Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Башковой Ю.А., Воронина С.Н.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличи в труде, обязании присвоить звание "Ветеран труда" и взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
"удовлетворить исковые требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития (адрес) - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании учесть ведомственную награду и присвоить звание "Ветеран труда".
Признать незаконным отказ Департамента социального развития (адрес) - Югры в присвоении (ФИО)1 звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития (адрес) - Югры присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития (адрес) - Югры в пользу (ФИО)1 денежные средства в сумме 300 рублей в счет возмещения судебных расходов".
Заслушав доклад судьи Башковой Ю.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда". Требования мотивированы тем, что на основании приказа Министерства образования и науки РФ N623/к-н от 19 июля 2013 года истец награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Письмом Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 октября 2015 года N15-Исх.-19155 Абдульмановой Л.Р. отказано в присвоении звания "Ветеран труда". Отказ мотивирован тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, утвержденный Постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N103-п. Просит признать незаконным решение ответчика об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и взыскать судебные расходы.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит отменить и принять новое - об отказе в удовлетворении искового заявления. В апелляционной жалобе представитель ответчика Усенко Е.С. указывает, что согласно п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, то у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ. Полагает, что правовые основания для признания за Абдульмановой Л.Р. права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО - Югре отсутствуют, поскольку Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 г. N 103-п.
Стороны или их представители в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся в суд.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела общий трудовой стаж Абдульмановой Л.Р. составляет более 26 лет.
В период трудовой деятельности истец на основании приказа Министерства образования и науки от 19 июля 2013 года N623/к-н награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формировании интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников.
Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" на том основании, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный Постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 года N 103-п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Закона N 5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2010 года N580 "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации является ведомственным знаком отличия в труде.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон N 5-ФЗ, устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ, поскольку указанной нормой определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Удовлетворяя требования Абдульмановой Л.Р., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" незаконно сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона N 5-ФЗ "О ветеранах" и заявитель незаконно лишен права на присвоение звания "Ветеран труда".
Довод апелляционной жалобы об отсутствии оснований для присвоения звания "Ветеран труда" основан на ошибочном толковании закона, переоценке обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 18 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи: Башкова Ю.А.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.