Тамбовский областной суд
В составе председательствующего судьи Мороз Л.Э.,
При секретаре Минчевой Ж.С.,
с участием представителя административного истца Чихмана В. В. по доверенности Валькова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3-4/2016 по административному иску Чихмана ФИО10 к администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием производственного корпуса литер А, склада литер В, проходной литер Г, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***;
- земельного участка с кадастровым номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием гаража литер Б, под зданием подстанции литер К, зданием производственного склада литер Ж, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, и установлении равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 года,
УСТАНОВИТЬ:
Чихману В.В. на праве собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием производственного корпуса литер А, склада литер В, проходной литер Г, общей площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***;
- земельный участок с кадастровым номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием гаража литер Б, под зданием подстанции литер К, зданием производственного склада литер Ж, общей площадью *** кв. м, расположенный по адресу: ***,
Государственная кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 года N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" по состоянию на 01.01.2013 года и составляет земельного участка с кадастровым номером: *** - *** рублей 20 копеек; с кадастровым номером *** - *** рублей 90 копеек.
В порядке гражданского судопроизводства 1 декабря 2014 года Чихман В.В. предъявил иск к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", администрации Тамбовской области об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2013 г.:
- земельного участка с кадастровым номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием производственного корпуса литер А, склада литер В, проходной литер Г, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** рублей;
- земельного участка с кадастровым номером: ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием гаража литер Б, под зданием подстанции литер К, зданием производственного склада литер Ж, общей площадью 4969 кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** рублей.
В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельных участков административный истец предоставила суду отчет ООО "СО-Эксперт" N 406/14 от 20 ноября 2014 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2013 года, составленный независимым оценщиком Шнякиной Е.А. - членом НП СРО "РАО ЮФО" и Положительное заключение на данный Отчет эксперта НП СРО "РАО ЮФО" от 20 ноября 2014 г. N 68/271114/01.
В исковом заявлении Чихман В.В. указал, что он является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 68:29:0206014:1765, 68:29:0206014:1766. Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2013 г. N 1276, является завышенной. В связи с этим он вынужден уплачивать земельный налог в завышенном размере. На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ истец просил установить кадастровую стоимость равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 года.
На основании определения Тамбовского областного суда от 15 января 2015 года производство по делу приостанавливалось до рассмотрения Тамбовским областным судом гражданского дела по заявлению Киреевой А. В. об оспаривании нормативного правого акта - постановления администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Тамбовской области" по состоянию на 01.01.2014 года.
1 декабря 2015 года производство по делу возобновлено, дело назначено к рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
По ходатайству административного истца на основании определения Тамбовского областного суда от 07 декабря 2015 года по делу назначена судебная экспертиза.
10 марта 2016 года производство по делу возобновлено, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Росреестра по Тамбовской области.
15 марта 2016 года Чихман В.В. уточнил исковые требования. Просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной в сумме, определенной судебным экспертом в заключении от 29.01.2016 г. N 3кас-16: с кадастровым номером *** - *** рублей; с кадастровым номером *** - *** рублей по состоянию на 01.01.2013 года.
В судебное заседание административный истец Чихман В.В. не явился, о рассмотрении дела извещен.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Вальков Д.Н. административный иск поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил установить кадастровую стоимость равной рыночной, определенной судебным экспертом: земельного участка с кадастровым номером *** - *** рублей; с кадастровым номером *** - *** рублей по состоянию на 01.01.2013 года.
В судебное заседание представители административных ответчиков администрации Тамбовской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области, Управлению Росреестра по Тамбовской области, заинтересованного лица администрации г. Тамбова не явились, о рассмотрении дела извещены.
Административный ответчик Управление Росреестра по Тамбовской области представило отзыв на иск от 09.12.2014 года N 2-19-4209-ВР, в котором указало, что Управление не имело отношения к проведению государственной кадастровой оценки земельного участка. Государственную кадастровую оценку земель населенных пунктов по состоянию на 01.01.2013 г. на территории Тамбовской области утверждал орган государственной власти субъекта - администрации Тамбовской области постановлением от 11.11.2013 г. N 1276. Рассмотрение иска Управление оставляет на усмотрение суда.
Административный ответчик администрация Тамбовской области представила возражения на иск от 16.12.2014 г., в которых просит отказать в удовлетворении иска, поскольку на момент рассмотрения дела постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 г. N 1498 утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, на этом основании иск не подлежит удовлетворению.
Административный ответчик ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области представила отзыв на иск от 17 марта 2015 г. N 1018, в котором указала, что кадастровая палата является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не имела отношения к проведению государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов. В случае удовлетворения иска, исполнение решения суда будет осуществляться на основании статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Заинтересованное лицо администрация г. Тамбова представила суду возражения на иск от 29.12.2014 г., в которых указала на не соответствие Отчета ООО "СО-Эксперт" N 406/14 от 20 ноября 2014 года требованиям федеральных стандартов оценки N 1 и N 3. На этом основании просила в иске отказать.
Выслушав представителя административного истца Валькова Д.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии частями 1, 2, 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 8 марта 2015 г. г. N 48-ФЗ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Судом установлено и подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 13.12.2010 г. серия 68-АБ N 229355, от 13.12.2010 г. серия 68-АБ N 229486, что административному истцу на праве собственности принадлежат: земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***.
Согласно кадастровому паспорту от 14 ноября 2014 г. N 6800/201/2014/-263287 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 01.01.2013 года составляла *** рублей 20 копеек; согласно кадастровому паспорту от 14 ноября 2014 г. N 6800/201/2014/-263282 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляла *** рублей 90 копеек.
В качестве доказательства определения рыночной стоимости земельных участков административный истец предоставил суду Отчет ООО "СО-Эксперт" N 406/14 от 20 ноября 2014 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2013 года, составленный независимым оценщиком Шнякиной Е.А. - членом НП СРО "РАО ЮФО", Положительное заключение эксперта НП СРО "РАО ЮФО" от 8 декабря г. N 68/271114/01.
В соответствии с ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. N 224-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В силу статьи 24.17 указанного Федерального закона в течение двадцати рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ принимает акт об утверждении содержащихся в таком отчете кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости для кадастрового квартала, населенного пункта, муниципального района, городского округа, субъекта Российской Федерации (далее - акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости), который вступает в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости считается дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости и соответствующей нормы такого акта.
В течение трех рабочих дней с даты утверждения результатов определения кадастровой стоимости копия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости (включая сведения о датах его опубликования и вступления в силу), один экземпляр отчета об определении кадастровой стоимости, составленного в форме электронного документа, и один экземпляр положительного экспертного заключения на такой отчет, составленного в форме электронного документа, направляются заказчиком работ в орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 г. N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" (с изменениями внесенными приказом от 22 июня 2015 г. N 388) кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 4, 5, 9, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (в редакции постановления от 30 июня 2010 года), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования,
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный реестр.
Постановлением администрации Тамбовской области от 11.11.2014 года N 1276 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области", утверждена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Тамбовской области по состоянию на 01.01.2013 года.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Постановление от 11.11.2013 года N 1276 вступило в силу для целей налогообложения с 01.01.2014 года.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу положений частей 2, 3, 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. N 224-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости обращение в комиссию является не обязательным.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с абзацем 3 части 11, частью 13 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 настоящего Кодекса, при условии соблюдения установленного федеральным законом порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, за исключением случая, если такое заявление подано гражданином.
Согласно положениям части 1 и пунктов 1 - 5 части 2 статьи 246 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должно соответствовать требованиям статьи 125 настоящего Кодекса.
Помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагаются:
1) кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
2) нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
3) документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
4) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
5) положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
Представленный суду административным истцом Отчет ООО "СО-Эксперт" N 406/14 от 20 ноября 2014 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2013 года, составленный независимым оценщиком Шнякиной Е.А. - членом НП СРО "РАО ЮФО" в качестве доказательства в подтверждение рыночной стоимости земельных участков подвергнут сомнению, так как не прошел экспертизу СРО "РАО ЮФО" на подтверждение установленной рыночной стоимости.
По административному делу проведена судебная экспертиза на предмет проверки соответствия отчета требования законодательства об оценочной деятельности, подтверждения стоимости земельных участков, установленной оценщиком в Отчете, их действительной рыночной стоимости по состоянию на 01.10.2013 года и определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года в случае ее не соответствия.
Получено заключение судебной экспертизы ООО "Тамбов-Альянс" (эксперт Полтораченко П.П) от 29 января 2016 года N 3кас-16.
Согласно выводам эксперта Отчет ООО "СО-Эксперт" N 406/14 от 20 ноября 2014 года не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Рыночная стоимость земельных участков, установленная оценщиком в Отчете по состоянию на 01.01.2013 года, соответствует их действительной рыночной стоимости и находится в пределах отклонений, предусмотренных абзацем 2 пункта 4 статьи 40 Налогового кодекса РФ.
Судебным экспертом установлена рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2013 года: земельного участка с кадастровым номером *** - *** рублей; с кадастровым номером *** - *** рублей.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Представленный истцом в подтверждении рыночной стоимости земельных участков Отчет ООО "СО-Эксперт" N 406/14 от 20 ноября 2014 года, с датой оценки по состоянию на 01.01.2013 года, составленный независимым оценщиком Шнякиной Е.А. - членом НП СРО "РАО ЮФО", не прошел экспертизу СРО на предмет подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, установленной оценщиком в Отчете, что подтверждается заключением эксперта НП СРО "РАО ЮФО" от 27 ноября 2014 года N 68/2711114/01.
В соответствии положениями абзаца 4 статьи 17.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В ходе проведения судебной экспертизы судебным экспертом установлено несоответствие Отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.
При таких обстоятельствах Отчет ООО "СО-Эксперт" N 406/14 от 20 ноября 2014 года нельзя признать надлежащим доказательством по делу.
Действительная рыночная стоимость земельных участков, установленная экспертом, составляет: с кадастровым номером *** - *** рублей; с кадастровым номером *** - *** рублей.
Разницу между рыночной стоимостью, определенной оценщиком: с кадастровым номером *** - *** рублей, с кадастровым номером *** - *** рублей, и рыночной стоимостью, установленной судебным экспертом, суд признает существенной.
Выводы судебного эксперта об установлении рыночной стоимости земельных участков мотивированы. Проведенные исследования соответствуют требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Заключение эксперта соответствует требованиями статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что рыночная стоимость земельных участков, установленная судебным экспертом, является достоверной.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 23-24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости":
"В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности (статьи 12 и 13 Закона об оценочной деятельности).
Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущено ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
Законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств, вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости (статья 35 ГПК РФ, статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ)".
По данному делу судебным экспертом определена рыночная стоимость земельных участков. Заключение судебного эксперта суд признает надлежащим и достоверным доказательством об определении рыночной стоимости объектов недвижимости.
Каких-либо доказательств, подтверждающих недостоверность рыночной стоимости, установленной судебным экспертом, не имеется.
Административный истец уточнил исковые требования, просил определить рыночную стоимость земельных участков в сумме, установленной судебным экспертом.
С учетом установленных обстоятельства дела и представленных доказательств, у суда имеются основания для установления рыночной стоимости земельных участков с кадастровым номером *** - *** рублей; с кадастровым номером *** - *** рублей.
На момент рассмотрения дела постановлением администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тамбовской области" утверждена государственная кадастровая оценка спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2014 года, постановление от 11.11.2013 года N 1276 признано утратившим силу.
Постановление администрации Тамбовской области от 28.11.2014 года N 1498 для исчисления налогооблагаемой базы в соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ вступило в силу с 01.01.2015 года.
В государственный кадастр недвижимости внесены результаты очередной кадастровой оценки 13 декабря 2014 года по состоянию на 01.01.2014 года.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости":
"дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности)".
Согласно пункту 16 постановления Пленума: "необходимо учитывать, что в случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному объекту недвижимости, заявитель не вправе изменить требования в порядке части 1 статьи 39 ГПК РФ, части 1 статьи 46 КАС РФ и оспорить результаты очередной кадастровой оценки.
В таком случае заявитель вправе обратиться в суд с самостоятельным требованием при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это установлено законом, и представления соответствующих доказательств".
С учетом указанных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации заявленный истцом административный иск подлежит рассмотрению судом по существу.
Имеются законные основания для установления кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной по состоянию на 01.01.2013 года, несмотря на утверждение и внесение в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки земельного участка, так как административный истец обратился в суд с заявлением 1 декабря 2014 года. Следовательно, имеет права на перерасчет налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Суд признает права административного истца нарушенными несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Нарушенные права могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельного участка равной рыночной.
Согласно частям первой, второй, третьей, пятой, шестой статьи 24.20 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.
В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Федеральным законом на ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" возложены функции по государственной кадастровой оценке, в части включения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Органом кадастрового учета на территории Тамбовской области является ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области.
Указанные полномочия переданы Кадастровой палате на основании пункта 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 года N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета, пункта 1 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 1 Положения О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2010 г. N 878, от 06.04.2011 г. N 246, от 03.11.2011 г. N 904, от 14.09.2012 г. N 924) Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим также функции по государственной кадастровой оценке.
Следовательно, Управление Росреестра по Тамбовской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тамбовской области являются надлежащими ответчиками по делу.
Таким образом, судом установлено и подтверждается доказательствами, что имеются законные основания для установления кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием производственного корпуса литер А, склада литер В, проходной литер Г, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рублей по состоянию на 01 января 2013 года;
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием гаража литер Б, под зданием подстанции литер К, зданием производственного склада литер Ж, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Данные сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости Тамбовским филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Истец обратился в суд с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013 года 1 декабря 2014 года, что подтверждается штампом суда на исковом заявлении.
Период действия установленной судом кадастровой стоимости с 1 января 2014 года до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
С учетом того, что главой 25 КАС РФ не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, заинтересованным лицом, административным ответчиком, разрешается в соответствии с правилами главы 10 КАС РФ.
Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против административного ответчика, не имеющего противоположных с административным истцом юридических интересов.
По данному делу административным истцом в судебном порядке реализовано право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.
Административными ответчиками ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости) не оспаривается право административного истца на установление кадастровой стоимости равной рыночной.
При таких обстоятельствах судебные расходы по данному делу по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей и судебных расходов по проведению экспертизы в сумме *** рублей относятся на административного истца.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Чихмана ФИО11, поданное 01 декабря 2014 года, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием производственного корпуса литер А, склада литер В, проходной литер Г, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием гаража литер Б, под зданием подстанции литер К, зданием производственного склада литер Ж, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Период действия установленной кадастровой стоимости земельных участков с *** до внесения в государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки.
Решение суда является основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости:
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием производственного корпуса литер А, склада литер В, проходной литер Г, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рублей по состоянию на 01 января 2013 года;
- земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: - под зданием гаража литер Б, под зданием подстанции литер К, зданием производственного склада литер Ж, общей площадью *** кв. м, расположенного по адресу: ***, равной рыночной *** ( ***) рублей по состоянию на 01 января 2013 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Л.Э. Мороз
Решение суда в окончательной форме принято 18 апреля 2016 года.
Судья: Л.Э. Мороз
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.