Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего Лысенина Н.П.,
судей Агеева О.В., Алексеевой Г.И.,
при секретаре Плотникове Д.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Соколовой Е.Н. к Управлению Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике о признании незаконным и отмене пункта 4 заключения служебной проверки Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике от 22.07.2015г., поступившее по апелляционной жалобе истицы Соколовой Е.Н. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Агеева О.В., судебная коллегия
установила:
СоколоваЕ.Н. обратилась в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике (УФМС России по Чувашской Республике) о признании незаконным и отмене пункта 4 заключения служебной проверки Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике от 22 июля 2015года. Требования истицей мотивированы тем, что с 19 июля 2011 года она работала у ответчика бухгалтером отделения ресурсного обеспечения отдела финансового и ресурсного обеспечения УФМС России по Чувашской Республике, 14 июня 2014 года переведена на должность бухгалтера отдела финансового обеспечения УФМС России по Чувашской Республике. На основании приказа N от 5 мая 2014 года назначена временно исполняющей обязанности начальника отдела-главного бухгалтера отдела финансового обеспечения. Приказом УФМС России по Чувашской Республике от 22 июня 2015 года N назначена служебная проверка по фактам, изложенным в докладной записке "ФИО3" (временно исполняющей обязанности начальника отдела кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции) от 18 июня 2015 года, по результатам проверки факты, изложенные в докладной записке, признаны подтвердившимися. Считала, что при проведении проверки не установлена ее вина в выявленном нарушении -несвоевременной выплате "ФИО1" при увольнении с государственной гражданской службы 2 сентября 2014 года компенсации за неиспользованный отпуск, в заключении не указано, какие должностные обязанности не исполнены или исполнены ненадлежащим образом. Все начисления и выплаты сотрудникам при увольнении, отпусках производятся на основании приказов, подготавливаемых отделом кадрового и правового обеспечения и противодействия коррупции УФМС России по Чувашской Республике, к ведению которого относятся вопросы, связанные с выходом работников в отпуск, количеством использованных и неиспользованных дней отпусков. Приказ об увольнении "ФИО1" со 2 сентября 2014 года N был изготовлен 27 августа 2014 года, его копию истица получила 28 августа 2014 года, в нем указывалось об использовании ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 12 дней. На основании этого приказа было произведено начисление заработной платы. По итогам работы за август 2014 года работниками финансового отдела выявлено отсутствие в начислениях и выплатах "ФИО1" компенсации за неиспользованные дни дополнительного отпуска, которое не было отражено в приказе об увольнении сотрудника. Об этом истица устно сообщила начальнику кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции "ФИО2" Только 19 сентября 2014 года в отдел финансового обеспечения поступил приказ N от 27 августа 2014 года в новой редакции, в котором указано, что отпуск за выслугу лет в количестве 10 календарных дней сотрудником не использован. На основании новой редакции приказа "ФИО1" 19 сентября 2014 года была начислена компенсация, 23 сентября 2014 года -перечислена на счет. Считала, что нарушение срока выплаты компенсации "ФИО1" не может быть вменено ей в вину, так как произошло из-за ошибок работников отдела кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции.
В последующем истица дополнила основание иска, полагая заключение незаконным также по тем основаниям, что трудовой договор от 19 июля 2011 года N, на основании которого она работала у ответчика в период предъявленного ей нарушения (август-сентябрь 2014 года), был прекращен 19 декабря 2014 года, проведение ответчиком служебной проверки после прекращения трудового договора по фактам, имевшим место в течение действия трудового договора, является незаконным.
Истица просила признать незаконным и отменить п.4 заключения служебной проверки УФМС России по Чувашской Республике от 22 июля 2015 года по фактам, изложенным в докладной записке Л.А.Ивановой, временно исполняющей обязанности начальника отдела кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции УФМС России по Чувашской Республике, от 18 июня 2015 года, в котором указано, что за нарушение требований ст.140 ТК РФ и п.5 ст.36 Федерального закона от 27 июля 2004года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", выразившееся в несвоевременной выплате федерального государственному гражданскому служащему, уволенному с государственной гражданской службы Российской Федерации, компенсации за неиспользованный отпуск начальник отдела - главный бухгалтер отдела финансового обеспечения УФМС по Чувашской Республике СоколоваЕ.Н. заслуживает привлечения к ответственности, однако, принимая во внимание, что в соответствии с п.5 ст.58 Федерального закона от 27 июля 2004года N79-ОФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срок наложения дисциплинарного взыскания истек, строго указать на недопущение впредь подобных нарушений.
В судебном заседании истица СоколоваЕ.Н. и ее представитель ИвановаБ.С. требование поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика РуссановаО.П. исковые требования не признала, полагая их необоснованными.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 ноября 2015 года истице отказано в удовлетворении требований.
Указанное решение суда от 26 ноября 2015 года обжаловано истицей Соколовой Е.Н. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности ввиду неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица СоколоваЕ.Н. и ее представитель Иванова Б.С. просили удовлетворить апелляционную жалобу.
Представители ответчика РуссановаО.П. и ИвановаЛ.А. в судебном заседании возражали в удовлетворении апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело и проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что СоколоваЕ.Н. обязана была осуществлять контроль за правильным и своевременным начислением заработной платы государственному служащему при увольнении, однако допустила нарушение трудовых прав сотрудника, поэтому выводы заключения служебной проверки о наличии ее вины в несвоевременном начислении и выплате "ФИО1" компенсации являются обоснованными.
Судебная коллегия считает, что решение суда принято без учета всех обстоятельств по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что 20 июля 2011 года СоколоваЕ.Н. была принята к ответчику на работу на должность бухгалтера отделения ресурсного обеспечения финансового и ресурсного обеспечения УФМС России по Чувашской Республике (трудовой договор N от 19 июля 2011 года). 14 июня 2013 года она переведена бухгалтером в отдел финансового обеспечения (дополнительное соглашение N от 14 июня 2013 года).
Приказом от 5 мая 2014 года N на истицу возложено временное исполнение обязанностей начальника отдела -главного бухгалтера отдела финансового обеспечения.
19 декабря 2014 года СоколоваЕ.Н. уволена с должности бухгалтера отдела финансового обеспечения УФМС России по Чувашской Республике по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ N от 19 октября 2014 года).
Приказом N от 22 декабря 2014 года СоколоваЕ.Н. принята на федеральную государственную гражданскую службу на должность начальника отдела - главного бухгалтера отдела финансового обеспечения УФМС России по Чувашской Республике. 22 декабря 2014 года между сторонами заключен служебный контракт на неопределенный срок.
Приказом от 22 июня 2015 года N предписано провести служебную проверку по фактам, изложенным в докладной записке ИвановойЛ.А., временно исполняющей обязанности начальника отдела кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции УФМС России по Чувашской Республике, в которой указывается, что при увольнении 2 сентября 2014 года государственного гражданского служащего "ФИО1" с государственной гражданской службы начислена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 8 дней, в нарушение ст.84.1, 140 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.36 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск в количестве 7 дней начислена и выплачена только 23 сентября 2015 года. Для проведения проверки создана комиссия в составе "ФИО3" (председатель комиссии), членов комиссии "ФИО4", "ФИО5", "ФИО6", "ФИО7"
От истицы СоколовойЕ.Н. истребованы объяснения, которые были представлены ею 24 июня 2015 года. В объяснениях указывается, что копия приказа о расторжении служебного контракта с федеральным государственным гражданским служащим "ФИО1" от 27 августа 2014 года N получена ею 28 августа 2014 года. В приказе не указано на выплату "ФИО1" при увольнении денежной компенсации за дополнительный отпуск за выслугу лет в количестве дней, просчитанных кадровой службой. О наличии ошибки было устно сообщено начальнику кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции "ФИО2" Бухгалтерами было предложено сделать еще один приказ о выплате "ФИО1" денежной компенсации за дополнительный отпуск за выслугу лет, просчитать количество дней неиспользованного дополнительного отпуска за выслугу лет в целях доначисления фонда заработной платы за август 2014 года и выплате денежной компенсации. Однако этого сделано не было, а 19 сентября 2014 года поступил новый текст приказа N от 28 августа 2014 года, имеющий дополнение о том, что отпуск за выслугу лет в количестве 10 дней не использован. При этом считала указание на 10 дней дополнительного отпуска ошибочным, так как количество дней неиспользованного отпуска необходимо исчислять пропорционально отработанному времени. В сентябре 2014 года "ФИО1" произведено доначисление за 7 дней неиспользованного дополнительного отпуска за выслугу лет на сумму 3392 руб. 34 коп., с которых произведено удержание НДФЛ 441 руб. Сумма к выдаче 2951 руб. 34 коп. была перечислена на карту "ФИО1" по платежной ведомости от 19 сентября 2014 года, списание денежных средств со счета УФМС России по Чувашской Республике произведено 23 сентября 2014 года.
По заключению служебной проверки, утвержденной 22 июля 2015 года, установлено, что имела место несвоевременная выплата "ФИО1" денежной компенсации за дополнительный отпуск за выслугу лет, которая была осуществлена 23 сентября 2014 года. Имеется ссылка на объяснения СоколовойЕ.Н. В отделе делопроизводства и режима УФМС России по Чувашской Республике находится 1 экземпляр приказа от 27 августа 2014 года N, в котором не указаны дни дополнительного отпуска, подлежащие компенсации, согласованного и принятого к исполнению СоколовойЕ.Н. 28 августа 2014 года. Проект приказа об увольнении "ФИО1" от 27 августа 2014 года N, подготовленный специалистом-экспертом отдела кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции "ФИО8", был согласован с руководителем отдела финансового обеспечения и не вызывал возражений по тексту, касающегося осуществления компенсационных выплат. "ФИО8" находилась в замещаемой должности с июля 2014 года, не имела необходимых навыков работы в кадровом подразделении. На отдел финансового обеспечения возложены функции по своевременному начислению и выплатам заработной платы и иных видов выплат и компенсаций сотрудникам (сотрудникам органов внутренних дел, федеральным государственным гражданским служащим и работникам) УФМС России по Чувашской Республике. На отдел кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции возложены функции по надлежащей подготовке проектов приказов по личному составу. В своих выводах комиссия полагала, что факты, изложенные в докладной записке "ФИО3", подтвердились (пункт 2), за нарушение требований ст.140 Трудового кодекса Российской Федерации, п.5 ст.36 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", выразившееся в несвоевременной выплате уволенному федеральному государственному гражданскому служащему компенсации за неиспользованный отпуск за выслугу лет, начальник отдела -главный бухгалтер отдела финансового обеспечения СоколоваЕ.Н. заслуживает привлечения к ответственности, однако принимая во внимание, что предусмотренный законом срок наложения дисциплинарного взыскания истек, строго указать ей на недопущение впредь подобных нарушений (пункт 4).
С заключением служебной проверки СоколоваЕ.Н. ознакомлена под роспись 22 июля 2015 года.
Как видно из представленных материалов, приказом УФМС России по Чувашской Республике N от 27 августа 2014 года с "ФИО1" расторгнут служебный контракт, он освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы 2 сентября 2014 года по п.3 ч.1 ст.33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В графе об использовании очередного отпуска указывается на использование сотрудником ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 12 календарных дней за период работы с 1 января по 2 сентября 2014 года.
Между тем с объяснениями СоколовойЕ.Н. представлены две копии приказа УФМС России по Чувашской Республике N от 27 августа 2014 года, подписанные начальником Управления, о расторжении служебного контракта и увольнении "ФИО1", с выполненными СоколовойЕ.Н. надписями об их получении 28 августа 2014 года и 19 сентября 2014 года, различаются содержанием строки об использовании очередного отпуска. Во второй копии приказа в строке об использовании очередного отпуска имеется дополнительное указание, что отпуск за выслугу лет в количестве 10 календарных дней сотрудником не использован. Подлинник второго (переделанного с учетом изменений) приказа, поступивший истице 19 сентября 2015 года, ответчиком безосновательно суду не представлен.
Из карточки счета и расчетных листков "ФИО1" следует, что за август 2014 года ему начислено денежное содержание, в том числе 4034 руб. 24 коп. компенсации за 8 дней неиспользованного отпуска, к выдаче на руки определена сумма 12457 руб. 67 коп., за сентябрь 2014 года начислено 3392 руб. 34 коп. компенсации за 7 дней неиспользованного отпуска, к выдаче на руки определено 2951 руб. 34 коп. Перечисление "ФИО1" производились платежным поручением N от 2 сентября 2014 года на сумму 12457 руб. 67 коп., и платежным поручением N от 23 сентября 2014 года на сумму 2951 руб. 34 коп.
Положением об отделе финансового обеспечения УФМС России по Чувашской Республике, утвержденным приказом от 14 июня 2013 года N84, предусмотрено, что в основные функции отдела входит в том числе обеспечение установленных нормативными -правовыми актами условий оплаты труда в системе ФМС России (п.2.7); отдел для осуществления своих задач и функций вправе запрашивать в установленном порядке и получать из подразделений Управления сведений и материалов, необходимых для выполнения задач ОФО (п.2.1.1); начальник отдела -главный бухгалтер имеет право запрашивать в установленном порядке и получать из структурных подразделений Управления, иных организаций и подразделений, ФМС России сведений и материалов, необходимых для исполнения возложенных на отдел задач и функций (п.3.7.3).
Положением об отделе кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции, утвержденного приказом от 31 декабря 2010 года N131, предусмотрено, что отдел организовывает и оформляет подготовку проектов актов Управления, связанных с поступлением на службу (работу), ее прохождением, заключением служебного контракта (трудового договора), назначением на должность, перемещением, освобождением от замещаемой должности, увольнением и выходом на пенсию (п.3.1.15); производит подсчет трудового стажа сотрудников внутренних дел, работников и стажа государственной гражданской службы (п.3.1.18); составляет ежегодный график отпусков и осуществляет контроль за его соблюдением (п.3.1.24).
Поскольку в ходе служебной проверки не было установлено, что отдел финансового обеспечения обладал сведениями о положенных "ФИО1" основном и дополнительном отпусках, количестве дней использованных "ФИО1" отпусков, при начислении денежного содержания руководимый СоколовойЕ.Н. отдел не мог руководствоваться предположениями о правах увольняемого сотрудника, заключение служебной проверки о наличии вины начальника отдела организации финансового обеспечения -главного бухгалтера СоколовойЕ.Н. в несвоевременном начислении "ФИО1" компенсации за неиспользованные дни дополнительного отпуска не мотивированы. Также не принят во внимание тот факт, что возглавляемое истицей подразделение руководствуется при начислении увольняемому сотруднику выплат компенсации за неиспользованный отпуск данными, предоставляемыми кадровым подразделением, тогда как служебной проверкой установлено, что в подготовленном сотрудниками отдела кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции приказе об увольнении "ФИО1" не имелось сведений о количестве дней использованного сотрудником дополнительного отпуска.
Доводы ответчика о том, что наличие в проекте приказа об увольнении "ФИО1" сведений об использовании сотрудником ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 12 календарных дней за период работы с 1 января по 2 сентября 2014 года являлось достаточным для начисления и выплаты компенсации за неиспользованный как за основной, так и дополнительный отпуск, судебная коллегия отклоняет, поскольку у истицы отсутствовали достоверные сведения о неиспользованных днях дополнительного отпуска "ФИО1", и как было указано ранее, отдел не мог руководствоваться предположениями о правах увольняемого сотрудника.
В судебном заседании представителями ответчика приведены доводы о том, что истица проставила свою подпись при согласовании проекта приказа об увольнении "ФИО1", была знакома с распиской-расчетом при увольнении и этим самым согласилась с правильностью сведений о причитающихся выплатах при увольнении, среди которых отсутствовала компенсация за неиспользованный дополнительны отпуск.
Судебная коллегия отклоняет указанные доводы ответчика, поскольку после согласования проекта приказа истица с 28 августа 2015 года стала обращаться в отдел кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции о необходимости выплаты "ФИО1" компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, о чем она указала в своих письменных объяснениях. Косвенно ее объяснения подтверждаются тем, что специалист-эксперт отдела кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции "ФИО8", подготовившая проект приказа в отношении "ФИО1", считала невозможным выплату компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за ненормированный служебный день по причине отсутствия у "ФИО1" переработки рабочего времени сверх установленной продолжительности служебного времени, о чем "ФИО8" указала в своих письменных объяснениях (л.д. 99-100). То есть отделом кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции УФМС России по Чувашской Республике по причине неправильного толкования норм материального права не мог быть подготовлен проект приказа о расторжении служебного контракта и увольнении "ФИО1" с указанием на неиспользование дополнительного отпуска, тогда как в силу ч. 4 ст. 45 Федерального закона от 27 июля 2004года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется за сам факт установления гражданскому служащему ненормированного служебного дня, а не за фактическое время работы сверх установленной продолжительности служебного времени. Выплата "ФИО1" указанной компенсации 23 сентября 2015 года подтверждает бездействие отдела кадрового, правового обеспечения и противодействия коррупции в предоставлении отделу финансового обеспечения сведений о количестве дней неиспользованного дополнительного отпуска "ФИО1"
Таким образом, учитывая то, что представитель нанимателя не установилконкретную вину СоколовойЕ.Н. и руководимого ею отдела финансового обеспечения в несвоевременной выплате компенсации за дни неиспользованного дополнительного отпуска, не доказал ее в установленном порядке, проведенная служебная проверка не могла служить основанием для выводов о наличии вины СоколовойЕ.Н. в несвоевременном начислении и выплате "ФИО1" компенсации за неиспользованные дни дополнительного отпуска.
Судебная коллегия считает также ошибочным выводы суда первой инстанции о том, что результаты служебной проверки не затрагивают и не нарушают права истицы ввиду увольнения с работы.
Служенной проверкой установлено ненадлежащее исполнение истицей должностных обязанностей, тогда как надлежащее исполнение гражданским служащим должностного регламента может учитываться в случаях, прямо указанных Федеральным законом от 27 июля 2004года N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Например, результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего (ч. 4 ст. 47); к дополнительным выплатам гражданского служащего относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (п. 4 ч. 5 ст. 50); при применении дисциплинарного взыскания учитываются в том числе предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 3 ст. 58); при применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона, учитываются в том числе предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2 ст. 59.3); принципом назначения на должность гражданской службы гражданских служащих является учет их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств (п. 1 ч. 1 ст. 60). Таким образом, сведения о результатах исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей являются характеризующими данными гражданского служащего, могут быть использованы и после расторжения служебного контракта.
С учетом несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права в силу п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия отменяет решение суда первой инстанции об отказе истице в удовлетворении ее требований о признании п.4 заключения служебной проверки УФМС России по Чувашской Республике от 22 июля 2015 года и принимает новое решение об удовлетворении требования.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 26 ноября 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым признать незаконным пункт 4 заключения служебной проверки Управления Федеральной миграционной службы России по Чувашской Республике от 22 июля 2015 года в отношении Соколовой Е.Н.
Председательствующий: Лысенин Н.П.
Судьи: Агеев О.В.
Алексеева Г.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.