Судья Сахалинского областного суда Богомолова Ю.А., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу генерального директора открытого акционерного общества " "данные изъяты"" П.А.А. на решение судьи Анивского районного суда от 28 января 2016 г. по делу о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
постановлением исполняющего обязанности Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора от 30 июня 2015 г. в отношении должностного лица - управляющего директора открытого акционерного общества " "данные изъяты"" (далее - ОАО " "данные изъяты"", Общество) П.А.А. возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанное постановление с иными материалами направлено для рассмотрения в Сахалино-Курильское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Постановлением начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Анивскому району Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 25 августа 2015 г. N П.А.А. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением взыскания в виде административного штрафа в размере 8000 рублей.
Данное постановление П.А.А. обжаловал в суд.
Решением судьи Анивского районного суда от 28 января 2016 г. постановление оставлено без изменения.
На решение судьи П.А.А. подана жалоба, в которой он просит его отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, а также неуведомлением его о времени и месте рассмотрения должностным лицом административного органа дела об административном правонарушении.
В судебном заседании, назначенном на 18 апреля 2016 г. в 15.00 ч., объявлялся перерыв до 19 апреля 2016 г. 10.00 ч.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, опросив в качестве свидетеля Х.Е.Э., выслушав защитника П.А.А. - К.И.Д. поддержавшего жалобу, заключение помощника Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора П.А.В. об оставлении решения без изменения, прихожу к следующему.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание административным органом условий, необходимых для реализации права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе предусматривает обязательное извещение его о времени и месте рассмотрения дела.
При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, но при этом позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Как следует из материалов дела, дело об административном правонарушении в отношении П.А.А. 25 августа 2015 г. рассмотрено административным органом в его отсутствие.
Однако доказательств, подтверждающих факт получения П.А.А. извещения и его осведомленность о времени и месте рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в материалах дела не имеется.
Передача сотрудниками отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Анивскому району копии определения об отложении рассмотрения дела секретарю Общества надлежащим уведомлением должностного лица признано быть не может, поскольку не свидетельствует о получении информации о рассмотрении дела непосредственно П.А.А.
Ссылка судьи на показания опрошенного в качестве свидетеля Х.Е.Э. является неправомерной, поскольку они получены без соблюдения требований, установленных частью 5 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы на решение судьи Х.Е.Э. факт личного уведомления П.А.А. о рассмотрении дела 25 августа 2015 г. не подтвердил.
При таких данных, вывод судьи о надлежащем уведомлении П.А.А. о рассмотрении дела об административном правонарушении не может быть признан правильным.
Поскольку установленный законом порядок рассмотрения дела об административном правонарушении является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении, его несоблюдение свидетельствует о незаконности постановления о привлечении лица к административной ответственности.
Указанное является самостоятельным основанием, влекущим отмену решения судьи Южно-Сахалинского городского суда и постановления должностного лица административного органа и возвращение дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
решение судьи Анивского районного суда от 28 января 2016 г. и постановление начальника отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Анивскому району Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 25 августа 2015 г. N отменить.
Дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении управляющего директора ОАО " "данные изъяты"" П.А.А. возвратить на новое рассмотрение в отдел государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по Анивскому району Сахалино-Курильского территориального управления Федерального агентства по рыболовству.
Судья Сахалинского областного суда Ю.А. Богомолова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.