Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ковешниковой Е.А.,
судей: Андриановой И.В., Архиповой М.В.,
при секретаре Нишуковой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 апреля 2016 года апелляционную жалобу УМВД России по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 января 2016 года
по гражданскому делу по иску Виноградова Н.Д. к УМВД России по Тамбовской области о признании права на ежемесячную денежную компенсацию.
Заслушав доклад судьи Андриановой И.В., апелляционная инстанция
установила:
Виноградов Н.Д. обратился в суд с иском к УМВД России по Тамбовской области о пожизненной выплате ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с момента возникновения права на неё, то есть с 01.01.2015 г., с учетом увеличений и индексации.
В обоснование указал, что его сын В. Н.Н., лейтенант милиции, проходивший службу в органах внутренних дел в г. ***, в конце декабря *** года был отправлен в служебную командировку на станцию ***, где *** г., участвуя в боевых действиях, погиб.
С 01.01.2015 г. вступили в действие изменения, внесённые Федеральным законом от 04.06.2014 г. N 144 в статью 12 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В пункте 1.1 статьи 12, в частности, указано, что в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим сотрудником по состоянию на день его гибели, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части довольствия денежное довольствие погибшего сотрудника делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего сотрудника.
Следовательно, он как отец сотрудника, погибшего при исполнении служебных обязанностей, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, в связи с чем обратился к ответчику с заявлением о назначении такой выплаты. Однако до настоящего времени ответа не получил.
Впоследствии уточняя исковые требования, сослался на Постановление Правительства РФ от 02.12.2015 г. N 1306 "Об осуществлении выплат ежемесячной денежной компенсации", которое также предусматривает его право на ежемесячную денежную компенсацию и распространяется на правоотношения, возникшие после 01.01.2015 г.; и на решение суда по другому гражданскому делу от 30.03.2015 г., которым установлено, что перерасчет пенсии является обязанностью государственного органа, производящего выплату пенсии, и не требует специального обращения пенсионера.
Просил суд признать за ним право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, обязать УМВД России по Тамбовской области произвести расчет компенсации за период с 01.01.2015 г. по 31.01.2016 г. с учетом инфляции и выплатить образовавшуюся задолженность, и обязать ответчика пожизненно выплачивать ему данную компенсацию, начиная с 01.02.2016 г.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 января 2016 года исковые требования удовлетворены и постановлено:
признать за Виноградовым Н.Д. право на получение ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Правительства РФ от 02.12.2015 г. N 1306 "Об осуществлении выплат ежемесячной денежной компенсации" с 01.01.2015 г.;
обязать УМВД России по Тамбовской области произвести Виноградову Н.Д. расчет ежемесячной денежной компенсации за период с 01.01.2015 г. по 31.01.2016 г. с учетом инфляции и выплатить последнему образовавшуюся задолженность за названный период;
обязать УМВД России по Тамбовской области, начиная с 01.02.2016 г., выплачивать Виноградову Н.Д. ежемесячную денежную компенсацию, установленную частью 1.1 ст. 12 Федерального закона от 19.07.2011г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015г. N 1306 "Об осуществлении выплат ежемесячной денежной компенсации";
взыскать с УМВД России по Тамбовской области в доход бюджета муниципального образования городской округ - город Тамбов государственную пошлину в сумме 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель УМВД России по Тамбовской области по доверенности Крамской В.В. просит отменить постановленное решение и указывает, что ответ УМВД России по Тамбовской области от 15.10.2015 N *** нельзя признать нарушающим права Виноградова Н.Д., поскольку его обращение имело место 07.09.2015 г., то есть, до определения Правительством Российской Федерации порядка установления и выплаты ежемесячной денежной компенсации принятым Постановлением от 02.12.2015 г. N 1306. Поскольку обращение было преждевременно, и к нему не были приложены необходимые документы, перечень которых установлен вышеназванным постановлением, то автор жалобы полагает, что Виноградовым Н.Д. не был соблюдён заявительный порядок назначения выплаты, предусмотренный пунктом 4 Правил осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Считает необоснованным возложение на УМВД России по Тамбовской области обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации и её расчету, поскольку пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 N 1306, предусмотрено, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается по последнему месту прохождения службы сотрудника, в данном случае - ДВ УВДТ в г. ***. Указание на назначение компенсации именно в органе внутренних дел РФ, являвшемся последним местом прохождения службы сотрудника, неслучайно, поскольку для расчета компенсации требуется установление всех лиц, находившихся на иждивении погибшего сотрудника, определение их совокупного дохода, выяснение состава лиц, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации.
В возражениях на апелляционную жалобу Виноградов Н.Д. указал, что, узнав о предстоящем вступлении в силу внесенного в закон изменения и о готовящемся проекте постановления Правительства РФ, он обратился за соответствующими разъяснениями в ЛОВД на станции " ***". Там ему было предложено обратиться в ОПО МВД России, где он получает пенсию по потере кормильца. 07.09.2015 г. он туда обратился, указав всех членов семьи, получающих социальные услуги от МВД России в г. *** края и в Тамбовской области (г. ***). Но 15.10.2015 г. получил отказ ввиду отсутствия самого постановления Правительства РФ.
Соглашается с тем, что обращение за компенсацией носит заявительный характер, и, как ему стало известно, матери его сына была выплачена ежемесячная денежная компенсация по последнему месту прохождения службы сына - в УВД на транспорте в Краевом УВД ОПО г. ***.
02.03.2016 г. он был приглашён в ЛО МВД России на станции " ***", где ему предложили написать по поводу назначения ЕДК обращение на имя начальника УТ МВД России по ЦФО генерал-майора полиции Ш. В.А.
Просит оставить решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 января 2016 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, поддержанной представителем УМВД России по Тамбовской области по доверенности Крамским В.В., выслушав истца Виноградова Н.Д., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при разрешении данного спора.
Судом установлено, что ранее вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 28.01.2013 г. на УМВД России по Тамбовской области была возложена обязанность произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца Виноградову Н.Д. на 100 процентов размера пенсии с 27 сентября 2004 года по 31 января 2013 года и выплатить последнему образовавшуюся задолженность за названный период, а также обязать УМВД России по Тамбовской области выплачивать Виноградову Н.Д. пенсию по случаю потери кормильца с учетом её увеличения на 100 процентов размера пенсии с 01.02. 2013 года.
Указанным решением установлено, что истец Виноградов Н.Д. приходится отцом погибшего Героя России В. Н.Н., и ему назначена пенсия по случаю потери кормильца с 27 сентября 2004 года.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 30.03.2015 г. установлено, что В. Н.Н. - сын истца, погиб *** г. при исполнении обязанностей военной службы в ***. Указом президента РФ N *** от *** г. В. Н.Н. было присвоено звание героя Российской Федерации посмертно.
Таким образом, Виноградов Н.Д. является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 от 12.01.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", в том числе, ему выплачивается надбавка, предусмотренная пп. "а" статьи 45 данного закона, и он имеет соответствующие удостоверения от 01.12.2004 г. и 25.10.2004 г.
С 01.01.2015 г. вступили в действие изменения, внесённые Федеральным законом от 04.06.2014 г. N 144-ФЗ в статью 12 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп. от 01.01.2015 г.)
в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, лицам, указанным в части 1.2 настоящей статьи, ежемесячно выплачивается денежная компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца. Для определения указанной части денежного довольствия денежное довольствие погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, делится на количество лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника или умершего гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел.
Узнав о внесенных в закон изменениях, Виноградов Н.Д. 07.09.2015 г. обратился в УМВД России по Тамбовской области с заявлением о признании права на получение ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной законом (л.д.38-39).
Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Тамбовской области рассмотрел заявление Виноградова Н.Д. 15.10.2015 г., и оставил его без удовлетворения со ссылкой на то, что Федеральным закона РФ от 04.06.2014 г. N 144-ФЗ установлено, что условия и порядок осуществления выплаты предусмотренной законом денежной компенсации определяются Правительством РФ, а проект постановления Правительства находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти (л.д.40).
26.11.2015 г. Виноградов Н.Д. обратился с иском в суд.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 г. N 1306 утверждены Правила осуществления выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 3 указанных Правил назначение ежемесячной денежной компенсации осуществляется по последнему месту прохождения службы сотрудника или гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, Федеральной миграционной службе соответственно.
Принимая во внимание, что последним местом прохождения службы В. Н.Н. (сына истца) являлось ДВУВДТ г. ***, судебная коллегия считает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы о необоснованном предъявлении Виноградовым Н.Д. исковых требований к УМВД России по Тамбовской области.
Прямое указание в законе на назначение данной денежной компенсации именно в органе внутренних дел РФ, являвшемся последним местом прохождения службы сотрудника, свидетельствует об императивном характере данной нормы.
Из содержания пункта 1.1 статьи 12 закона следует, что для расчета компенсации соответствующему органу необходимо исходить из количества лиц, имеющих право на получение указанной ежемесячной денежной компенсации, а также погибшего (умершего) сотрудника.
Виноградовым Н.Д. не оспаривается, что помимо него на данную денежную компенсацию имеют право мать погибшего В. Н.Н. П. З.Н., его супруга В. О.Е. и дочь А.Н. А.Н., проживающие в г. ***.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о возможности назначения ежемесячной денежной компенсации по месту жительства истца является ошибочным.
Осуществление выплаты пенсии по потере кормильца по месту жительства истца (УМВД России по Тамбовской области), не свидетельствует о возможности назначения выплаты ежемесячной компенсации также по месту жительства истца, поскольку законом прямо предусмотрен иной порядок данной выплаты.
Ежемесячная денежная компенсация и пенсия по случаю потери кормильца носят разный социально-правовой характер и не могут быть уравнены, в том числе при определении порядка назначения и выплаты.
С учётом изложенного, решение суда подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права с принятием по делу нового решения - об отказе Виноградову Н.Д. в иске.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 18 января 2016 года отменить. Принять по делу новое решение.
Виноградову Н.Д. в иске к УМВД России по Тамбовской области о признании права на ежемесячную денежную компенсацию отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.