Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Губаревой С.А., судей Ярадаева А.В., Арслановой Е.А., при секретаре Степановой Е.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азов", общественной организации "Федерация футбола г. Чебоксары" к администрации г. Чебоксары о признании частично недействующим пункта 3 Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 23 декабря 2009 года N 293 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности", поступившее по апелляционным жалобам общества с ограниченной ответственностью "Азов", общественной организации "Федерация футбола г. Чебоксары" на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 22 декабря 2015 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., судебная коллегия
установила:
Постановлением администрации г.Чебоксары от 23 декабря 2009 года N 293 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности" утвержден Порядок расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности (далее также - Порядок), который официально опубликован в периодическом печатном издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 29 декабря 2009 года N 13.
Пункт 3 Порядка (в действующей редакции) устанавливает, что размер годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, определяется по следующей формуле:
А = К кад. ст. x К1 x К2 x К3,
где:
А - годовой размер арендной платы арендуемого земельного участка;
К кад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 10.06.2004 N 1287 (приложение N 1 к Порядку);
К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19.06.2006 N 148 (приложение N 1 к Порядку);
К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов (приложения N 1, 2 к Порядку).
В приложениях N 1,2 к Порядку приведены перечень видов разрешенного использования земельных участков для расчета величины годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и коэффициенты, корректирующие доходность местного бюджета.
Общество с ограниченной ответственностью "Азов" (далее также - ООО "Азов") и общественная организация "Федерация футбола г. Чебоксары" (далее также - ОО "Федерация футбола" г.Чебоксары) обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г.Чебоксары об оспаривании отдельных положений Порядка, в том числе приведенного выше пункта 3.
С учетом уточнения предмета административного иска в порядке ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ссылаясь на несоответствие оспариваемых положений Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", ООО "Азов" просило признать недействующим пункт 3 Порядка в части, устанавливающей коэффициент К3 в целях применения для расчета арендной платы за пользование земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности, предоставленными для строительства (размещения) объектов физической культуры и спорта в кадастровом квартале 21:01:030405, в размере выше, чем 0,0057, а ОО "Федерация футбола г.Чебоксары" просила признать недействующим пункта 3 Порядка в части, устанавливающей на 2014-2015 годы коэффициент К3 в целях применения для расчета арендной платы за пользование земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности, находящимися в кадастровом квартале N, на которых расположены объекты физической культуры и спорта, в размере выше, чем 0,0023.
В окончательном варианте административного искового заявления ООО "Азов" и ОО "Федерация футбола г.Чебоксары" обосновали заявленные требования тем, что пункт 3 Порядка устанавливает различные размеры коэффициента К3 для расчета арендной платы за земельные участки, предназначенные для размещения негосударственных (немуниципальных) и государственных (муниципальных) учреждений культуры и спорта, что противоречит ст.15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая запрещает принимать нормативные акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, создающие дискриминационные условия, и не соответствует, в частности, принципам экономической обоснованности и запрета необоснованных предпочтений, указанным в утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, нарушает их право платить за пользование земельными участками, относящимися к неразграниченной государственной собственности, на которых расположены находящиеся в их собственности объекты недвижимости, не в произвольном, а в экономически обоснованном размере, с учетом установленного запрета на ограничение конкуренции и предоставление необоснованных предпочтений.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары от 22 декабря 2015 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
ООО "Азов" и ОО "Федерация футбола г.Чебоксары" подали апелляционные жалобы, в которых просят об отмене решения суда, которое считают незаконным и необоснованным, и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, участвующим в деле прокурором представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения представителя ООО "Азов" и ОО "Федерация футбола г.Чебоксары" Бондарчук Т.Е., поддержавшей апелляционные жалобы, представителя администрации г.Чебоксары Ахрамеева А.А., возражавшего против их удовлетворения, заслушав заключение прокурора Арюхиной Ю.М., полагавшей, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Из пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации также следует, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу действовавших до 1 марта 2015 года (Федеральный закон от 23 июня 2014 года N171-ФЗ) положений пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Во исполнение требований статьи 65 Земельного кодекса Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об Основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582).
Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в настоящее время) размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
К утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Вопросы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, урегулированы соответствующим Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года N 148 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов".
Пунктом 2 названного Порядка установлено, что размер годовой арендной платы за земельные участки определяется по следующей формуле:
А = К кад. ст. x К1 x К2 x К3,
где:
А - годовой размер арендной платы за арендуемый земельный участок;
К кад. ст. - кадастровая стоимость арендуемого земельного участка;
К1 - процент от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, равный налоговой ставке земельного налога, утвержденной органами местного самоуправления;
К2 - коэффициент, характеризующий вид разрешенного использования арендуемого земельного участка (приложение);
К3 - коэффициент, корректирующий доходность местных бюджетов, устанавливаемый органами местного самоуправления для земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При этом механизм определения коэффициента К3 не установлен.
В Приложении к данному Порядку указаны коэффициенты К2, характеризующие вид разрешенного использования земельного участка.
Частью 1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8).
Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Дискриминационными в силу пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 72 Конституции Российской Федерации, статей 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавших до 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N171-ФЗ), статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса российской Федерации" (действовавшего до 1 марта 2015 года - Федеральный закон от 23 июня 2014 года N171-ФЗ), Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 июня 2006 года N 148 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Чувашской Республики, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов", Порядка расчета арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением администрации г.Чебоксары от 23 декабря 2009 года N 293 "Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности", пришел к выводам, что оспариваемый Порядок принят в пределах компетенции администрации г.Чебоксары и опубликован в установленном порядке; что увеличение корректирующего коэффициента К3 является целесообразным и экономически обоснованным, поскольку он дифференцирован исходя из зонирования территории и вида разрешенного использования земельных участков, определен с учетом принципов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582; что у субъекта Российской Федерации имеется полномочие на установление порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а у администрации г.Чебоксары - на установление коэффициента К3, корректирующего доходность местного бюджета.
Ссылки административных истцов на предоставление пунктом 3 Порядка необоснованных предпочтений и на необходимость поддержки ведущегося административными истцами социально значимого вида деятельности суд признал несостоятельными, указав, что ОО "Федерация футбола г.Чебоксары" для достижения поставленных целей и задач согласно уставу имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, а источниками образования его средств являются, в том числе доходы от предпринимательской деятельности, и что согласно статьям 55,60 Гражданского кодекса Российской Федерации общества с ограниченной ответственностью относятся к коммерческим организациям, в связи с чем административные истцы не осуществляют социально значимую деятельность, и оспариваемая норма их прав не нарушает.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не нашел оснований для признания недействующим в оспариваемой части пункта 3 Порядка, как не соответствующего нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Судебная коллегия находит, что суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, основаны на нормах действующего законодательства и доказательствах, получивших оценку в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении и разрешении дела правильно установлено, что оспариваемые положения пункта 3 Порядка не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административных истцов, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Что касается правоотношений между административными истцами и административным ответчиком, основанных на применении пункта 3 Порядка, и связанных с применением пункта 3 Порядка вопросов субъективных прав административных истцов, то они не входят в предмет судебного разбирательства по административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта.
Доводы апелляционных жалоб о неправильности решения по своей сути аналогичны доводам административных истцов в суде первой инстанции, который при рассмотрении и разрешении дела по существу уже дал им надлежащую правовую оценку.
Несогласие административных истцов с установленными судом обстоятельствами дела, выводами суда, произведенной судом оценкой доказательств и примененными судом нормами материального и процессуального права, что также следует из апелляционных жалоб, на неправильность решения не указывает.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
оставить без удовлетворения апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Азов", общественной организации "Федерация футбола г. Чебоксары" на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 22 декабря 2015 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.