Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.,
судей Башковой Ю.А., Воронина С.Н.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску (ФИО)1 к департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также Депсоцразвития Югры) о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе ответчика Депсоцразвития Югрына решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования (ФИО)1 (ФИО)3 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить частично.
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить звание "Ветеран труда" (ФИО)1.
Взыскать с ответчика Департамента социального развития Ханты- Мансийского автономного округа - Югры в пользу (ФИО)1 300 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Блиновской Е.О., судебная коллегия
установила:
(ФИО)1 обратилась в суд к Депсоцразвития Югры с иском о возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда".
Требования мотивировала тем, что (дата) была награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.06.2005 N 400 "О ведомственных наградах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" учреждены ведомственные награды Министерства, к которым отнесена и Почетная грамота. Несмотря на это, в присвоении звания "Ветеран труда" ей отказано в связи с тем, что Почетная грамота не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года N 103-п. Отказом в присвоении звания нарушены её права.
В судебное заседание стороны не явились.
Ханты-Мансийский районный суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Депсоцразвития Югры Усенко Е.С. с ним не согласилась, просила решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении иска. Полагает, что решение вынесено с существенным нарушением норм права. Не согласилась с мнением суда о том, что законодатель незаконно ограничил определенными видами ведомственных знаков отличия в труде возможность присвоения звания "Ветеран труда". В силу ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и за свой счет. Указала на судебную практику Верховного Суда.
Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, которые надлежащим образом, телефонограммами от 15.03.2016 г. уведомлены о дате и месте рассмотрения апелляционной жалобы, отложить дело не просили, о наличии уважительных причин для неявки в судебное заседание не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика Депсоцразвития Югры, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривает.
Из материалов дела следует, что (ФИО)1 имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии, которая ей назначена с (дата), но продолжала работать до (дата) (л.д. 9-12, 14).
(дата) приказом (номер)-п министра Министерства здравоохранения Российской Федерации истец награждена Почетной грамотой за заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд (л.д.13).
Согласно статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются, в том числе, лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В силу ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре", перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и Ханты- Мансийского автономного округа-Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Федеральным законом от 22 августа 2004г. N122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", внесены изменения в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии со ст. 22 которого меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Нормы ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" ограничиваются лишь базисными требованиями в определении оснований приобретения статуса ветерана труда, формируя, таким образом, направления законотворческого процесса регионов в данной области. Однако, по смыслу этой федеральной нормы, под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверению ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми частью 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что, выступая в качестве нормативного акта прямого действия, Закон N122-ФЗ предусматривает, что в целях защиты прав и законных интересов граждан, претендующих на получение звания "Ветеран труда", законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ не могут быть установлены основания и условия присвоения этого звания, существенным образом ухудшающие права и интересы граждан в сравнении с Законом N 5-ФЗ.
Письмом (ФИО)2 за (номер)-исх-16118 от (дата) (ФИО)1 отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный Постановлением Правительства РФ ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п. (л.д.15).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона " О ветеранах", в результате чего лица, награжденные такими знаками отличия в труде, неправомерно лишены права на присвоение им звания" Ветеран труда", гарантированного ст.7 Федерального закона " О ветеранах", что недопустимо.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.06.2005 г. N 400 Минздравсоцразвития РФ "О ведомственных наградах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (в ред. от 18.12.2008 г.) Почетная грамота отнесена к ведомственным наградам. В настоящее время в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2012 года N78н Почетная грамота Министерства здравоохранения Российской Федерации также отнесена к ведомственным наградам, то есть является ведомственным знаком отличия в труде.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой.
С учетом установленных обстоятельств и требований законодательства решение суда является законным и обоснованным. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Башкова Ю.А.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.