Верховный Суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - Мейстер В.М.
при секретаре - Киреевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО "Лидия" к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Лидия" к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея обратилось в суд с данным административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, указывая, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 01:05:0200181:12 общей площадью 1775 кв.м., расположенным по адресу: "адрес", пгт. "адрес". Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - для эксплуатации производственных помещений и АЗС.
Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года определена в 5512706,25 руб. При этом, рыночная стоимость земельного участка составляет по оценке, проведенной ИП независимый оценщик Хотов М.А. - 981 760 руб.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость в пять раз, общество полагает, что нарушаются его права собственника земельного участка, поскольку размер земельного налога зависит от величины кадастровой стоимости, без учета индивидуальной оценки конкретного объекта.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО4 поддержал требования.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея ФИО5 и заявленные требования не оспаривал и полагал возможным вынесение решения на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, при этом на беседе, проведенной в ходе подготовки, полагался на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ФИО6 полагался на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации МО "Яблоновское сельское поселение" в суд не явился. В письменных объяснениях заинтересованное лицо полагало, что в удовлетворении заявленных требований административному истцу следует отказать, поскольку требования истца нарушают права администрации МО "Яблоновское городское поселение" в части сокращения дохода местного бюджета в виде земельного налога. Согласно решению Совета народных депутатов муниципального образования "Яблоновское городское поселение" на 2016 год утвержден прогнозируемый общий объем доходов местного бюджета, в том числе и доход в виде земельного налога. В случае уменьшения поступления сумм земельного налога, может привести к дефициту местного бюджета.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, суд считает, что административный иск об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальным образованиям, городским округам Республики Адыгея.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
То есть п.3 ст.66 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года N 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015 года) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Из представленных доказательств следует, что ООО "Лидия" является собственником земельного участка.
Это обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N от 09.12.2008 года.
В соответствии с кадастровой справкой от 02.10.2015 его номер N, размер участка (площадь) 1775 кв.м., кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2014 года составляет 5512706,25 руб.
Между тем, из представленного административным истцом в обоснование требований отчета об оценке, проведенной ИП независимый оценщик ФИО3 N от 23.08.2015 года следует, что на 01.01.2014 года рыночная стоимость земельного участка, расположенного "адрес", "адрес", "адрес" площадью 1775 кв.м составляла 981 760 руб.
Экспертным заключением саморегулируемой организации "Российское общество оценщиков" N от 21.09.2015 года подтверждена стоимость объекта оценки - земельного участка с кадастровым номером "адрес" - 981 760 руб. и подтверждена проверка отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Досудебный порядок рассмотрения спора административным истцом соблюден: решением от 27.11.2015 года Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (созданная на основании Приказа Росреестра от 06.02. 2012 года N П/46 в Республике Адыгея при Управлении Росреестра по Республике Адыгея) - заявление ООО "Лидия" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N отклонила.
Суд считает отчет об оценке о рыночной стоимости земельного участка и экспертизу на данный отчет надлежащими доказательствами, подтверждающими размер рыночной цены участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельного участка была определена на основании Приказа Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям N 221 от 19.11.2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Республики Адыгея" по состоянию на 01.01.2014 года.
С учетом разницы рыночной и кадастровой стоимости земельного участка административного истца и того обстоятельства, что налоги производны от размера кадастровой стоимости, то сохранение в государственном кадастре недвижимости сведений о кадастровой стоимости влечет нарушение имущественных прав ООО "Лидия", связанных с установлением размера налоговых платежей в значительно большем размере, чем из их расчета от его рыночной стоимости.
Принимая во внимание, существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельного участка, определенной в отчете об оценке на ту же дату, суд полагает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка ее рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
При этом, в резолютивной части решения необходимо указать датой подачи заявления 05.11.2015 года - день обращения административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 06.02.2012 года - за разрешением данного вопроса.
Руководствуясь ст. ст. 175,178,180,249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ООО "Лидия" к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 1775 кв.м., с кадастровым номером N, находящийся по адресу: "адрес", "адрес", "адрес" категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющий вид разрешенного использования: для эксплуатации производственных помещений и АЗС равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 г. в размере 981760 (девятьсот восемьдесят одна тысяча семьсот шестьдесят) рублей.
Датой подачи административного искового заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка считать дату 05.11.2015 года, что является основанием для внесения указанных сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Настоящее решение с момента вступления в законную силу является основанием для внесения соответствующих изменений в Государственный кадастр недвижимости в части указания кадастровой стоимости земельного участка площадью 1775 кв.м., с кадастровым номером "адрес", находящийся по адресу: "адрес", "адрес"Д. равной ее рыночной стоимости 981760 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий -
судья Верховного Суда
Республики Адыгея - Мейстер В.М.
Копия верна:
судья Верховного Суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.