Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Нижегородцевой И.Л. и Пятовой Н.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Игнатьевым С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя Степановой И.А. - по доверенности Головановой А.В.
на решение Сормовского районного суда г. Н. Новгорода от 23 декабря 2015 года
гражданское дело по иску Маснина А. А. к Степановой И. А. о признании супружеской доли в наследственном имуществе отсутствующей и перераспределении долей в наследственном имуществе,
и, заслушав доклад судьи Пятовой Н.Л., выслушав пояснения Маснина А.А. и представителя Степановой И.А. - по доверенности Головановой А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Маснин А.А. обратился в суд с иском к Степановой И.А. о признании ее супружеской доли в наследственном имуществе Маснина А.В., умершего 26.03.2015 г., отсутствующей и перераспределении долей в наследственном имуществе Маснина А.В., состоящем из квартиры по адресу: "адрес" и денежных средств на счете банковской карты N в банке "данные изъяты", по 1/3 доле за каждым наследником. В обоснование иска указано, что истец является сыном и наследником Маснина А.В., другими наследниками являются ответчик - супруга умершего, и Маснина Н.А., дочь умершего. На момент открытия наследства в состав наследственного имущества вошла указанная квартира и денежные средства на банковском счете в размере "данные изъяты". Указанную квартиру наследодатель приобрел 13.03.2015 г. на денежные средства, полученные от продажи квартиры по адресу: "адрес", принадлежавшей ему на основании договора приватизации. Оставшиеся от продажи квартиры денежные средства были размещены наследодателем на банковском счете. По обращению ответчика нотариусом была выделена последней супружеская доля в наследственном имуществе, между тем ответчик права на указанную долю не имеет, поскольку последние годы не проживала с умершим и не вела с ним совместного хозяйства.
Решением суда от 23 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены частично - признана отсутствующей супружеская доля Степановой И. А. в праве собственности на наследственное имущество Маснина А. В., умершего 26.03.2015 г., а именно на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", и на денежные средства, находившиеся на счете по банковской карте N в банке "данные изъяты" со Степановой И. А. в пользу Маснина А. А. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, поступившие относительно нее возражения, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом всех имеющих значение для дела обстоятельств и правильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное (ч. 1 ст. 1110 ГК РФ).
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ч. 1 ст. 1112 ГК РФ).
Согласно ст. 1150 ГК РФ, принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
По разъяснениям, данным в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", следует, что в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество, а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное. При этом переживший супруг вправе подать заявление об отсутствии его доли в имуществе, приобретенном во время брака. В этом случае все это имущество входит в состав наследства.
В силу положений действующего законодательства (статья 34 Семейного кодекса Российской Федерации, статья 256 Гражданского кодекса Российской Федерации) право собственности одного из супругов на долю в имуществе, нажитом во время брака, не прекращается после смерти другого супруга.
Как следует из материалов дела, Степанова И.А. и Маснин А.В. с 1994 года состояли в браке.
26.03.2015 г. Маснин А.В. умер.
После смерти Маснина А.В. открылось наследство, состоящее из квартиры по адресу: "адрес" и доли в праве собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома, а также денежных средств на счете банковской карты N в банке "данные изъяты" в размере "данные изъяты".
Завещания умершим не оставлено, завещательного распоряжения в банке в отношении денежных средств не оформлено.
Все наследники первой очереди - супруга Степанова И.А., дочь Маснина Н.А. и сын Маснин А.А. - в установленный законом срок обратились к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство, Степанова И.А. также обратилась с заявлением о выделе из наследственного имущества ее доли как пережившей супруги.
Как следует из материалов дела, умерший Маснин А.В. с 1982 г. до дня своей смерти был зарегистрирован по месту жительства в квартире площадью 59,9 кв.м по адресу: "адрес"
По договору о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность от 20.02.2015г., заключенному между администрацией г. Нижнего Новгорода и Масниным А.В., указанная квартира была передана последнему в единоличную собственность. Право собственности Маснина А.В. на данную квартиру было зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ.
По договору купли-продажи от 12.03.2015г. Маснин А.В. продал указанную квартиру за "данные изъяты", из которых "данные изъяты" были выплачены ему при подписании договора купли-продажи, "данные изъяты" должны были быть выплачены в течение 30 банковских дней после получения свидетельства о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Маснин А.В. приобрел в собственность у Сергеева И.А. квартиру площадью 46,8 кв.м по адресу: "адрес" и долю в праве собственности на общее имущество многоквартирного жилого дома за "данные изъяты", которые уплачены продавцу при подписании договора.
В этот же день, 13.03.2015г., на счет банковской карты N в банке "данные изъяты", открытый на имя Маснина А.В., поступила денежная сумма "данные изъяты".
Разрешая заявленные требования, руководствуясь ст. ст. 1111, 1150 ГК РФ, 36 СК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что квартира, составляющая наследственное имущество, была приобретена Масниным А.В. на средства, полученные от приватизации и последующей продажи принадлежавшей ему квартиры, расположенной по адресу: "адрес", а денежные средства, имевшиеся на счете, являлись разницей между стоимостью проданной и купленной квартир, в связи с чем, также являлись личной собственностью Маснина А.В. При этом, судом принято во внимание, что сделки и пополнение счета были совершены в один день.
Доводы апелляционной жалобы о том, что фактически квартира по адресу: "адрес" была приобретена не за "данные изъяты", а за "данные изъяты", в связи с чем является совместной собственностью, отклоняются за необоснованностью.
Как правильно указал суд первой инстанции, допустимых и достоверных доказательств иной стоимости квартиры стороной ответчика представлено не было, а представленные расписки таковыми доказательствами не являются.
Доводы жалобы об оплате коммунальных платежей за спорную квартиру, установке новых дверей в квартире, не принимаются во внимание, поскольку данные обстоятельства не свидетельствуют о правовом режиме собственности, а лишь указывают на принятие наследником имущества и совершение действий по его сохранению.
Также судом обоснованно отклонены доводы относительно вклада и имевшейся на ней сумме на день открытия наследства. Как установлено судом, денежные средства на вклад были зачислены в день совершения Масниным А.В. сделки по продаже квартиры, являвшейся его личной собственностью. Доводы ответчика, о том, что имевшаяся сумма была супругами накоплена в период брака, противоречат установленным судом обстоятельствам по делу.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда, о том, что спорная квартира, и денежные средства, о праве на которые возник спор, не может являться имуществом, нажитым супругами в период брака, в связи с чем, обоснованно признал отсутствующей супружескую долю Степановой И.А. в праве собственности на наследственное имущество.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится.
В силу изложенного выше, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения, оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сормовского районного суда г. Н. Новгорода от 23 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Степановой И.А. - по доверенности Головановой А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.