Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.,
судей: Пятовой Н.Л. и Нижегородцевой И.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем:
Барской Я.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе заместителя министра Министерства социальной политики Нижегородской области - по доверенности Святненко А.И.
на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 28 декабря 2015 года
гражданское дело по иску Кисиной Е.А., действующей в интересах несовершеннолетней Кисиной А.М., к Министерству социальной политики Нижегородской области, Администрации г. Дзержинска Нижегородской области о предоставлении мер социальной поддержки в виде денежной выплаты на приобретение или строительство жилья,
заслушав доклад судьи областного суда Нижегородцевой И.Л., выслушав объяснения представителя Министерства социальной политики Нижегородской области по доверенности Саулиной К.А., Кисиной Е.И., ее представителя по доверенности Маткиной С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Кисина Е.А., действующая в интересах несовершеннолетней дочери Кисиной А.М., обратилась с указанным иском к ответчикам, мотивируя тем, что с 18.09.2008г. ее дочь Кисина А.М., " ... " 2000 г.р., состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании Закона Нижегородской области от 07.09.2007 г. N123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области", решения комиссии по жилищным вопросам Администрации города Дзержинска Нижегородской области N " ... ". Истец с семьей проживают в коммунальной 3-х комнатной квартире, в которой семья истца, состоящая из трех человек: истца, ее дочери Кисиной А.И. и сына К.В.М., занимают комнату 16,1 кв.м. Дочь истца является инвалидом детства, страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, диагноз: " ... ", " ... ". С учетом вышеизложенного, истец просит обязать надлежащего ответчика предоставить Кисиной Е.А., действующей в интересах несовершеннолетней Кисиной А.М., " ... " 2000 г.р., единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
В судебном заседании истец Кисина Е.А. и ее представитель - по ордеру адвокат Маткина С.В. исковые требования поддержали в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель отдела опеки, попечительства и усыновления администрации г.Дзержинска Нижегородской области - по доверенности Макарова Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представители ответчиков - Министерства социальной политики Нижегородской области, администрации г.Дзержинска Нижегородской области - в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 28 декабря 2015 года
исковые требования Кисиной Е.А., действующей в интересах несовершеннолетней Кисиной А.М., " ... " 2000 г.р., к Министерству социальной политики Нижегородской области удовлетворены.
А именно, постановлено обязать Министерство социальной политики Нижегородской области предоставить Кисиной А.М., " ... " 2000 г.р., меру социальной поддержки в форме однократной единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Нижегородской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджета Нижегородской области.
В иске Кисиной Е.А., действующей в интересах несовершеннолетней Кисиной А.М., к Администрации г. Дзержинска Нижегородской области о предоставлении мер социальной поддержки в виде денежной выплаты на приобретение или строительство жилья отказано.
В апелляционной жалобе заместителя министра Министерства социальной политики Нижегородской области - по доверенности Святненко А.И. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу Кисина Е.А. просит оставить решение суда без изменения, указывая на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, а также поступивших относительно нее возражений, заслушав пояснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшегося решения по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1, статья 7, часть 1, статья 18, статья 19, части 1 и 2). В силу части 3 статьи 30 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункту "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к исключительной компетенции законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании части первой статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, федеральный законодатель, действуя в пределах своих конституционных полномочий, установилтакое правовое регулирование обеспечения нуждающихся в жилых помещениях граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, которое гарантирует предоставление им жилых помещений по договорам социального найма.
Ранее подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" было предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Нижегородской области предоставляются по договорам социального найма проживающим на территории Нижегородской области следующим категориям граждан: граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ ( до наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями данной категории граждан).
Согласно статье 2 Закона Нижегородской области от 5 февраля 2013 года N 6-3 "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области подпункт "б" пункта 1 статьи 13 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-3 "О жилищной политике в Нижегородской области" признан утратившим силу.
В Закон Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" данным Законом Нижегородской области от 5 февраля 2013 года N 6-З, вступившим в силу 18 февраля 2013 года, внесены изменения, по которым реализация права граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ, и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 1 января 2005 года на получение социальной поддержки, подлежит осуществлению в форме однократно предоставляемой единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Размер единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Нижегородской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 11.1 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года N123-З "О жилищной политике в Нижегородской области").
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кисина Е.А. является матерью несовершеннолетней Кисиной А.М., " ... " 2000 г.р., являющейся инвалидом детства, страдающей заболеванием, включенным в перечень тяжелых заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, диагноз " ... ", что подтверждается справкой N " ... ", выданной ГБУЗ НО "Дзержинский психоневрологический диспансер".
Истец Кисина Е.А. с несовершеннолетними детьми: сыном К.В.М., " ... " г.р., и дочерью Кисиной А.М., " ... " 2000г.р., состоят на регистрационном учете по месту жительства по адресу: " ... ", что подтверждается выпиской из домовой книги.
Данное жилое помещение является комнатой в коммунальной квартире, представлено истцу и ее детям по договору социального найма жилого помещения N " ... " от 23.04.2007г.
Протоколом заседания Комиссии по жилищным вопросам администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 18.09.2008г. N" ... " за несовершеннолетней Кисиной А.М. признано право на отдельное жилое помещение в соответствии с п.4 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
Постановлением администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 06.10.2008 года N " ... " Кисина А.М. принята на соответствующий учет по указанному основанию.
Кроме того, постановлением администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 13.10.2014г. N" ... " Кисина А.М. признана малоимущей.
В соответствии с частью 1 статьи 11.1 Закона N 123-З право на однократное получение единовременной выплаты на приобретение или строительства жилья имеют граждане при одновременном наличии трех условий:
- тяжелая форма хронического заболевания, включенного в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2008г. N 378;
- проживание в квартире, занятой несколькими семьями, при условии отсутствия иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности;
- постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года.
Сведения об условиях проживания истца и ее дочери, имеющиеся в материалах данного дела, по мнению заявителя апелляционной жалобы, не подтверждают факта проживания нескольких семей в занимаемом жилом помещении.
Как указано в апелляционной жалобе, согласно выписке из домовой книги от 16.09.2015г. в квартире по адресу: " ... "
зарегистрированы и проживают кроме истца, несовершеннолетний сын К.В.М. и несовершеннолетняя дочь Кисина А.М., страдающая тяжелой формой хронического заболевания. Все проживающее в квартире граждане являются близкими родственниками и относятся к членам одной семьи. Иные лица в квартире не зарегистрированы и, доказательств того, что указанная квартира занята несколькими семьями, ведущими по отношению к друг другу отдельное хозяйство, не представлено.
Вместе с тем, отвергая за необоснованностью вышеуказанные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что Кисиной Е.А. не представлены документы, подтверждающие соответствие ее дочери вышеуказанным условиям предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, судебная коллегия отмечает, что принимая решение о нуждаемости несовершеннолетней Кисиной А.М. в улучшении жилищных условий Комиссия по жилищным вопросам администрации г.Дзержинска от 18.09.2008г. протокол N" ... " (постановление администрации от 06.10.2008г. N" ... ") исходила из того, что квартира является коммунальной и в ней проживает несколько семей. Так, из материалов дела видно, что квартира состоит из трех комнат: в комнате площадью 16,1 кв. м проживает истец с двумя детьми по договору социального найма, в комнате N3 площадью 20,8 кв.м проживает М.С.А. (находится в собственности), а в другой комнате проживает Ш.Е.Б., которая также принадлежит ей на праве собственности, в подтверждение чего к возражениям на апелляционную жалобу приложены соответствующие свидетельства о государственной регистрации прав.
Кроме того, согласно правовой позиции, занятой Министерством социальной политики Нижегородской области, которая аналогична доводам апелляционной жалобы, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 13 Закона N 123-З от 07.09.2007г. N 123-З "О жилищной политики в Нижегородской области" в первоначальной редакции было предусмотрено предоставление жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области нуждающимся гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, однако, Законом Нижегородской области от 05.02.2013г. N 6-З "О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области" данное положение признано утратившим силу. Действующим законодательством орган, уполномоченный осуществлять обеспечение граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, единовременной денежной выплаты, не определен. В настоящее время порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения Правительством Нижегородской области не определен, в связи с чем обязанность органов местного самоуправления представлять в Министерство списки граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на получение указанной выплаты, нормативно не установлена. Обязанность Министерства по предоставлению гражданам, имеющим тяжелые формы хронических заболеваний, мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты законодательством не закреплена.
Вместе с тем, разрешая заявленные исковые требования, руководствуясь положениями пп.4 п.1 ст.51, пп.3 п.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", перечнем заболеваний, установленным Правительством РФ 16.06.2006г. в соответствии с постановлением N 378 "Об утверждении Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", п.1 ст.11.1 Закона Нижегородской области от 07.09.2007 N123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", положениями Закона Нижегородской области N 68-З от 07.07.2006г. "О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Нижегородской области", суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что несовершеннолетняя Кисина А.М. имеет право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
При этом, отклоняя довод представителя ответчика Министерства социальной политики Нижегородской области об обязанности предоставления указанной денежной выплаты органом местного самоуправления, суд первой инстанции, установив, что в 2014г. и в 2015г. субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий в области жилищных отношений по обеспечению выплатой Кисиной А.М., как гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, вставшего на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после 01.01.2005г., в городской бюджет не предоставлялись, исходил из того, что доказательства передачи указанных полномочий органам местного самоуправления, равно как и доказательств финансового обеспечения указанных полномочий Министерством социальной политики Нижегородской области суду не представлены.
Так, на основании ст.6 Закона Нижегородской области N 68-З от 07.07.2006г. предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области на основании распоряжения Правительства Нижегородской области, которое доводится до сведения гражданина - получателя меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
К расходным обязательствам Нижегородской области относится обеспечение жильем в форме единовременной денежной выплаты тех граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, которые одновременно: являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения; проживают в квартире, занятой несколькими семьями; не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; встали на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01.01.2005г.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 07.12.2007г. N460 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области", уполномоченным органом исполнительной власти Нижегородской области по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области является Министерство социальной политики Нижегородской области.
Кроме того, в соответствии с п.2.18. Положения о министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009г. N148, к задачам министерства относится выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Министерство социальной политики Нижегородской области является главным распорядителем средств областного бюджета по ведомственной принадлежности, что подтверждается Приложением N11 к Закону "Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов".
В соответствии с п.1 ст.3 Закона Нижегородской области N 68-З от 07.07.2006 г. формирование списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, по муниципальным районам и городским округам Нижегородской области осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
В силу ст.6 Закона Нижегородской области от 16.11.2005г. N179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" для обеспечения гласности и объективности принятия решений о принятии на учет и предоставлении жилых помещений по договору социального найма при органе, осуществляющем принятие на учет, создается комиссия по жилищным вопросам.
На основании п.1 ст.7 Закона Нижегородской области N179-З решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) выдает или направляет гражданину, подавшему заявление, документ, подтверждающий принятие такого решения.
Рассматриваемые правоотношения отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств регионального бюджета.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы о несогласии с приведенными выше выводами суда первой инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку изложенное было предметом проверки при разрешении спора судом первой инстанции и эти доводы обоснованно отвергнуты по мотивам, подробно изложенным в решении, оснований сомневаться в обоснованности выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доказательств, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов жалобы в этой части в деле не имеется и заявителем в соответствии со ст.56 ГПК не предоставлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 28 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя министра Министерства социальной политики Нижегородской области - по доверенности Святненко А.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.