Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Перовой М.В., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Ткач И.И.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Губаревич С.И. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 14 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО г.-к. Геленджик обратилась в суд с иском к Губаревич С.И. о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.
В обосновании своих требований ссылается на то, что в ходе проверки нарушений незаконного сброса загрязненных вод в " ... ", проведенной в апреле 2015 года комиссией в составе специалистов управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г.-к. Геленджик, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в городе-курорте Геленджик, государственного инспектора Краснодарского края по охране природы министерства природных ресурсов Краснодарского края, старшего государственного инспектора по Краснодарскому краю и " ... " Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и " ... " совместно с сотрудниками муниципального унитарного предприятия благоустройства и хозяйственного обеспечения МО г.-к. Геленджик и муниципального унитарного предприятия МО г.-к. Геленджик "Водопроводно-канализационное хозяйство", выявлено неканализованное домовладение по " ... " в " ... ", принадлежащее Губаревич С.И., которое оборудовано септиком для накопления жидких бытовых отводов, что нарушает природоохранное законодательство.
При эксплуатации капитального объекта Губаревич С.И. существенно нарушен установленный режим охранной зоны (округа) особо охраняемой природной территории, в то время, как техническая возможность для подключения вышеуказанного объекта к существующим инженерным сетям имеется, в связи с чем, администрации МО г.-к. Геленджик обратилась в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 14 декабря 2015 года исковые требования администрации МО г.-к. Геленджик к Губаревич С.И. о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды удовлетворены. Суд обязал Губаревич С.И. устранить допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, а именно: получить в МУП "ВКХ" технические условия на водоотведение эксплуатируемого капитального строения, расположенного по адресу: " ... "; выполнить содержащиеся в технических условиях требования путем приобретения материалов и выполнения комплекса работ; сдать в эксплуатацию систему водоотведения и выполнить подключение к соответствующим сетям; заключить с МУП "ВКХ" договор на водоотведение и прием канализационных стоков в месячный срок со дня вступления в силу решения суда.
С указанным решением суда не согласилась Губаревич С.И. и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неисполнимость технических условий на подключение к централизованной системе водоотведения в отношении ее жилого дома, так как ближайшая точка подключения к централизованной системе водоотведения расположена на расстоянии 200 метров от дома Губаревич С.И. и важнейшим условием подключения является согласие владельцев данной сети, при этом приблизительная стоимость предполагаемой линии составляет 300000 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Губаревич С.И. по доверенности " Ф.И.О. "4, поддержавшего доводы жалобы, представителя администрации МО г.-к. Геленджик по доверенности " Ф.И.О. "5 и представителя МУП благоустройства и хозяйственного обеспечения МО г.-к. Геленджик по доверенности " Ф.И.О. "6, возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, в апреле 2015 года комиссией в составе специалистов управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО г.-к. Геленджик, Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в г.-к. Геленджик, государственного инспектора Краснодарского края по охране природы министерства природных ресурсов Краснодарского края, старшего государственного инспектора по Краснодарскому краю и " ... " Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и " ... " совместно с сотрудниками муниципального унитарного предприятия благоустройства и хозяйственного обеспечения МО г.-к. Геленджик и муниципального унитарного предприятия МО г.-к. Геленджик "Водопроводно - канализационное хозяйство" проведена проверка по выявлению нарушений незаконного сброса загрязненных вод в " ... ".
В результате проверки обнаружено неканализованное домовладение по " ... " в " ... ", оборудованное септиком для накопления жидких бытовых отводов, что нарушает природоохранное законодательство.
17.04.2015г. специалистами администрации МО г.-к. Геленджик в отношении Губаревич С.И. составлен протокол об административном правонарушении по п. 11 ст. 3.2 Закона Краснодарского края от 23.07.2003г. " ... "-КЗ "Об административных правонарушениях".
23.04.2015г. административной комиссией МО г.-к. Геленджик вынесено постановление " ... " о привлечении Губаревич С.И. к административной ответственности.
Положением ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические, и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
В соответствии со статьей 7 указанного Федерального закона, к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Решением Думы МО г.-к. Геленджик от 27 августа 2010 года N 484 "Об утверждении Порядка сбора, вывоза, утилизации (захоронения) бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования город-курорт Геленджик" (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 29 мая 2012 года N 759) утвержден Порядок сбора, вывоза, утилизации (захоронения) бытовых и промышленных отходов на территории МО г.-к. Геленджик.
Обязанность по сбору и своевременному вывозу твердых и жидких бытовых отходов с территории индивидуальных жилых домов возлагается на собственников индивидуальных жилых домов.
Неканализованные домовладения для накопления жидких бытовых отходов оборудуются септиками, выгребными ямами, локальными очистными сооружениями в соответствии с проектом размещения указанных сооружений.
Жидкие бытовые отходы являются опасными отходами, оказывающими вредное воздействие на человека и окружающую природную среду.
Собственник неканализованного домовладения несет ответственность за несанкционированный их сброс в окружающую среду (территорию домовладения и прилегающую территорию), проникновение их в подпочвенные воды в соответствии с действующим законодательством.
Судом первой инстанции установлено, что Губаревич С.И. осуществляется эксплуатация капитального объекта, в отсутствие подключения к сетям городской канализации на земельном участке, относящемся к территориям с особыми условиями использования, поскольку он находится на территории г.-к. Геленджик.
В силу ст. 95 Земельного кодекса РФ в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 96 Земельного кодекса РФ использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Согласно статье 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
На основании п. п. 10, 11 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1425 (далее по тексту - Положение) на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебнооздоровительных местностей и курортов федерального значения, устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
В соответствии с п. 12 Положения на территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
Согласно п. 13 Положения на территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе: строительство жилых домов, организация и обустройство садово- огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации; устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод (септики).
Согласно пункту 14 Положения на территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что эксплуатация капитального объекта осуществляется Губаревич С.И. при отсутствии централизованной системы водоотведения (канализации).
При этом, судом установлено, что в районе жилой застройки г.-к. Геленджик, где расположено принадлежащее Губаревич С.И. жилое строение, имеются сети водоотведения.
На основании п. 20 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 года N 1425, обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения осуществляют во второй и третьей зонах пользователи природных лечебных ресурсов, землепользователи и проживающие в этих зонах граждане.
Таким образом, судом первой инстанции правильно сделан вывод об обоснованности требований администрации МО г.-к. Геленджик.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы о неисполнимости технических условий на подключение к централизованной системе водоотведения в отношении жилого дома Губаревич С.И., так как ближайшая точка подключения к централизованной системе водоотведения расположена на расстоянии 200 метров ничем не подтверждаются.
Иные доводы жалобы об отсутствии доказательств нарушения Губаревич С.И. норм действующего законодательства в области окружающей среды не опровергают выводы суда первой инстанции об удовлетворении требований администрации Мо г.-к. Геленджик, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда и отказу в удовлетворении заявленных требований.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену определения судом не допущено.
При таких обстоятельствах, суд вышестоящей инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности принятого судом первой инстанции решения и не находит оснований для его отмены или изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 14 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Губаревич С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.