Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Палянчук Т.А.
судей Смирнова Е.А., Башинского Д.А.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при секретаре Красулиной О.А.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Тарануха " Ф.И.О. "11 по доверенности " Ф.И.О. "2 на решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарскому краю от 07 декабря 2015 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тарануха " Ф.И.О. "12 обратился в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации " ... ", администрации " ... " и филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю, в котором просит считать утвержденной схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка площадью " ... " кв.м., предназначенного " ... ", расположенного " ... ", в границах кадастрового квартала " ... ", обязать филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет указанный земельный участок, а администрацию муниципального образования " ... " заключить с ним договор о предоставлении на правах аренды (договор аренды) данного земельного участка площадью " ... " кв.м., предназначенного " ... ", сроком на " ... " лет, расположенного " ... ", в границах кадастрового квартала " ... ", в соответствующих координатах границ.
В обоснование доводов указано, что является собственником жилого дома по адресу: " ... ". В " ... " за собственные средства возвел ГКТП, на которую " ... " выдано разрешение " ... " на допуск в эксплуатацию электроустановки. Однако, при обращении за регистрацией права на указанную электроустановку, ему было отказано в связи с тем, что под ее размещение не выделялся земельный участок. В связи с чем, обратился в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации " ... " с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к которому была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории для размещения трансформаторной подстанции. Письмом от " ... " " ... ", отказано в утверждении схемы и в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка, в связи с не предоставлением документов, подтверждающих наличие в формируемых границах объекта капитального строительства, принадлежащего заявителю на праве собственности. Считает данный отказ административного ответчика незаконным и необоснованным, нарушающим его права и интересы. Указывает, что доводы, указанные в отказе в предоставлении услуги не соответствуют действительности и не подтверждены документально.
Административный истец Тарануха " Ф.И.О. "13 в судебное заседание не явился, его представитель " Ф.И.О. "14, действующая на основании доверенности, пояснила, что ему известно о месте и времени рассмотрения дела, он желает участвовать в деле через нее - своего представителя.
Представитель административного истца " Ф.И.О. "15, представившая диплом о высшем юридическом образовании, в судебном заседании доводы заявления поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации " ... " по доверенности - " Ф.И.О. "7 просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Представитель Территориального отдела " ... " филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать.
Обжалуемым решением Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарскому краю от 07 декабря 2015 года в удовлетворении требований административного искового заявления Тарануха " Ф.И.О. "16 к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации " ... ", администрации " ... ", филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю об устранении препятствий в оформлении земельного участка и заключении договора аренды, - отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца по доверенности " Ф.И.О. "2 выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, приняв по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации " ... " по доверенности " Ф.И.О. "8, просившего оставить без изменения решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Тарануха " Ф.И.О. "17 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: " ... ".
В " ... " административным истцом за собственные средства, силами ООО " ... ", выступающим Исполнителем по договору " ... " от " ... ", возведена ГКТП.
Согласно техническому отчету по испытаниям и наладке электроустановок и электрооборудования от " ... ", выполненному электролабораторией ООО " ... ", измеренные величины сопротивления соответствуют требованиям ПУЭ и ПТЭЭП.
" ... " между Тарануха " Ф.И.О. "18 и ОАО " ... " заключен договор энергоснабжения " ... ", в соответствии с которым последний подает административному истцу электроэнергию до точки поставки, расположенной по адресу: " ... ".
" ... " Тарануха " Ф.И.О. "19 Межрегиональным отделом по надзору за электроустановками потребителей Северо-кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдано разрешение " ... " на допуск в эксплуатацию электроустановки.
С целью оформления прав на земельный участок, занятый ГКТП, административный истец через МАУ МФЦ " ... " обратился в департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации " ... " по вопросу оказания муниципальной услуги: "Предварительное согласование предоставления земельного участка".
Письмом департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации " ... " от " ... " " ... ", Тарануха " Ф.И.О. "20 отказано в утверждении схемы и в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по тем основаниям, что заявителем не предоставлены документы, подтверждающие наличие в формируемых границах объекта капитального строительства, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции указал на законность действий административного ответчика.
Однако, данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств имеющих значение для дела и применении норм материального права.
Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ установлено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в частности договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления (пункт 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ).
В силу части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статье 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (часть 2 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ).
В силу части 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Частью 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Указанный перечень случаев, дающих основание для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Материалами дела подтверждено, что возведенное Тарануха " Ф.И.О. "21 строение ГКТП находится в пользовании административного истца " ... ".
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи от " ... " " ... ", спорный земельный участок расположен " ... ", категория земель " ... ", на кадастровый учет не поставлен, сведения о собственнике, землепользователе, арендаторе - отсутствуют.
Принимая во внимание указанные выше нормы правового регулирования, установленные по делу обстоятельства, а также учитывая, что ни одного из выше перечисленных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, указанных в части 16 статьи 11.10 3емельного кодекса РФ, не имеется, у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для отказа в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории, и соответственно, предоставления Тарануха " Ф.И.О. "22 испрашиваемого земельного участка в аренду.
Вышеуказанные обстоятельства, и требования приведенных норм права суд первой инстанции оставил без внимания.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории и заключении договора о предоставлении на праве аренды (договор аренды) земельного участка нельзя признать соответствующим требованиям закона, а также не нарушающим права и законные интересы административного истца.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Учитывая, что судом первой инстанции допущены ошибки в применении и толковании норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход рассмотрения административного искового заявления, судебное постановление подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя Тарануха " Ф.И.О. "23 по доверенности " Ф.И.О. "2 - удовлетворить.
Решение Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарскому краю от 07 декабря 2015 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Административное исковое заявление Тарануха " Ф.И.О. "24 к департаменту архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации " ... ", администрации " ... ", филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю об устранении препятствий в оформлении земельного участка и заключении договора аренды, - удовлетворить.
Считать утвержденной схему расположения на кадастровом плане территории земельного участка, площадью " ... " кв.м., предназначенного " ... ", расположенного " ... ", в границах кадастрового квартала " ... ", в координатах границ:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет земельный участок, площадью " ... " кв.м., предназначенный " ... ", расположенного " ... ", в границах кадастрового квартала " ... ", в координатах границ:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Обязать администрацию муниципального образования " ... " заключить с Тарануха " Ф.И.О. "25 договор о предоставлении на праве аренды (договор аренды) земельного участка, площадью " ... " кв.м., предназначенного " ... ", сроком на " ... " лет, расположенного " ... ", в границах кадастрового квартала " ... ", в координатах границ:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.