судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Крайневой Н.А., Серова Д.В.,
при секретаре Брёховой Е.В.,
с участием прокурора Усова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.,
гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики Нижегородской области
на решение Саровского городского суда Нижегородской области от 26 января 2016 года
по иску прокурора ЗАТО г.Саров Нижегородской области в интересах Кужель М.П. к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГКУ Нижегородской области "Управление социальной защиты населения г.Саров" о признании права на присвоение звания "Ветеран труда",
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г.Саров Нижегородской области, действующий в интересах Кужель М.П., обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Нижегородской области, ГКУ Нижегородской области "Управление социальной защиты населения г.Саров" о признании права на присвоение звания "Ветеран труда", указав, что по обращению истца проведена проверка, которой установлено, что решением Саровского городского суда Нижегородской области от 31 октября 2014 года требования прокурора в интересах истца были удовлетворены, на ГКУ УСЗН г.Саров возложена обязанность включить истца в список граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", и направить данный список в комиссию по присвоению данного звания на территории " ... " области. Решение суда вступило в законную силу и исполнено. Однако, письмом от 15 января 2015 года Министерство социальной политики Нижегородской области со ссылкой на протокол заседания комиссии от 30 декабря 2014 года сообщило об отказе в присвоении истицу данного звания, поскольку знак отличия в труде "" ... "", решение о награждении которым принято Государственной корпорацией по атомной энергетике "" ... "", не может являться основанием для присвоения такого звания. Прокурор считает, что поскольку истец на момент обращения с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда" имел необходимый трудовой стаж и награжден ведомственным знаком отличия в труде, он имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 26 января 2016 года иск удовлетворен. Постановлено признать право Кужель М.П. на присвоение звания "Ветеран труда".
В апелляционной жалобе Министерством социальной политики Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права.
В суде апелляционной инстанции прокурор просил решение суда оставить без изменения.
Стороны, третье лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили.
Учитывая положения ст.167, 327 ГПК РФ, ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку имеются сведения их надлежащего извещения в соответствии с нормами главы 10 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании положений ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором на основании обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
В соответствии с ч.2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п."ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Федеральный закон от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" регулируя правовой статус ветеранов труда, относит к ним, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (подпункт 2 пункта 1 статьи 7), устанавливает, что меры социальной поддержки ветеранам труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами (пункт 2 статьи 10, статья 22), предоставляет субъектам Российской Федерации право определять порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" (пункт 4 статьи 7).
На основании п.2 ч.1, ч.2.1 ст.3 Закона Нижегородской области от 29.11.2004 г. N 133-З "О мерах социальной поддержки ветеранов" к ветеранам труда, имеющим право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, относятся лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются Правительством Нижегородской области.
Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории " ... " области, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 г. N 203 создана комиссия по присвоению звания "Ветеран труда" на территории " ... " области. При этом истцом, ответчиком и третьим лицом в суде по вопросам, связанным с исполнением решений комиссии, является министерство социальной политики Нижегородской области (п.8 Положения).
На основании п.1 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства на территории " ... " области.
Согласно пп."а" п.2 указанного Положения звание "Ветеран труда" присваивается, в том числе лицам, награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж для назначения пенсии по старости или за выслугу лет не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин, исчисленный в календарном порядке.
Пунктами 3, 7 Положения предусмотрено, что лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", подают документы через государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" по месту жительства заявителя, а государственное казенное учреждение Нижегородской области "Управление социальной защиты населения" направляют в комиссию по присвоению звания "Ветеран труда" на территории " ... " области списки граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", с заверенными копиями документов, подтверждающих основания для присвоения звания "Ветеран труда".
В силу пп."а" п.4 Положения лица, указанные в пп."а" п.2 Положения, представляют документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде по решению органов государственной власти СССР, РСФСР, а также от их имени, либо федеральных органов государственной власти Российской Федерации.
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что комиссия в срок не позднее 10 рабочих дней рассматривает документы граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", и принимает решение о подготовке проекта распоряжения Губернатора " ... " области о присвоении звания "Ветеран труда" по каждому рассмотренному заявлению либо, в случае несоответствия представленных документов на присвоение звания "Ветеран труда" действующему законодательству, в том числе несоблюдения условий, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящего Положения, об отказе в присвоении звания "Ветеран труда".
По поручению комиссии министерство социальной политики Нижегородской области готовит письменное уведомление гражданину об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", которое в срок не позднее 10 рабочих дней после принятия соответствующего решения направляется заявителю, а копия - государственному казенному учреждению Нижегородской области "Управление социальной защиты населения".
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кужель М.П. является гражданином " ... ", имеет регистрацию по месту жительства на территории " ... " области. Приказом Государственной корпорации по атомной энергии "" ... "" от 16 сентября 2008 года N 797\к награжден знаком отличия в труде "" ... "". Общий трудовой стаж составляет более 31 года.
Решением Саровского городского суда Нижегородской области от 31 октября 2014 года требования прокурора в интересах истца были удовлетворены, на ГКУ УСЗН г.Саров возложена обязанность включить истца в список граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", и направить данный список в комиссию по присвоению данного звания на территории " ... " области. Решение суда вступило в законную силу и исполнено.
Письмом от 15 января 2015 года Министерство социальной политики Нижегородской области со ссылкой на протокол заседания комиссии от 30 декабря 2014 года сообщило об отказе в присвоении истицу данного звания, поскольку знак отличия в труде "" ... "", решение о награждении которым принято Государственной корпорацией по атомной энергетике "" ... "", не может являться основанием для присвоения такого звания
Данный отказ послужил основанием обращения прокурора в суд с настоящим иском.
Однако, при решении вопроса о наличии оснований для присвоения истцу звания "Ветеран труда" ответчиками не учтено, что согласно пп.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации N 314 от 09.03.2004 года "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Федеральное агентство по " ... " являлось федеральным органом исполнительной власти.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2008 N 369 "О мерах по созданию Государственной корпорации по атомной энергии "" ... "" Федеральное агентство по " ... " упразднено.
Согласно ст.20 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" государственное управление использованием " ... " осуществляют федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии "" ... "".
Согласно ч.6 ст.6 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "" ... "" (в действующей редакции) со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по " ... " корпорации передаются в том же объеме и на тех же условиях права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика, предусмотренные государственным оборонным заказом, федеральными целевыми программами, межгосударственными программами, федеральной адресной инвестиционной программой, государственным заказчиком по которым определено Федеральное агентство по " ... ", а также полномочия по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, права награждать ведомственными знаками отличия в труде работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования " ... ".
Согласно п.4.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории " ... " области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.06.2006 N 203, при присвоении звания "Ветеран труда" не учитываются награды, решение о награждении которыми принято коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных и Всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, патенты или авторские свидетельства, дипломы и иные поощрения, свидетельствующие о квалификации работника, подтверждающие ученое, спортивное звание или степень, за участие или победу в конкурсах, выставках, спортивных и иных соревнованиях.
Вместе с тем, Госкорпорации "" ... "" были переданы функции упраздненного Федерального агентства по " ... " и, соответственно, право учреждать знаки отличия и награждать ими работников корпорации, организаций корпорации и иных организаций, осуществляющих деятельность в области использования " ... ".
Приказом Федерального агентства по " ... " от 06.04.2005 N 174 учрежден знак отличия в труде "" ... "" и Положение о данном знаке отличия, в соответствии с которым награждение этим знаком отличия в труде производится приказом руководителя агентства по согласованию с ЦК " ... ".
Таким образом, до образования Госкорпорации "" ... "" знаком "" ... "" награждало Федеральное агентство по " ... ", данный знак признавался ведомственным наградой и являлся основанием для присвоения награжденному лицу звания "Ветеран труда".
Государственной корпорацией по атомной энергии "" ... "" принято Положение о ведомственном знаке отличия в труде "" ... "" от 03 июня 2014 года N 1\18-НПА (зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2014 г. N 33843). Ранее Государственной корпорацией по атомной энергии "" ... "" были приняты Положения о знаке отличия в труде "" ... "" (приказ от 29.02.2012 N 1/165-П, приказ от 03.06.2014 N 1/18-НПА).
Из системного толкования приведенных положений законодательства следует, что с 20 марта 2008 года - даты упразднения Федерального агентства по " ... " - Государственная корпорация по атомной энергии "" ... "" являлась уполномоченным органом управления за использованием " ... ", наделенным полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное управление использованием " ... " в соответствии с главой IV Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, а также нормативно-правовое регулирование в области использования " ... ", равнозначной в своих правах и функциях с федеральными органами государственной власти Российской Федерации, следовательно, знак отличия в труде "" ... "" полностью соответствует критериям ведомственной награды, учрежденной органом, имеющим в соответствии с федеральным законодательством полномочия принимать такие решения.
Награждая истца 16 сентября 2008 года знаком отличия в труде, Государственная корпорация по атомной энергии "" ... "" была наделена полномочиями от имени Российской Федерации осуществлять государственное регулирование использованием " ... " в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "" ... "".
При таких обстоятельствах являются обоснованными выводы суда первой инстанции, что знак отличия в труде "" ... "", присвоенный истцу Государственной корпорацией по атомной энергии "" ... "", относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем имеются правовые основания для удовлетворения требований о признании за истцом права на присвоение указанного звания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального права и установленным обстоятельствам дела.
Доводы жалобы о том, что знак отличия в труде "" ... "" не является ведомственным знаком отличия, судебная коллегия отклоняет как необоснованные, поскольку такие доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и сводятся к субъективной оценке заявителя установленных по делу обстоятельств.
Выводы суда первой инстанции мотивированы и доводами апелляционной жалобы не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилуказанное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Саровского городского суда Нижегородской области от 26 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социальной политики Нижегородской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.