Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего ? Комбаровой И.В.,
судей - Клиенко Л.А.,Заливадней Е.К.,
при секретаре Назаровой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Руденко Н.В. на решение Белореченского районного суда от 18 января 2016 года по докладу судьи Краснодарского краевого суда Клиенко Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
Руденко Г.В. обратилась с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белореченскому району о признании решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом незаконным.
В обоснование своих требований указала, что является опекуном несовершеннолетнего Горбулина А.А., являющегося ребенком-инвалидом, на возмездной основе на основании постановления администрации муниципального образования Белореченский район от 14.02.2011 N 297., получает ежемесячное вознаграждение за оказание услуг по воспитанию приемного ребенка. Полагая, что она имеет право как неработающее лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом, на компенсационную выплату на основании Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 N 175, она обратилась с заявлением в УПФ РФ по Белореченскому району с заявлением. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при Управлении Пенсионного фонда РФ в Белореченском районе от 16.12.2015г. ей было отказано в назначении ежемесячной выплаты.
Не согласившись с принятым решением, Руденко Н.В. обратилась с иском в суд.
Решением Белореченского районного суда от 18 января 2016 года в удовлетворении исковых требований Руденко Надежды Викторовны к УПФ РФ в Белореченском районе отказано.
В апелляционной жалобе Руденко Н.В. просит решение суда отменить, ее исковое заявление удовлетворить. В обоснование указывает, что она является неработающей, так как получает вознаграждение за оказываемые услуги. Вознаграждение приемным семьям является мерой социальной поддержки, договор о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы.
В возражении на апелляционную жалобу начальник УПФ РФ в Белореченском районе Нагайчук Т.М. просит решение суда оставить без изменения, так как от управления по вопросам семьи и детства администрации МО Белореченский район поступают страховые взносы на страховую часть пенсии Руденко Н.В.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя УПФР Яковлеву О.В., судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 26.02.2013 N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" установлены с 1 января 2013 г. ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Пунктом 4 Указа предусмотрено, что ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним.
Пунктом 5.1 договора N 68 о приемной семье от 15.02.2011 предусмотрено, что приемный родитель получает вознаграждение за оказание услуг по воспитанию несовершеннолетнего ребенка, денежные средства на содержание приемного ребенка.
Постановлением администрации муниципального района Белореченский район от 14.02.2011 N 297. Руденко Н.В. назначена опекуном на возмездной основе над несовершеннолетним Горбулиным А.А.., 28.10.2004 года рождения.
Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).
Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1 ст. 145 СК РФ).
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 СК РФ).
При этом из данных положений (п. 2 ст. 153.1) усматривается, что Семейный Кодекс РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.
Из содержания приведенных норм СК РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.
В связи с этим к указанным отношениям применяются, в том числе, и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.
Статьей 4 Закона Краснодарского края от 13.10.2013 N 1836-КЗ "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства
и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в Краснодарском крае" вознаграждение приемным родителям устанавливается за оказание услуг по воспитанию приемных детей. Размер ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям за оказание услуг по воспитанию приемных детей (в расчете на одну приемную семью), устанавливается за каждого приемного ребенка в размере 6500 рублей. Размер ежемесячного вознаграждения, причитающегося приемным родителям за оказание услуг по воспитанию приемных детей, установленный в части 2 настоящей статьи, увеличивается за каждого приемного ребенка по одному из следующих оснований: на 10процентов, если ребенок не достиг трехлетнего возраста; на 60процентов, если ребенок является инвалидом или имеет ограниченные возможности здоровья (недостатки в физическом и (или) психическом развитии)
В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Поскольку Руденко Н.В., являясь стороной по договору о приемной семье, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемных детей за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, поэтому она не имеет права, как работающее лицо, на получение компенсационной выплаты как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за ребенком-инвалидом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белореченского районного суда от 18 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Руденко Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.