Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Ваулина А.А., Клюкиной О.В.,
при секретаре Матвеевской А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Пономарева С.И. на решение
Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 января
2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Пономарева С.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле о перерасчете пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пономарев С.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в
г. Йошкар-Оле, в котором с учетом уточнения в судебном заседании исковых требований просил обязать отменить решение ответчика "N" от
7 сентября 2015 года в части назначения пенсии по старости с "дата" в размере 14 678 рублей 59 копеек; обязать ответчика включить в страховой стаж период учебы в институте с "дата" по "дата" на основании пункта 8 статьи 13 Федерального закона от
28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", подпункта "в" пункта 1, подпункта "и" пункта 109, пункта 127 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, что подтверждено записями в трудовой книжке N 7 и N 10, в количестве 3 года 9 месяцев 18 дней; периоды ухода за инвалидом 1 группы с "дата" по "дата" на основании пункта 6 статьи 12 Закона
"О страховых пенсиях" - 5 лет 8 месяцев 7 дней; период службы в армии по призыву с "дата" по "дата" на основании пункта 1.1 статьи 12 Закона "О страховых пенсиях", пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в двойном размере - 3 года 11 месяцев 28 дней; период работы в районах Крайнего Севера с "дата" по "дата", на основании пункта 8 статьи 13 Закона "О страховых пенсиях", статьи 28 Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в полуторном размере; период работы в районах Крайнего Севера с "дата" по "дата" на основании пункта 8 статьи 13 Закона "О страховых пенсиях", пункта 3.2.4 срочного трудового договора с ООО "Усинское Управление технологического транспорта" N 150 от 15 июня 2011 года, пункта 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР N 1908-УП от 26 сентября 1967 года "О расширении льгот для лиц, работающих в районах крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", подпункта "д" пункта 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" в полуторном размере - 5 лет 2 месяца 2 дня; исчислить стаж 44 года 1 месяц 15 дней - общий страховой стаж, страховой стаж на 1 января 2002 года
27 лет 6 месяцев 25 дней, стаж для валоризации на 1 января 1991 года -
13 лет 9 месяцев 28 дней; обязать ответчика назначить пенсию с "дата" в сумме 17 631 рублей 39 копеек, в том числе 13 247 рублей
80 копеек страховая часть, 4 383 рубля 59 копеек - базовая часть; взыскать недополученную пенсию в сумме 34 747 рублей 56 копеек за период с
"дата" по 1 марта 2016 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Пономарев С.И. выражает несогласие с решением суда, полагая, что судом нарушены нормы процессуального и материального права. Указывает, что судом не была дана оценка имеющимся в деле доказательствам, не вынесены на обсуждение нормативные акты, на которые истец ссылался в исковом заявлении, не применены законы, подлежащие применению, не применена редакция Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшая до 1 января 2002 года.
Выслушав объяснения Пономарева С.И., поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, выплатного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Со дня вступления в силу указанного Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется только в части, регулирующей исчисление размера трудовых пенсий, и подлежит применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Йошкар-Олинского городского суда от 09 июля 2015 года решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл "N" от 6 апреля 2015 года об отказе Пономареву С.И. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признано незаконным; на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда России в г. Йошкар-Оле Республики
Марий Эл возложена обязанность включить в специальный трудовой стаж (по Списку N 2) Пономарёва С.И. период работы с "дата" по "дата"; назначить Пономарёву С.И. досрочную трудовую пенсию по старости с "дата". Данное решение суда исполнено - решением Управления от 7 сентября 2015 года "N" Пономареву С.И. с "дата" назначена пенсия в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу 1 января 2002 года, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по формуле, в которую включено понятие расчетного размера трудовой пенсии.
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3, либо в порядке, установленном пунктом 4, либо в порядке, установленном пунктом 6 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
При расчете пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" могут быть учтены: в частности, служба в Вооруженных Силах бывшего СССР, периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, периоды ухода за инвалидом I группы.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением, в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере; периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
В таком случае конвертация пенсионных прав будет производиться по нормам ранее действующего законодательства. Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей
62 копеек. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В материалах дела имеется подробный расчет пенсии, произведенный пенсионным органом и исчисляемый в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", выполненный с учетом всех коэффициентов индексации на дату назначения пенсии, а также с учетом коэффициента Крайнего Севера. Данный расчет проверен судом первой инстанции, признан верным и более выгодным по сравнению с расчетом, произведенным по правилам пункта 4 статьи 30 указанного Закона.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку как следует из материалов выплатного дела Пономарева С.И., при расчете пенсии по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионный капитал на дату назначения пенсии составил 963 961 рубль 91 копейку, расчетная пенсия - 1 562 рубля
39 копеек, пенсионный капитал на 1 января 2002 года - 171 681рубль
82 копейки, тогда как при расчете пенсии по пункту 4 статьи 30 указанного Закона пенсионный капитал на дату назначения составил 779 090 рублей
86 копеек, расчетная пенсия - 1 000 рублей 62 копейки, пенсионный капитал на 1 января 2002 года - 138 756рублей 24 копейки.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что возможность смешения формул подсчета размеров трудовых пенсий граждан, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующим пенсионным законодательством не предусмотрена.
При этом довод жалобы о необоснованности отказа в применении к порядку подсчета стажа для исчисления размера пенсии законодательства, действовавшего в период выполнения работы, поскольку это умаляет право истца на социальное обеспечение, устанавливает неравенство по признакам военной службы, образования и наличия родственника-инвалида, нельзя признать состоятельным.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержащаяся в пункте 4 статьи 30 указанного Закона норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Ссылка в жалобе на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 года N 27-П, которым признаны частично не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2), положения пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", пункта 1 статьи 10, пункта 1 статьи 16, пункта 1 статьи 29.1 и пунктов 1 и 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ошибочна. Указанные положения признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации только в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью, которые находились на его иждивении, не гарантирует этим лицам пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца в размере, соотносимом с утраченным доходом семьи в виде заработной платы судьи (ежемесячного пожизненного содержания пребывавшего в отставке судьи), на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса. То есть действие данного Постановления распространяется только на правоотношения, участниками которых являются нетрудоспособные члены семьи судьи (пребывавшего в отставке судьи), умершего вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью.
Также судом первой инстанции правильно указано, что применение ранее действовавшего пенсионного законодательства, предусматривавшего, в том числе, исчисление стажа в полуторном и двойном размере, включение в стаж периодов учебы и т.д., в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" допускается только при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию, но не в целях расчета размера пенсии.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные выводы, они также не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
При разрешении спора судом первой инстанции установлены все юридически значимые для дела обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пономарева С.И. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи А.А. Ваулин
О.В. Клюкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.