Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
председательствующего судьи Гавриленко Е.В.,
судей коллегии Борисовой Е.Е. и Гудожникова Д.Н.,
при секретаре Гладышевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галиевой А.А. к "данные изъяты" о присвоении звания "Ветеран груда" о присвоении звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе представителя ответчика "данные изъяты" Усенко Е.С. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 23 декабря 2015 года, которым постановлено:
удовлетворить исковые требования Галиевой А.А. к "данные изъяты" о присвоении звания "Ветеран груда";
обязать "данные изъяты" присвоить Галиевой А.А. звание "Ветеран труда";
взыскать с "данные изъяты" в пользу "данные изъяты" рублей в счет возмещения судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Борисовой Е.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась к ответчику с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что (дата) приказом Министерства энергетики Российской Федерации (номер)п была награждена Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса", а также имеет трудовой стаж более 36 лет. Указанные обстоятельства позволяют истцу претендовать на присвоение звания "Ветеран труда", однако "данные изъяты" отказал в присвоении звания, так как вышеуказанная Почетная грамота не включена в Перечень наград, дающих право на присвоение этого звания. Считает отказ неправомерным, просит обязать ответчика присвоить ей звание "Ветеран труда".
Судом принято вышеуказанное решение, которое представитель Департамента социального развития (адрес) - Югры (ФИО)4 \лд 43\ просит отменить и принять новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку судом нарушены нормы материального права. Судом не принято во внимание, что согласно пп 24 п 2 ст 26.3 Федерального закона от (дата) N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Судом также не принято во внимание то, что в силу ст 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п 2 ст 26.3 Федерального закона от (дата) N184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Учитывая, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, были извещены о слушании дела.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что истец (дата) приказом Министерства энергетики Российской Федерации (номер)п была награждена Почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса" \лд 22\.
Согласно письму Департамента социального развития (адрес) - Югры от (дата) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Почетная грамота "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса" не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства (адрес) от (дата) (номер)-п.
Истец является получателем пенсии по старости с (дата) \лд 13\.
В соответствии с п 1 ст 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Согласно Положению о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер), Министерство энергетики Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п 5, п 5.2. указанного Положения Министерство энергетики Российской Федерации в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке знаки отличия в сфере энергетики и награждать ими работников в указанной области.
Согласно п 1 Положения о Почетной грамоте Министерства энергетики РФ, утвержденного приказом министерства энергетики РФ от (дата), почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации награждаются рабочие, специалисты, служащие, руководители организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работники центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 5 лет, а также организации топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, добившиеся высоких результатов в труде, в том числе в стабильном функционировании организации; в досрочном вводе в эксплуатацию производственных мощностей и социально-бытовых объектов; в обеспечении высоких конечных результатов работы, экономии сырья, материалов, топливно-энергетических, финансовых и трудовых ресурсов, снижении себестоимости выпускаемой продукции и строительно-монтажных работ.
Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что Почетная грамота "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса" является ведомственным знаком отличия в труде Министерства энергетики Российской Федерации.
В силу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п 1 ст 4 Закона ХМАО - Югры от (дата) (номер)-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 1, подпункте 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством (адрес) - Югры.
Постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда (адрес) - Югры" определен перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса".
Между тем, по смыслу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст 7 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п 4 Постановления от (дата) N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч 5 ст 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Из трудовой книжки истца следует, что истец имеет необходимый 20-летний трудовой стаж для присвоения звания "Ветеран труда", этот факт в жалобе не оспорен.
Учитывая, что (ФИО)1 имела необходимый трудовой стаж и ведомственный знак отличия Почетную грамоту "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса", суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации исчерпывающего перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст ст 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Гавриленко Е.В.
Судьи коллегии Борисова Е.Е.
Гудожников Д.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.