Маклашова В.И., Алейниковой С.А.,
при секретаре Милица Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ССВ - ЯСГ на решение Советского районного суда г.Брянска от 18 ноября 2015 года по иску ССВ к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области о признании отказа незаконным, признании права на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, понуждении включить в выслугу лет период службы в льготном исчислении.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя ССВ - ЯСГ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УМВД России по Брянской области ХНА, судебная коллегия
установила:
ССВ обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что с 27 декабря 1997 года по 8 июня 1999 года проходил военную службу в войсковой части N на территории Республики Северная Осетия-Алания и выполнял задачи по нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка в районе Осетино-Ингушского конфликта. Указанный период подлежит зачету в выслугу лет один месяц за три месяца для назначения пенсии.
При обращении в УМВД России по Брянской области о перерасчете выслуги лет на льготных основаниях в вышеуказанный период, получил отказ ввиду того, что данный период зачтен в выслугу лет в календарном исчислении.
В связи с чем, с учетом уточненных исковых требований истец просил суд признать данный отказ незаконным; признать за ним право на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии за период с 27 декабря 1997 года по 8 июня 1999 года из расчета один месяц службы за три месяца; обязать УМВД России по Брянской области включить в выслугу лет в льготном исчислении указанный период службы из расчета один месяц службы за три месяца, то есть 4 года 4 месяца 6 дней.
Определением суда от 3 марта 2014 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МО МВД России "Севский".
Решением суда от 18 ноября 2015 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ССВ - ЯСГ просила отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, указывая на доказанность факта выполнения истцом в спорный период служебно-боевых задач по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта при прохождении военной службы по призыву, что подтверждает его право на льготное включение данного периода в выслугу лет.
В письменном отзыве представитель ответчика УМВД России по Брянской области ХНА просила решение суда оставить без изменения, указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы.
Судебная коллегия, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие ССВ, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, а также в отсутствии представителя третьего лица МО МВД России "Севский", представившего письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 27 декабря 1997 года по 8 июня 1999 года ССВ проходил военную службу по призыву в войсковой части N на территории Северная Осетия-Алания.
С 5 марта 2001 года по 2 октября 2013 года служил в органах внутренних дел.
2 октября 2013 года капитан полиции ССВ, командир отдельного взвода патрульно-постовой службы МО МВД России "Севский" уволен со службы в органах внутренних дел в связи с нарушением условий контракта сотрудником (пункт 15 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Срок службы составил 15 лет 00 месяцев 08 дней.
В выслугу лет спорный период включен в календарном исчислении.
Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Поскольку военная служба истца на территории Республики Северная Осетия - Алания проходила по призыву, а не по контракту, суд пришел к выводу, что спорные периоды военной службы истца правомерно засчитаны ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, как основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Пенсионное обеспечение лиц рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Абзацем первым пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" разъяснено, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи при прохождении службы по призыву (к таким лицам относится ССВ) срок службы в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральный законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем правомерно не засчитал в выслугу лет в льготном исчислении периоды его участия по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в районе Осетино-Ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания, поскольку он проходил военную службу по призыву.
Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" также не предусматривает возможности засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении срок военной службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву.
Данная правовая позиция согласуется с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015).
Доводы жалобы не принимаются во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и выводов суда первой инстанции не опровергают.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешилтребования истца, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм закона и не могут служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, у судебной коллегии отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 18 ноября 2015 года по иску ССВ к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Брянской области о признании отказа незаконным, признании права на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, понуждении включить в выслугу лет период службы в льготном исчислении оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ССВ - ЯСГ - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда В.И. Маклашов
С.А. Алейникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.